При первобытнообщинном
строе, когда на месте целостного общества
существовал конгломерат кровнородственных
коллективов, культурные нормы, разумеется,
всеобщего значения приобрести не могли,
а следовательно, общеобязательными, то
есть правовыми, не становились. Здесь
могли институонализироваться лишь личностные
(не общественные!) связи. Только после
формирования обмена как универсального
способа кооперации людей в общество безотносительно
к каким бы то ни было их личностным особенностям
норма культуры включалась в опосредствование
социального организма, становилась общеобязательной
и, стало быть, правовой. Правило поведения,
не ставшее нормой культуры, в право не
включается. Право,
следовательно, - часть культуры, ее сторона,
«момент».
3.2. Структура и
виды правовой культуры
«Структура правовой
культуры личности весьма многогранна.
Здесь можно вести речь о нескольких плоскостях
структуры: формах выражения, социальном
уровне, содержании и т.д. Юридическая
образованность личности выражается в
трех состояниях – правовых культурных
ориентациях, творческой деятельности
по их реализации и в полученных результатах
реализации.
Как определенная степень
развития индивида, правовая культура
человека проявляется прежде всего в подготовленности
его к восприятию прогрессивных правовых
идей и законов, в умении и навыках пользоваться
правом, а также в оценке собственных знаний
права. С этих позиций культура личности
характеризуется наличием правовых культурных
ориентации.
Далее, правовая культура
– это определенный характер и уровень
творческой деятельности личности, в процессе
которой она приобретает или развивает
свои правовые знания, умения, навыки.
Наконец, правовая культура выступает
как результат творческой деятельности
в сфере права. Последний способ существования
данного явления выражается как его внутренний
потенциал.»14
Предлагаемый подход
имеет не только теоретическое, но и практическое
значение. При анализе реального состояния
юридической культуры личности необходимо
учитывать уровень ее развития у населения.
Так, если правовую культуру рассматривать
лишь как юридический потенциал, то вольно
или невольно остаются в стороне не только
перспективы ее дальнейшего развития,
но и устойчивость уже приобретенной.
Первое обеспечивается правокультурной
творческой деятельностью, второе – выработкой
правовых ориентации.
В определении правовой
культуры как степени и характера правового
развития личности, обеспечивающих какие-то
стороны индивидуальной активности, содержатся
две несводимые характеристики. Первая
– это показатель социальной развитости
человека со стороны ее уровня и со стороны
направленности (типа).
С этих позиций структура
правовой культуры личности выступает
в двуедином качестве – типа человеческой
деятельности и ее ориентации на право,
отрасль, отдельный закон. Здесь можно
говорить о цивилистической, криминалистической,
административной и судебно-процессуальной
правовой культуре.
В зависимости
от носителя правовой культуры различают:
правовую культуру общества, личности
и профессиональной группы.
Правовая
культура общества - часть общей культуры,
представляющая собой систему ценностей,
накопленных человечеством в области
права и относящихся к правовой реальности
данного общества: уровню правосознания,
режиму законности и правопорядка, состояния
законодательства.
Культура общества является результатом
социально-правовой активности отдельных
личностей, коллективов и других субъектов
права.
Правовая культура личности - это обусловленные
правовой культурой общества степень
и характер прогрессивно-правового развития
личности.
Правовую культуру личности составляют:
правосознание и правовое мышление, правомерное
поведение, результаты правомерного поведения
и правового мышления.
Правовая
культура личности (общая и специальная
- профессиональная) способствует выработке
культурного стиля правомерного поведения,
который формируется в зависимости от
степени усвоения и проявления ценностей
правовой культуры, специфики и проявления
правовой культуры общества, специфики
профессиональной деятельности, индивидуальной
неповторимости творчества каждой личности.
Правовая
культура личности - это позитивное правовое
сознание в действии. Преобразование личностью
своих способностей и социальных качеств
на основе правового опыта – ее важная
составная часть.
Культурный стиль правомерного поведения
характеризуется постоянством соблюдения
принципов в правомерном поведении, спецификой
решения жизненных проблем, выражающейся
в особенностях выбора варианта правомерного
поведения в границах, которые определены
нормамиправа.
Профессиональная
правовая культура - одна из форм культуры,
свойственная общности людей, которая
профессионально занимается юридической
деятельностью, требующей специального
образования.
Профессиональной
правовой культуре присуща более высокая
степень знания и понимания правовых явлений
в соответствующих областях профессиональной
деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая
профессия имеет свою специфику, что обусловливает
особенности правовой культуры различных
ее представителей (судей, прокурорских
работников, сотрудников органов внутренних
дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.).
