Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:53, курсовая работа
В качестве предмета исследования принимается определенное интеллектуально-чувственное, целостное духовное состояние человека, позволяющее ему осознавать себя существующим в правовой реальности. А еще точнее - предметом являются способы и средства выражения человеком себя как существа, пребывающего в правовом измерении реальности, те смысловые единицы правосознания, которые только и позволяют что-либо утверждать относительно его природы и сущности.
В процессе исследования мною будут решены следующие задачи:
1. Проведение анализа категории «правосознание»
2. Дача характеристики её структурных элементов
3. Раскрытие взаимодействия права и правосознания
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже XX - XXI веков в России происходят серьезнейшие социально-политические перемены. Вопросы о дальнейших путях развития российской государственности, о способах управления обществом в новых условиях, о самой будущности нашего общества необычайно актуальны. Одной из узловых становится проблема создания и развития правовых механизмов обеспечения государственной власти и устройства гражданской жизни. Существуют различные формы социального сознания, посредством которых люди осознают всю совокупность общественных отношений и вступают в них. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание, а также и правосознание. Но все ли пути познавания разведаны, все ли способности человека приведены в действие, в какой степени использован потенциал разума? Рано или поздно мы задаем себе эти вопросы. И отвечая на них, мы тем самым определяем предельные условия, делающие возможным познание самого существенного и важного для нас и на сегодняшний день, и в обозримой перспективе. К ним, несомненно, относится вопрос о познавательных, ценностно-ориентирующих и творческих возможностях правосознания, обусловленных самой его природой и логикой. В полной ли мере мы учитываем и используем потенциал правосознания в деятельном и духовном освоении реальности? Найти ответ на этот вопрос необычайно интересно. Однако выбор темы данной работы определен, конечно, не простым любопытством, а, прежде всего, ее необычайной практической важностью. Убеждение в актуальности темы вытекает, по крайней мере, из следующих соображений:
Во-первых, поскольку современное общество находится в исторической ситуации качественного изменения, постольку переосмысление многих представлений о закономерностях и сущности социально-духовного бытия людей оказывается неизбежным. Чрезвычайно важно отыскать новый смысловой каркас, в рамках которого и могут быть на практике воплощены самые возвышенные представления о праве.
Во-вторых, избранный предмет сложен и содержательно глубок и ни одно даже фундаментальное его исследование не может считаться исчерпывающим или хотя бы достаточным.
В-третьих, исследование правосознания позволяет дать теоретическую и прикладную интерпретацию широкому спектру вопросов юридической теории. Кроме того, оно выступает одной из важных точек соприкосновения самых разных наук, что придает исследованию междисциплинарный характер. Это означает, что по мере подключения различных наук к исследованию правовая теория должна предусматривать все новые и новые аспекты познавания своего предмета.
В-четвертых, избранная тема является насущной проблемой в плане установления глубинной смысловой связи современной отечественной правовой и философской теории с традициями и серьезными достижениями российской философско-правовой и юридической мысли XIX –начала XX веков.
Наконец, в-пятых, исследование категории «правосознания» имеет несомненную практическую значимость, потому что непосредственно выводит на осмысление и решение целого комплекса вопросов правового воспитания.
Объектом исследования выступают общественные отношения, требующие грамотного регулирования в области правоприменения, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм.
В качестве предмета исследования принимается определенное интеллектуально-чувственное, целостное духовное состояние человека, позволяющее ему осознавать себя существующим в правовой реальности. А еще точнее - предметом являются способы и средства выражения человеком себя как существа, пребывающего в правовом измерении реальности, те смысловые единицы правосознания, которые только и позволяют что-либо утверждать относительно его природы и сущности.
В процессе исследования мною будут решены следующие задачи:
1. Проведение анализа категории «правосознание»
2. Дача характеристики её структурных элементов
3. Раскрытие взаимодействия права и правосознания
4. Рассмотрение дефектов и деформации правосознания
5. Изучение системы правового воспитания в современной России
Теоретико-методологической основой были:
-юридико-догматический метод
-сравнительный метод.
1 СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «ПРАВОСОЗНАНИЕ»
1.1 Понятие правосознания, его виды, функции.
Современный человек живет в огромном информационном поле. Его знания пополняются день ото дня. Существует множество сфер общественных отношений, где человек реализует себя как личность. Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы людей или общества в целом, государственно-правовые явления получают положительную или отрицательную оценку. Характер оценок зависит от ориентированности правосознания отдельной личности, общностей людей, иных участников правового общения.
