Правосознание и правовая культура общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы – является комплексный анализ правосознания и правовой культуры как социально-правовых феноменов общественной жизни.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить историю зарождения и формирования теории правосознания и правовой культуры в отечественной юридической науке
2. Проанализировать особенности формирования российского правосознания.
3. Раскрыть содержание понятия правосознания, его сущности и функций.
4.Изучить структуру, уровни и виды правосознания.
5. Выявить понятие правовой культуры. Определить соотношение понятий «правовая культура» и «правосознание».
6. Рассмотреть структуру и виды правовой культуры.
7. Рассмотреть понятие «правового нигилизма», как антипода правовой культуры общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ИСТОРИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.1. История развития теории правосознания и правовой культуры в отечественной юридической науке
1.2. Особенности формирования российского правосознания и правовой культуры
ГЛАВА 2. ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
2.1. Понятие, сущность и функции правосознания
2.2. Структура, уровни и виды правосознания
ГЛАВА 3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА
З.1. Понятие правовой культуры. Соотношение понятий «правовая культура» и «правосознание»
3.2. Структура и виды правовой культуры
3.3. Правовой нигилизм, как антипод правовой культуры общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 82.54 Кб (Скачать файл)

-правовую идеологию;

-правовую психологию;

-правовую мораль.

Выделяя указанные элементы, следует помнить, что это условное структурирование, которое используется в целях более глубокого познания данного явления. В реальности же правосознание выступает как целостное явление.»10

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, оценок и представлений о праве. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на теоретическом, достаточно обобщенном и абстрактном уровне, на основе глубокого анализа правовых явлений. Содержание правовой идеологии обуславливается многими факторами:

-  достигнутым уровнем социально-экономического развития;

-  уровнем правовой системы и систем государственной власти;

-  социальной структурой общества;

-  соотношением интересов различных социальных групп;

-  национальными традициями.

Среди элементов правовой идеологии главенствующее положение занимают правовые идеи. В них фиксируются не только отношения к существующему действующему праву, но и пожелания или представления того, каким оно должно быть. Большинство исследователей права считает, что в условиях формирования правовой государственности ведущими компонентами правовой идеологии должны быть идеи установления и функционирования демократических процедур, обеспечения прав и свобод граждан, связанности государства правом.

Правовая психология включает в себя различного рода чувства, переживания по поводу функционирующего права, справедливого или несправедливого применения правовых норм, нарушения законов, их соблюдения и т.д. Эти чувства могут выражать одобрение, радость, удовлетворение в отношении справедливых законов, правопослушного поведения людей. И наоборот, эти чувства могут выражать недовольство, возмущение, гнев по поводу несправедливых законов, произвола чиновников, беззакония, совершаемых преступлений. Правовая психология возникает под непосредственным воздействием повседневных условий практической жизни. Причем реакция на различные правовые явления вырабатывается у человека не только под влиянием особенностей его индивидуального сознания и условий жизни, но и в результате его взаимодействия с другими людьми. Правовая психология не поднимается до уровня теоретических обобщений, не способна проникнуть глубоко в сущность правовых явлений. Но она является начальной формой правовой идеологии, почвой, на которой правовая идеология вырастает.

С известной долей условности в качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представление людей о действующем праве, его реализации и развитии с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает и воспроизводит реальные жизненные процессы через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Оно с позиций этих моральных принципов, требований оценивает правовые установления, правовую деятельность.

В юридической литературе встречаются и иные подходы к структуре правосознания. Выделяются, например, поведенческие элементы, к которым относятся юридические мотивы поведения внутренние установки и готовность действовать. Однако вряд ли правильно процессы мотивации, формирования в сознании человека установок к действию относить к сфере поведения. Они относятся к сфере психической, мыслительной деятельности человека, к сфере его сознания. Поведение же выходит за рамки этой деятельности, является ее результатом. Оно проявляется в объективно внешне выраженном деянии и, таким образом, не может быть элементом правосознания. Мотивы, внутренние установки к действию полностью охватываются правовой идеологией и правовой психологией.