Причем, уровень профессиональной культуры,
например, сотрудников милиции различен.
Различия наблюдаются в правовой культуре
рядового и начальствующего состава, офицеров
различных подразделений милиции: уголовной,
общественной безопасности, транспортной,
государственной автомобильной инспекции,
охраны, специальной милиции. Профессиональная
культура работников автомобильной инспекции
отличается от аналогичной культуры сотрудников
подразделения уголовной милиции и т.д.
Имеет место общая закономерность: уровень
профессиональной культуры сотрудников
милиции, как правило, тем выше, чем ближе
они находятся к деятельности, осуществляемой
в сфере права.
Главное в профессиональной правовой
культуре - высокое место права, его верховенство
и соответствующее этому положение дел
в правовом поле государства: подготовка
юридических кадров, роль юридических
служб во всех сферах общественной и государственной
жизни, положение суда, адвокатуры, прокуратуры,
нотариата, милиции; развитость научных
юридических учреждений, эффективность
работы юридических профессиональных
общественных организаций и т.д.
«Выделяя три
вида правовой культуры, следует помнить,
что в реальной жизни они тесно взаимосвязаны:
правовая культура, как социальное явление,
едина; правовая культура общества не
существует вне правовой культуры его
членов (личности, группы); она является
условием, формой и результатом культурно-правовой
деятельности граждан и их профессиональных
групп.»15
Правовая
культура подразделяется на правовую
культуру личности, группы и общества
в целом. Особую разновидность групповой
и индивидуальной правовой культуры составляет
профессионально-правовая
культура
юристов.
Правовая
культура личности подразумевает уважительное
отношение к праву, достойный уровень
правовой информированности. Лицо, обладающее
правовой культурой, характеризуется:
- определенным
уровнем знания юридических норм;
- позитивным
правосознанием, то есть уважением
права;
- поведением,
основанном на уважении права.
Следовательно,
правовая культура личности – это единство
правовых знаний, положительного отношения
к праву и правомерного поведения. Источниками
правовых знаний личности служат практический
опыт, окружающая среда, СМИ и др. Они непосредственно
зависят от уровня образования личности,
возраста, рода занятий и т.п. Знание закона
является стимулом правомерного поведения.
Высокий уровень правовой культуры немыслим
без высоких нравственных качеств личности,
без навыков правомерного поведения и
правовой активности.
Групповая правовая культура свойственна
отдельным социальным группам, прежде
всего – профессионалам-юристам. Она зависит
от правосознания данной группы и испытывает
непосредственное влияние принятых в
обществе правовых ценностей, правовых
ориентаций отдельных личностей. Самостоятельную
и очень важную часть групповой культуры
составляет правовая молодежная культура,
которая формируется в учебных заведениях,
и в таких сферах, как, например, неформальные
объединения.
Профессионально-правовая культура – это глубокие,
объемные и формализованные знания законов
и подзаконных актов, а также источников
права, правильное понимание принципов
права и задач правового регулирования,
профессиональное отношение к праву и
практике его применения в строгом и точном
соответствии с правовыми предписаниями
или принципами законности, т.е. высокая
степень владения правом в предметно-практической
деятельности. Соответственно для каждого
юриста это степень овладения профессией,
уровень специальной подготовки.
Правовая культура общества – это составная
часть созданных им духовных ценностей.
Она охватывает все виды поведения и действий,
связанных с правовым общением и использованием
правовых средств регулирования общественных
отношений. Она зависит от уровня общественного
сознания, состояния и характера законодательства
и прочности существующего в стране правопорядка.
Она прямо связана с общим культурным
уровнем населения, функционирует во взаимодействии
с политической, нравственной, эстетической
и иными видами культуры населения и характеризуется
полнотой, развитостью и обеспеченностью
прав и свобод человека и гражданина; реальной
потребностью в праве; состоянием законности
и правопорядка в стране; степенью развитости
в обществе юридической науки и юридического
образования и т.п.
3.3. Правовой нигилизм,
как антипод правовой культуры
общества
Антиподом правовой
культуры является правовой нигилизм
общества и личности.
«Правовой нигилизм
- деформированное состояние правосознания
личности, общества, группы, характеризующееся
осознанным игнорированием требований
закона, ценности права, пренебрежительным
отношением к правовым принципам и традициям,
исключающее, однако, преступный умысел.»16
Термин «нигилизм» произошел
от латинского слова «nihil», которое означает
«ничто», «ничего». Это – одна из форм
мироощущения и социального поведения.
