Правосознание общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является общая характеристика современного состояния правосознания общества. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- дать общую характеристику правосознанию;
- охарактеризовать правосознание как часть правовой культуры общества;
- проанализировать особенности правосознания современного общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3-5
1.Правосознание - понятие, структура, виды, функции…………………..6-17
2.Взаимодействие права и правосознания………………………………...18-21
2.1.Роль правосознания в правовом регулировании…………………....21-22
3.Правовой нигилизм и правовой идеализм…………………………..… .23-30
Список использованной литературы……………………………………....33-34

Файлы: 1 файл

Правосознание.docx

— 74.63 Кб (Скачать файл)

Правовое сознание того или  иного индивидуума, социальной группой, этноса развивается вместе с последним, не остается застывшим. Правовой опыт усваивается человеком с рождении, с первых шагов, когда родители обучают  ребенка основам социального  общежития, указывают на то, что можно  и что запрещено, наказывают за не соблюдение запретов. Именно с детства  закладываются основы правового  сознания и воспитания. 8

Каждый новый день существования  общества сопровождается новыми  конфликтами, соглашениями, противоречиями, требующими своего разрешения. И не всегда правовой опыт может дать готовое нормативное  предписание как поступить в  том, или ином случае, как разрешить  тот или иной конфликт. В таких  ситуациях человек вырабатывает собственное нормативное веление, которое он считает необходимо применить. Здесь правовое сознание этого человека, особенно если он занимает, например, руководящий пост и влияет на повседневную жизнь сотен людей, выступает основанием для создания новых правовых норм часто неосознанно Руководитель той или иной практической ситуации действует в соответствии с представлением о праве, справедливости и правосудии, усвоенными ими ранее. Их индивидуальность и уникальность, присущая только этому человеку личностная характерность, способствует появлению совершенно новых ценностей, поведенческих образов, установок. Затем найденное им решение в случае успешного исхода входит в привычку поступать так, становится правилом, оформляется нормативно и включается в правовую культуру в качестве правотворческого или правоприменительного опыта. Таким образом, правовая культура постоянно изменяется, от поколения к поколению приобретая новые и утрачивая старые ценности, стереотипы, ориентации, смысловые аксиомы.

Правовые традиции и правосознание  русского народа сформированы на протяжении тысячелетнего периода отечественной  истории обладают совершенно уникальными  особенностями,  усвоенными и другими  этносами, проживающими, в общем  для всех Российском государстве. Ни европейские, ни восточные или азиатские  народы не имеют такого набора разносторонних качеств правового опыта: отрицание  юридического формализма соседствует  с традицией послушания воли легитимного  лидера; уважение к указу сильнее  в нашем правосознании, чем уважение к закону; суровость закона смягчается всегда традиционным милосердием и  великодушием. Признание действующих правовых норм в России зависит от авторитета правящей элиты; общественные идеалы и ценности доминируют над личными, а уважение отдается тем, кто предпочел отказаться от собственной выгоды в пользу общества; государственная служба воспринимается как форма личной жертвы на благо Родины; обостренно воспринимается социальная несправедливость и материальное неравенство; существует потребность в государственно-правовом патернализме (опеке государства) и существование специальных институтов государства по защите субъективных прав, вызванная неумение  отстаивать собственные права и выгоды и бороться за них; законодательство воспринимается через призму высоких духовных идеалов, что требует закрепление в законах единых для всех ценностей правовой идеологии.               

Сам термин «правосознание»  состоит, как видим, из двух слов —  «право» и «сознание». Уже из этого  словообразования вытекает тесная взаимосвязь  указанных слагаемых. Понятие правосознания  прямо отвечает на вопрос: как право  воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится.9 Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения — право. Онтологически они неразрывны.

В практическом плане право  и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной  стороны, право служит основной базой  и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой стороны  правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко взаимозависимы.

Правосознание активно «вторгается» в законотворчество, право реализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом (Н.С. Малеин, Н.Л. Гранат и др.). Правосознание выполняет важные функции в процессе применения должностными лицами. Трудно представить случай применения юридических норм вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требованиях и дозволениях. Без развитого правосознания это сделать не возможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу.

Роль правосознания возрастания при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, определения меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его вину.

При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необходимость применения аналогии права, правосознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или помогает в оценке общих начал и принципов законодательства.

Таким образом, правосознание  как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правого  воздействия на общественные отношения: оно не только  предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики правосознания  общества, уровня его зрелости во многом зависит сила права, эффективность  всего правового регулирования.    

 

2. 1.Роль правосознания в правовом регулировании.

          На этих стадия правосознание играет ведущую роль как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. 10Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса – физических и юридических лиц.11

          Не менее значима роль правосознания  в нормальном функционировании правореализационной деятельности:

правосознание образует необходимый  психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое чувство права и законности является ведущей гарантией массового  соблюдения требований правовых предписаний;

правосознание выполняет  важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. Должностные  лица обязаны понять, уяснить, разобраться  в смысле права, его требованиях  и дозволениях. Без развитого  правосознания сделать это невозможно. Весьма наглядно регулятивная энергия, выраженная в активных формах господствующего правосознания, обнаруживается в таких исторических ситуациях, когда правосознание выступает как бы обособленно, становится основой всего механизма правового регулирования еще до создания национальной правовой системы или в процессе ее глубокого социального преобразования (ныне этот процесс с потерями и издержками идет в России). При этом правосознание на период до полного установления новой правовой системы призвано лишь временно замещать, «исполнять обязанности» собственно права, но позитивным само по себе не является.12

