Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:53, курсовая работа
В качестве предмета исследования принимается определенное интеллектуально-чувственное, целостное духовное состояние человека, позволяющее ему осознавать себя существующим в правовой реальности. А еще точнее - предметом являются способы и средства выражения человеком себя как существа, пребывающего в правовом измерении реальности, те смысловые единицы правосознания, которые только и позволяют что-либо утверждать относительно его природы и сущности.
В процессе исследования мною будут решены следующие задачи:
1. Проведение анализа категории «правосознание»
2. Дача характеристики её структурных элементов
3. Раскрытие взаимодействия права и правосознания
*правовая сплоченность – особая социально-психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющегося во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни;
*ценностно-правовые
Правовая идеология представляе
окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе
систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения. Профессор В.М. Сырых полагает, что правовую идеологию разрабатывают, прежде всего, политические партии на основе учета интересов отдельных классов и слоев населения, которые представляет соответствующая партия. Эта позиция не поддерживается большинством ученых-правоведов, поскольку юридическая наука также разрабатывает определенную идеологию, основывается на ней. Более того, "чистой" науки вне какой-либо идеологии не существует. Следовательно, вряд ли правильно считать, что идеология разрабатывается исключительно партийными объединениями. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. Правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второстепенное, малозначительное по сравнению с правовой идеологией. Те или иные правовые концепции, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп, общества в целом. От характера и уровня идеологической подготовленности личности зависит, в какой мере она способна и стремится контролировать свои эмоции, настроения. В то же время правовая психология лица во многом предопределяет разделяемые им идеи.
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И ПРАВОСОЗНАНИЯ
Сам термин "правосознание" имеет 2 слагаемых - "право" и "сознание". Уже из этого словообразования видна тесная взаимосвязь указанных элементов. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Рассматривая вопрос о связи права и правосознания, следует отметить, что она носит непростой характер, обусловленный взаимной зависимостью одного от другого. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения - право. Онтологически они неразрывны.
Правовые нормы и практика их реализации влияют на формирование положительного или отрицательного отношения к праву, в свою очередь, уровень правосознания определяет характер правотворческой и правоприменительной деятельности государства. Также правовая идеология (т.е. правовые идеи, взгляды) служит непосредственным источником права. Поэтому роль правосознания в правотворческой деятельности велика.
В последние годы возросла роль юридической науки в процессе правообразования и, в частности, правотворчества. Ученые-юристы участвуют в подготовке новых законов, в юридической экспертизе законопроектов, в работе комиссий, рабочих групп, депутатских комитетов, добавляя в эту работу передовые идеи, демократические и общечеловеческие принципы, основываясь на изучении общественного мнения и выявлении ожиданий общества. Правосознание влияет и на правореализацию. Здесь большое значение имеет профессиональное правосознание субъектов правоприменения. Законодательство нередко обращается к правосознанию судей, прокуроров, следователей при оценке доказательств по делу, использовании института аналогии закона и права и др. Правосознание определяет поведение субъектов, поскольку они в своих действиях руководствуются правовой ориентацией. В целом от уровня и направленности правосознания общества, социальных групп и слоев, каждого человека зависит эффективность правового регулирования, механизма действия права.
В научной литературе приводится формула: правосознание существует "до", "после" и "параллельно" с правом (Н.С. Малеин, Н.Л. Гранат).5 В целом этот образ верный, однако, он требует некоторых оговорок, ибо правосознание нельзя оторвать от права и поставить где-то рядом с ним; оно органически вплетается в него. И развиваются они не "параллельными курсами", а вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга.
Хотелось бы отметить, что правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано.
Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.
В силу того, что правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества, его можно выделить как один из факторов формирования и совершенствования правовых систем. Поэтому здесь можно выделить 2 аспекта
1. Правосознание является
необходимым фактором при
2. Правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.
Т. е. правосознание является важным фактором развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Законодатель, определяя потребности в правовом урегулировании определенных общественных отношений, основывается, прежде всего, на сложившиеся в обществе правовые идеи, представления и взгляды. Вместе с тем он должен учитывать состояние правосознания общества в конкретный период или тех групп, которым предполагается адресовать данные правовые установления. Иначе говоря, принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом. В противном случае новый нормативный правовой акт будет отвергнут обществом или большими его группами, и окажется неисполненным.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что право и правосознание являются взаимосвязанными элементами, которые могут дополнять друг друга как единицы составляющего.