По своей природе правосознание как система представляет собой сложную структуру мыслительных, эмоциональных, волевых процессов на уровне индивидов, социальных групп, общества в целом. Причем эти процессы могут, как восходить к теоретическим обобщениям, формировать правовые идеи общества, идеологию соответствующих социальных групп, так и находиться на уровне правовых чувств, эмоций и др. Это предопределяет возможность деления правосознания на различные виды. В зависимости от уровня, глубины знания права, его особенностей как регулятора общественных отношений правосознание можно классифицировать на обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное правосознание складывается под влиянием непосредственных жизненных обстоятельств, стихийно, на основе конкретных условий жизни человека, его жизненного опыта, повседневных факторов. Нередко оно носит характер довольно упрощенных, поверхностных суждений о праве и отражает непосредственно житейски-воспринимаемые конкретные правовые явления. Наибольшую роль в обыденном правосознании играют психологические элементы, т.е. чувства, эмоции, переживания.

Научное (теоретическое) правосознание в отличие от обыденного формируется на основе глубоких исследований социальной действительности, широких правовых обобщений. Оно представляет собой теоретическое осмысление права и правовых явлений. Именно научное правосознание является непосредственным источником правотворчества, служит совершенствованию юридической практики. Содержание научного правосознания составляют в основном правовая идеология, система теоретических правовых знаний.

Профессиональное правосознание представляет собой специализированное правосознание юристов. Для юриста умение научно мыслить о праве является его профессиональным отличием. Особенности профессионального правосознания проявляются в восприятии данной профессиональной группой ценностей права в комплексе, умении анализировать правовую действительность на уровне теоретических обобщений, принимать правильные решения и грамотно осуществлять реализацию права, активно влиять на позитивное восприятие другими гражданами права, правового регулирования и т.п.

По субъектам правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное (общесоциальное). Это деление условно. Индивидуальное и групповое правосознание носит общий характер, общесоциальное и групповое – не существует вне индивидуального сознания.

Общественное правосознание выражает правовые воззрения большинства или всех членов общества. Оно обобщает правовые воззрения, принадлежащие любому человеку, как бы фильтруя их сквозь призму сложившихся традиций, культуры общества, уровня нравственности, правовых достижений. Общественное правосознание, с одной стороны, проявляется в концептуально оформленных идеях, принципах, понятиях, отражающих оценку роли права в жизни общества, как достижения культуры человечества. Это высокий уровень обобщения многоаспектных проявлений права, показывающий его ценность и важность для обеспечения жизнедеятельности общества. Оно проявляется и в теоретических разработках по совершенствованию правового регулирования и т.д. Такое проявление общественного правосознания отнюдь не всегда исходит от официальных властей или реально ими поддерживается. Новые правовые идеи чаще всего исходят от научных кругов, прогрессивных государственных деятелей, а также характерно для тех обществ, где в достаточной степени сформирована правовая государственность. С другой стороны, общественное правосознание проявляется в массовых представлениях о праве. Такие представления могут носить неглубокий характер, но в целом благоприятный для функционирования и развития права. Однако они могут отражать и нигилистическое отношение к праву.

Таким образом, общественное правосознание аккумулирует в себе весь спектр воззрений на правовую реальность, ее оценки индивидами, социальными группами, включая высокий научный уровень и широко распространенные, но поверхностные, упрощенные представления о праве.

В этой связи представляется не совсем верным отождествление некоторыми авторами общественного и массового правосознания.

Общественное правосознание действительно не является некоей суммой представлений о праве всех членов общества в отдельности. Видимо, оно выражает в большей степени наиболее общие, совпадающие оценки права и правовых явлений. Однако верно и то, что общественное правосознание не может существовать вне индивидуального. Следовательно, на его формирование влияют как массовые, весьма общие представления о праве, так одновременно и представления научные, высокого уровня, носителями которых является относительно небольшая группа членов общества. Массовое правосознание, очевидно, представляет собой определенную сторону, грань, определенный аспект общественного правосознания, но все же не является им самим.