Нигилизм как течение общественной мысли
зародился давно, но наибольшее распространение
получил в прошлом столетии, главным образом
в Западной Европе и в России.
Характерным признаком нигилизма
является не объект отрицания, который
может быть лишь определителем его конкретного
вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность
и бескомпромиссность, этого отрицания
– с преобладанием субъективного, чаще
всего индивидуального начала. Здесь выражается
гипертрофированное, явно преувеличенное
сомнение в известных ценностях и принципах.
При этом, как правило, избираются наихудшие
способы действия, граничащие антиобщественным
поведением, нарушением моральных и правовых
норм. Плюс «отсутствие какой-либо позитивной
программы или, по крайней мере, ее абстрактность,
зыбкость, аморфность».
Правовой нигилизм - одно из
тех понятий, которое ныне активно "эксплуатируется"
как в научной, так и в публицистической
литературе, используется в официально-деловом
языке, политико-дипломатическом обороте
и бытовом лексиконе. Внимание к этому
явлению со стороны научного сообщества
за последние годы значительно усилилось.
О нем рассуждают философы и социологи,
экономисты и педагоги, политики и простые
граждане, специалисты в сфере теоретико-правовых
исследований и юристы – практики.
В то же время, завоевав необычайно
широкую популярность, понятие остается
в отрыве от самого явления, вне должного
и всестороннего анализа сущности одного
из наиболее массовых и негативных феноменов
современной правовой действительности.
Как констатируют Н.И. Матузов и А.В. Малько,
проблема правового нигилизма "в учебной
литературе по теории государства и права
до сих пор не рассматривалась. В научном
плане она также в должной мере пока не
исследована"
Правовой нигилизм представляет
собой не просто механическую сумму негативных
правовых чувств, эмоций и настроений,
а синтезированное целостное образование,
которое, впрочем, не лишено своих количественных
и качественных параметров, внешних связей
и взаимодействий. "Правовой нигилизм
многолик, изощрен и коварен. Он способен
мимикрировать, видоизменяться, приспосабливаться
к обстановке"
«Нигилизм выражает отрицательное
отношение человека или социальной группы
к определенным нормам, ценностям, идеям,
теориям. Выразителями нигилизма в теоретической
мысли были мыслители самого различного
толка и самых различных направлений философской
мысли — от Прудона, Бакунина и Кропоткина
до Ницше, Хайдеггера и многих других.
Нигилизм, касаясь нравственности, религии,
политики, права, идеологии, принимает
самые различные формы. Однако главный
его признак — отрицание или неуважение
тех ценностей и норм, которые являются
основополагающими в той или иной сфере
социальной практики и теоретической
мысли. Вот почему нигилизм — явление
деструктивное, обладающее колоссальной
разрушительной силой. В своих крайних
проявлениях он смыкается с экстремизмом
и радикализмом, максимализмом и фанатизмом.»17
Внимание развитию законности
и правопорядка в нашей стране уделяет
Д.А. Медведев. Во многих своих выступлениях
он отмечает, что низкий уровень правовой
культуры является одной из главных проблем
современной России. По его мнению, «Россия
— страна, где не очень любят соблюдать
законы, и, как принято говорить, страна
значительного правового нигилизма».
«Мы обязаны добиться истинного уважения
к закону, преодолеть правовой нигилизм,
который серьезно мешает современному
развитию»18
Существуют ли пути преодоления
правового нигилизма? Как нам представляется,
это длительный процесс, затрагивающий
изменение объективных условий жизни
общества, целенаправленную организационную
и идеологическую работу, предполагающий
осуществление комплекса специальных
юридических мер. Эти меры призваны создать
качественно обновленную социально-правовую
среду, возродить и утвердить веру людей
в право. Однако надо подчеркнуть, что
правовой нигилизм настолько глубоко
засел в современной жизни, настолько
прочно завладел умами людей, что вытравить
его оттуда в ближайшее время не представляется
возможным. Можно, лишь попытаться ослабить
его позиции, решительно действуя по нескольким
направлениям.
1. Необходимо прекратить «войну
законов» на федеральном и региональном
уровнях. В масштабе всей России законы
и иные нормативные акты должны быть приведены
в соответствие Конституции и друг другу.
На уровне же регионов все региональные
нормативно-правовые акты должны строго
соответствовать федеральным.
2. В деятельности правоохранительных
органов также необходимо обеспечить
торжество законности – без перегибов
ни в одну, ни в другую сторону.
3. Нужно немедленно пресечь
волюнтаристкий стиль управления и властвования
– никаких «директивных» методов, никаких
«переступаний» через право – только
закон и все решения только на его основе.