3 ДЕФЕКТЫ И ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ.
3.1 Понятие и виды дефектов правосознания.
Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям и нормам, существующим в данном обществе. Правосознание личности может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации. Общее понятие дефектов правосознания встречается у А.И. Долговой. По её мнению, дефектность правосознания заключается в несформированности или искаженности основных его структурных элементов – правовых взглядов, убеждений и установок, когда какие-либо из этих элементов в структуре правосознания отсутствуют или сформированы достаточно, но неправильно, другими словами страдает их содержательная сторона: правовые взгляды, представления и убеждения противоречат действующему законодательству6. Дефекты индивидуального правового сознания проявляются в дефектах его познавательных, эмоциональных или поведенческих компонентов. Эти дефекты могут выражаться в незрелости правовых взглядов и представлений и в отсутствии положительных правовых чувств, настроений и убеждений. Наиболее ярко дефекты правосознания проявляются в поведенческом компоненте при совершении правонарушений. По мнению Н.Я. Соколова, под дефектами правосознания в широком смысле следует понимать содержащиеся в массовом правосознании любые статически значимые отклонения от идеи научно-теоретического правового сознания, изложенные в государственно-правовой доктрине, законодательстве и правовой науке7. Различные отклонения правосознания в переживаемый Россией переходный период развития общества возникают вследствие рассогласования потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок, норм и традиций, сознательных и правовых образов субъектов правовых отношений. Затянувшийся кризис в стране, сопровождающийся падением производства, нищиты миллионов людей, социальным расслоением общества, разгулом преступности, неопределенностью государственного устройства, коррупцией и бюрократизацией чиновничества, деформирует массовое сознание. В результате всего этого разочарование в реформах, тревога, беспокойство, растерянность. Законы не соблюдаются открыто, цинично и безнаказанно. В массовом сознании людей формируется убеждение в возможности совершить преступление и не быть наказанным. Отсюда повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний. Большая ответственность за рост дефектов правосознания населения лежит непосредственно и на государстве. Уважение к праву нельзя воспитать в условиях ослабления государственноста, невозможности обеспечить достойную жизнь людей. Можно выделить следующие характерные черты предпосылок деформации правосознания:
1. Противоречие между идеологическими, пропагандистскими лозунгами и реальным положением дел. Провозглашалось повышение уровня жизни людей и продвижение к социальному равенству. На деле же существовала уравниловка для масс и процветание для элиты. Это вело к падению авторитета власти, дезориентации и озлоблению людей. Несовпадение заверений сменявших друг друга реформаторов, что переход к рынку не ухудшит положение населения, и реалий нашей сегодняшней жизни вызывает новые разочарования.
2. Отсутствие уважения к личности, нарушение властными структурами прав личности, недостаток гласности в политической жизни, попытки вновь вернуться к контролю над СМИ, особенно электронными.
3. Нарушение законности,
избирательность в применении
законов, сохраняющееся «
4. Огромное число ограничений
и предписаний (зачастую
5. Сохранение преимущественно запретительной («запрещено все, что не разрешено»), а не разрешительной («разрешено все, что не запрещено») практики регламентации поведения людей и социального контроля8. Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой фетишизм, идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм. Они различаются формой проявления. Инфантилизм заключается в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок, представлений. Правовой инфантилизм проявляется, прежде всего, в недостаточной сформированности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний9. Правовой фетишизм – еще одна форма проявления дефектов правового сознания.
Правовой фетишизм – вид дефектов правового сознания, выражающийся в форме абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.
Правовой релятивизм – дефект правосознания, который проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.
Правовой субъективизм – это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.
Правовой нигилизм – это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений. От правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств. Предмет правового нигилизма - отрицание прогрессивных идей, норм, правовых идеалов и ценностей, подрыва правовых устоев общества. Правовой нигилизм - тормоз, сдерживающий фактор прогрессивного правового развития.
Профессор Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:
а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
в) издание противоречивых правовых актов;
г) подмена законности целесообразностью;
д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
е) нарушение прав человека;
ж) теоретическая форма правового нигилизма10.
В.А. Туманов говорит нам о пассивной и активной форме правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны11.
Такие как:
а) реформы социально-
б) изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;
в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;
г) улучшение правоприменительной практики.
Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.
3.2 Профессиональная деформация.
Признаком негативного
влияния профессии на личность является
появление самых различных