Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 08:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является общая характеристика современного состояния правосознания общества. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- дать общую характеристику правосознанию;
- охарактеризовать правосознание как часть правовой культуры общества;
- проанализировать особенности правосознания современного общества.
Введение……………………………………………………………………...3-5
1.Правосознание - понятие, структура, виды, функции…………………..6-17
2.Взаимодействие права и правосознания………………………………...18-21
2.1.Роль правосознания в правовом регулировании…………………....21-22
3.Правовой нигилизм и правовой идеализм…………………………..… .23-30
Список использованной литературы……………………………………....33-34
Правовое сознание того или
иного индивидуума, социальной группой,
этноса развивается вместе с последним,
не остается застывшим. Правовой опыт
усваивается человеком с
Каждый новый день существования
общества сопровождается новыми конфликтами,
соглашениями, противоречиями, требующими
своего разрешения. И не всегда правовой
опыт может дать готовое нормативное
предписание как поступить в
том, или ином случае, как разрешить
тот или иной конфликт. В таких
ситуациях человек вырабатывает
собственное нормативное
Правовые традиции и правосознание
русского народа сформированы на протяжении
тысячелетнего периода
Сам термин «правосознание» состоит, как видим, из двух слов — «право» и «сознание». Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится.9 Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения — право. Онтологически они неразрывны.
В практическом плане право
и правосознание оказывают
Правосознание активно «вторгается» в законотворчество, право реализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом (Н.С. Малеин, Н.Л. Гранат и др.). Правосознание выполняет важные функции в процессе применения должностными лицами. Трудно представить случай применения юридических норм вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя и др. должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права, его требованиях и дозволениях. Без развитого правосознания это сделать не возможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу.
Роль правосознания возрастания при вынесении решения по делу. Так, при назначении наказания, определения меры уголовной ответственности суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие его вину.
При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необходимость применения аналогии права, правосознание судьи служит ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету регулирования, или помогает в оценке общих начал и принципов законодательства.
Таким образом, правосознание
как бы пронизывает весь механизм
правового регулирования и
2. 1.Роль правосознания в правовом регулировании.
На этих стадия правосознание играет ведущую роль как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений. 10Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов, чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса – физических и юридических лиц.11
Не менее значима роль
правосознание образует необходимый
психологический и
правосознание выполняет
важные функции в процессе применения
правовых норм должностными лицами. Должностные
лица обязаны понять, уяснить, разобраться
в смысле права, его требованиях
и дозволениях. Без развитого
правосознания сделать это
Таким образом, на основе
3. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Начиная разговор о правовом нигилизме, нужно определится с понятием нигилизм, как с обще социальным явлением. Нигилизм вообще (в переводе с лат. nihil – ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и другие. Нигилизм разнолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим и т. д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике.14
Общей чертой всех форм нигилизма
является отрицание, но не всякое отрицание
есть нигилизм. Отрицание шире, оно
органически присуще
В целом нигилизм, в традиционном
и наиболее общем его понимании,
воспринимается как явление деструктивное,
социально вредное. Нередко нигилизм
принимает разрушительные формы. В
крайних своих проявлениях он
смыкается с различными анархическими,
лево- и праворадикальными
Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, интенсивность, категоричность этого отрицания с преобладанием субъективного, индивидуального начала. Избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, преступлениями, нарушением нравственных и правовых норм.
По мнению Матузова Н.И., социальный нигилизм особенно широко распространился у нас в период “перестройки” и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой - его побочные последствия, издержки, сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала. При чем сопровождалось это такими явлениями, как безудержное самобичевание, развенчание и осмеяние прежнего опыта, сложившихся культурно-исторических традиций и привычек, изображение уходящего времени исключительно в черных красках.
В литературе существует несколько определений понятия правового нигилизма, я укажу на две более общие трактовки. Правовой нигилизм – характеризуется активным отрицательным отношением к праву и его ценностям. Вторая точка зрения выглядит так: не только активное отрицательное отношение к праву, но и вообще любое скептическое отношение к праву и его институтам и ценностям. Я считаю, что согласится нужно с первым определением, т.к. право ассоциируется в народе, прежде всего с системой законодательства. Поскольку качество законодательства зависит от юридической техники и развитостью правосознания законодателя, т.е. зависит от субъективных причин. При условии, что законодательство не обладает высоким качеством у населения может складываться скептическое отношение к нему, оно может критиковать некоторые законы, которые на самом деле “не работают” и т.д. Главное в правовом нигилизме активное отрицание. С учетом этого можно сформулировать определение наиболее соответствующее пониманию правового нигилизма.
Правовой нигилизм – это активное отрицание права его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов.
В литературе можно встретить
две основных причины правового
нигилизма, это политическая и идеологическая.
Политическая причина состоит в
том, что в государстве много
лет господствовал не демократический
режим, т.е. деятельность данного государства
основывалась не на праве. И народ
понимал, что приказания и указания
правительства или монарха и
есть право. Тогда как эти указания
были не правовыми и во многом ущемляли
права и свободы населения. Вследствие
этого и сложилось
Существуют и формы выражения правового нигилизма, по которым можно и определить существует в данном государстве правовой нигилизм или нет.
Первая форма выражения правового нигилизма – это прямые нарушения действующих законов и иных правовых актов. Это самая явная форма проявления правового нигилизма. Прежде всего, сюда следует отнести уголовно наказуемые деяния, а также гражданские, административные и дисциплинарные проступки. Но стоит отметить, что некоторые проступки не являются проявлением правого нигилизма, такие как причинение вреда здоровью по неосторожности и другие. Так же надо отметить при правовом нигилизме ощущается массовость нарушения законов, не только уголовных, но и других.
Вторая форма связана с повсеместным и массовым неисполнением и несоблюдением юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать но “своим правилам”. Не исполняемость же законов - признак бессилия власти. Неподчинение же законам причиняет не меньший урон обществу, чем их прямое нарушение. Законы легко обходят, блокируют, с ними не считаются. При этом закон для многих стал весьма условным понятием: нравится - повинуюсь, не нравится - игнорирую. Такое всеобщее непослушание - результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей расхлябанности и безответственности.
Третья форма проявления правового нигилизма связана с государственным аппаратом, в частности с законодательными органами разных уровней. И состоит в издании противоречивых, параллельных или взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая понапрасну свою силу.16 Нередко подзаконные акты становятся «выше» законов. Вводимые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы, сталкиваются. В то же время имеются значительные пласты общественных отношений, не опосредуемых правом, хотя объективно нуждающихся в этом. Образуются так называемые правовые пустоты, вакуумы, пробелы. Все это вместе взятое создает правовую сумятицу, неразбериху, войну законов, за которой стоит война властей.