Существует достаточно большое количество определений такой категории человеческого сознания как «правосознание». Например, Л.А Морозова. дает такое определение: « Правосознание характеризуется как совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к деятельности юридических органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере»1. Так же В.И. Червонюк объясняет это понятие следующим образом: « Правосознание – это совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования»2. А вот у В.М. Корельского это понятие немного уже, чем у представленных ранее авторов. К правосознанию он относит только «совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни»3. Однако, так или иначе следует признать, что термин «правосознание» трактуется приблизительно одинаково, что говорит о его доступности для понимания каждого человека. Чтобы разобраться в сущности этого понятия, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Виды правосознания разграничиваются по субъектам-носителям и уровню правосознания.
По субъектам-носителям правосознания выделяют три его вида:
1. Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида, а так же той социальной сферой, в которой данный индивид существует.
2. Групповое — отношение к праву различных мелких групп и коллективов, принадлежащих к определенному классу, социальному слою; обладающих общей правовой позицией, отношением к закону.
В этом плане можно говорить о правосознании молодежи, судей, адвокатов, врачей, педагогов и т.д.
3. Массовое — правосознание обширных масс людей. Оно обусловлено индивидуальным и групповым правосознанием, но не сводится к ним. Вместе с тем общественное правосознание непосредственно воздействует на правосознание индивидуальное и групповое. Таким образом, они соотносятся как единичное, особенное и общее.
В зависимости от уровня, т.е. глубины познания и отражения правовой действительности, различают 3 уровня:
1. Первый уровень —
обыденное правосознание. Этот
уровень свойствен основной
2. Второй уровень —
профессиональное
3. Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Основой является глубокие и всесторонние правовые познания. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.
В теоретическом аспекте правосознание реализует так же ряд функций. В юридической науке их можно встретить множество различных функций, но по общему признанию принято выделять 3 основных:
1. Познавательная функция направлена на получение определенных правовых знаний, в том числе информации о действующем законодательстве, практике его реализации. Без такой информации, осмысления ее невозможно выработать конкретное отношение к праву.
2. Оценочная функция состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств, документов на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей об этих ценностях.
Выделяют три подвида
оценочных отношений: к праву,
его нормам, принципам, институтам;
к поведению - собственному и
окружающих; к деятельности правоохранитель
к праву.
3. Регулятивная функция основывается на первых двух функциях и состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения или действий. Этот механизм вырабатывается с учетом правовой установки и правовой ориентации. Он придает устойчивый, целенаправленный характер поведению или деятельности личности, группы людей, закрепляя определенный стереотип действий в конкретной правовой ситуации. Таким образом, результатом проявления регулятивной функции служит поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.
Однако следует указать
так же то, что наличие юридических
знаний недостаточно для обеспечения
законопослушного поведения, необходимо
еще уметь действовать в
1.2 Структурные элементы категории «правосознание». Их характеристика.
Специфику правосознания по сравнению с другими областями сознания (политическим, нравственным, эстетическим и т. д.) составляют осознание и переживание связанности поведения с юридическими последствиями (мнимыми, действительными или желательными), соотнесение их с правовым регулированием, с субъективными правами, юридическими обязанностями и санкциями. Правосознание - сложное по своему содержанию явление. В нем объединены такие компоненты, как: рациональные, когнитивные аспекты, объединяемые понятием «правовая идеология» и психологические образования, охватываемые понятием «правовая психология». Соответственно, в юридической литературе принято выделять в структуре правосознания правовую психологию и правовую идеологию.
Правовая психология представляет собой отношение к праву на эмоциональном уровне, т.е. в виде настроений, переживаний, чувств. Например, чувство протеста против беззакония. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уровень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений. В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым компонентам обычно относятся: знания права (даже на обыденном уровне), соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т.е. способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву. Наиболее подвижную (неустойчивую) часть правовой психологии составляют настроения. Несмотря на то, что настроения формируются чаще всего стихийно, ими можно сознательно руководить. Например, вполне преодолимо безразличное отношение к неуплате налогов или сокрытию их, бытующее среди определенной части населения, если обратиться к чувству совести, стыда и др.
Правосознание формируется впоследствии правовой потребности и правового интереса. Соответственно элементами правовой психологии являются:
*правовой мотив - оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиции актуализированной потребности;
*правовая установка
– особое состояние