В реальной жизни общественное правосознание проявляется, прежде всего, в правовой идеологии, в юридической науке, в законодательстве. Но оно одновременно проявляется и в массовых воззрениях на право, в том числе в прессе, в искусстве, в обыденных житейских поступках. Последние являются волевыми актами индивидов, но они обусловлены социально-правовой средой, в которой действует человек.

Различные формы проявления общественного правосознания есть результат сложного взаимодействия человека как члена общества и самого общества. В целом общественное правосознание отражает позитивные оценки правовой организации общества, стремление к ее усовершенствованию.

«Индивидуальное правосознание — это представление о праве, законности, правопорядке, о правовых требованиях отдельного человека, индивида.»11 Между общественным и индивидуальным правосознанием существует тесная взаимосвязь. Они взаимно дополняют и обогащают друг друга. Однако определяющее значение принадлежит общественному правосознанию. Ибо оно играет существенную роль в формировании индивидуального правосознания, которое происходит в процессе общей и правовой социализации личности. Правовое сознание индивида отражает юридическую действительность, но с учетом уже имеющихся представлений об общественных отношениях в сфере права.

Сильное влияние общественного правосознания на формирование индивидуального не означает, однако, что последнее во всех случаях с ним совпадает. Правосознание отдельных индивидов может находиться и в противоречии с общественным, ибо оно зависит от многих социальных факторов, от качеств самой личности, уровня ее образованности, моральных принципов и др.

По признаку субъектов в юридической литературе выделяется и групповое правосознание, под которым понимаются воззрения на право, и правовую практику различных социальных групп. Оно отражает общие интересы и потребности соответствующей социальной группы в их соотношении с интересами общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА  КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ  ОБЩЕСТВА

 
3.1. Понятие правовой культуры. Соотношение понятий «правовая культура» и «правосознание»

 

«Правовая культура – многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.»12

Правовая культура характеризует уровень правосознания, включает степень сознания права, на которую опираются исполнительная власть, должностные лица,

характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Правовая культура также имеет свою структуру: профессиональный и традиционно-бытовой пласты. Высокий уровень правовой культуры – один из признаков правового государства.

Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные придатки» права – юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры – политической, научной, художественной, так формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и тому подобное.

Правовая культура складывается синергетически, отражая, впрочем, уровень, условия существования различных обществ, этапы цивилизованного развития человечества.

Поскольку культура – выражение специфически человеческого способа деятельности, поскольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, то есть они могут заключать в себе одни и те же правила поведения.

Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов, не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения. Процесс институционализации отношений предполагает их формализацию и стандартизацию. Иначе субъект общественной жизни не смог бы предвидеть действия других субъектов, связанных с ним, и обеспечить взаимодействие – самую глубинную основу любого коллективного целого, в том числе и общества. Именно сформировавшаяся институционная система, регулирующая поведение людей, - одно из специфических отличий человеческого общества.

«Нормы культуры институцоинализируют отношения между людьми прежде всех прочих правил поведения. Непосредственно выражая качество человека, они образуют наиболее глубинную нормативную систему. То, что культурные нормы исторически первичны, несомненно. Они составляют основу всех остальных нормативных систем: нравственности, религии, эстетики, права. Оставаясь нормами культуры, они только приобретают новые дополнительные качества.»13

Обращаясь к праву, можно утверждать, что все юридические нормы суть нормы культуры, но не все нормы культуры суть юридические нормы. Осуществляемый обществом отбор культурных норм, после чего они оказываются включенными в право, производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет значение для общества или, во всяком случае, связано с осуществлением общих дел, оно должно стать общеобязательным, то есть сталь правом.

Информация о работе Правосознание и правовая культура общества