          Таким образом, на основе вышесказанного  мы убедились , что правосознание  как бы пронизывает весь механизм  правового регулирования и правового  воздействия на общественные  отношения: оно не только предшествует  созданию юридических норм, но  и «сопровождает» их на всем  протяжении их действия и даже  после отмены. От специфики правосознания  общества, уровня его зрелости  во многом зависят сила права,  эффективность всего правового  регулирования. 13

 

 

3. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

Начиная разговор о правовом нигилизме, нужно определится с  понятием нигилизм, как с обще социальным явлением. Нигилизм вообще (в переводе с лат. nihil – ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и другие. Нигилизм разнолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим и т. д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике.14

Общей чертой всех форм нигилизма  является отрицание, но не всякое отрицание  есть нигилизм. Отрицание шире, оно  органически присуще человеческому  сознанию. Поэтому далеко не всех, кто  что-либо отрицает, можно считать  нигилистами. В противном случае сам термин нигилизм теряет свои смысл  и отождествляется с более  объемным понятием “отрицание”. На пример, народ, требующий революцию, отрицает старый, скажем, феодальный строй. Так  как феодализм себя изжил и  не устраивает народ с его новыми потребностями, и – это не нигилизм, а вполне закономерное явление в  историческом процессе.

В целом нигилизм, в традиционном и наиболее общем его понимании, воспринимается как явление деструктивное, социально вредное. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В  крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом.

Характерным признаком нигилизма  является не объект отрицания, который  может быть лишь определителем его  конкретного вида, а степень, интенсивность, категоричность этого отрицания  с преобладанием субъективного, индивидуального начала. Избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, преступлениями, нарушением нравственных и правовых норм.

По мнению Матузова Н.И., социальный нигилизм особенно широко распространился у нас в период “перестройки” и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой - его побочные последствия, издержки, сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала. При чем сопровождалось это такими явлениями, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени исключительно в черных красках.

В литературе существует несколько  определений понятия правового  нигилизма, я укажу на две более  общие трактовки. Правовой нигилизм – характеризуется активным отрицательным  отношением к праву и его ценностям. Вторая точка зрения выглядит так: не только активное отрицательное отношение  к праву, но и вообще любое скептическое отношение к праву и его  институтам и ценностям. Я считаю, что согласится нужно с первым определением, т.к. право ассоциируется  в народе, прежде всего с системой законодательства. Поскольку качество законодательства зависит от  юридической техники и развитостью правосознания законодателя, т.е. зависит от субъективных причин. При условии, что законодательство не обладает высоким качеством у населения может складываться скептическое отношение к нему, оно может критиковать некоторые законы, которые на самом деле “не работают” и т.д. Главное в правовом нигилизме активное отрицание.  С учетом этого можно сформулировать определение наиболее соответствующее пониманию правового нигилизма.

Правовой  нигилизм – это активное отрицание права его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов.

В литературе можно встретить  две основных причины правового  нигилизма, это политическая и идеологическая. Политическая причина состоит в  том, что в государстве много  лет господствовал не демократический  режим, т.е. деятельность данного государства  основывалась не на праве. И народ  понимал, что приказания и указания правительства или монарха и  есть право. Тогда как эти указания были не правовыми и во многом ущемляли права и свободы населения. Вследствие этого и сложилось отрицательное  отношение к праву, в плоть  до вооруженных выступлений против несправедливого монарха или  правительства. Идеологическая причина  связана с многолетним господством нормативистского правопонимания, которое связывало право с волей государства. Иными словами право являлось властным выражением воли государства, тем самым любой нормативный акт ассоциировался с государственным велением, что вызывало отрицательное отношение к праву и его активное отрицание.15

Существуют и формы  выражения правового нигилизма, по которым можно и определить существует в данном государстве  правовой нигилизм или нет.

Первая форма выражения  правового нигилизма – это  прямые нарушения действующих законов  и иных правовых актов. Это самая  явная форма проявления правового  нигилизма. Прежде всего, сюда следует  отнести уголовно наказуемые деяния, а также гражданские, административные и дисциплинарные проступки. Но стоит отметить, что некоторые проступки не являются проявлением правого нигилизма, такие как причинение вреда здоровью по неосторожности и другие. Так же надо отметить при правовом нигилизме ощущается массовость нарушения законов, не только уголовных, но и других.

Вторая форма связана  с повсеместным и массовым неисполнением  и несоблюдением юридических  предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные  органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с  требованиями правовых норм, а стремятся  жить и действовать но “своим правилам”. Не исполняемость же законов - признак бессилия власти. Неподчинение же законам причиняет не меньший урон обществу, чем их прямое нарушение. Законы легко обходят, блокируют, с ними не считаются. При этом закон для многих стал весьма условным понятием: нравится - повинуюсь, не нравится - игнорирую. Такое всеобщее непослушание - результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей расхлябанности и безответственности.

Третья форма проявления правового нигилизма связана  с государственным аппаратом, в  частности с законодательными органами разных уровней. И состоит в издании  противоречивых, параллельных или взаимоисключающих  актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая понапрасну свою силу.16 Нередко подзаконные акты становятся «выше» законов. Вводимые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы, сталкиваются. В то же время имеются значительные пласты общественных отношений, не опосредуемых правом, хотя объективно нуждающихся в этом. Образуются так называемые правовые пустоты, вакуумы, пробелы. Все это вместе взятое создает правовую сумятицу, неразбериху, войну законов, за которой стоит война властей.

Информация о работе Правосознание общества