Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:53, курсовая работа
В качестве предмета исследования принимается определенное интеллектуально-чувственное, целостное духовное состояние человека, позволяющее ему осознавать себя существующим в правовой реальности. А еще точнее - предметом являются способы и средства выражения человеком себя как существа, пребывающего в правовом измерении реальности, те смысловые единицы правосознания, которые только и позволяют что-либо утверждать относительно его природы и сущности.
В процессе исследования мною будут решены следующие задачи:
1. Проведение анализа категории «правосознание»
2. Дача характеристики её структурных элементов
3. Раскрытие взаимодействия права и правосознания
донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей»15. К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель — «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России», овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Элементы механизма правового воспитания как деятельность есть конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой. Рассмотрим процессы которые, по моему мнению , утрачивают воздействие на правовое воспитание. Это СМИ и художественная литература.
К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, их удельный вес сократился. Эта форма работы обычно используется в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.
Обратимся к художественной литературе, отражающей степень правовой культуры общества. «Художественная культура вступает в непосредственную связь с правовой на уровне отношений, чувств. Чувства играют основную роль в эстетическом отношении к миру»16. Художественные образы воздействуют на сознание людей. Впечатления, полученные от прочтения книги, отражают правовые отношения и в значительной степени способствуют совершенствованию правовой культуры. Это действительно для классической литературы, произведений великих писателей, поэтов, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С Грибоедов. В последнее время, произошло изменение в сознании общества, и задачи художественной литературы имеют сейчас не воспитательный и познавательный характер, а, скорее, развлекательный. В большинстве случаев так называемые модные бестселлеры несут антиправовую культуру в массы. Книги пестрят изобилием сцен насилия и разврата, обосновывая это реальностью жизни.
Подытожив, можно сказать, что формирование правовой культуры — сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении я бы хотел подвести итог выше сказанному. И так правовое сознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности. Как форма общественного сознания правовое сознание имеет ряд общих черт и особенностей. Особенности: 1. предмет отражения – это окружающая правовая действительность; 2. способ отражения юридической действительности – по средствам специальным юридических категорий, таких как юридические права, правовые обязанности и законность. Структура правосознания представляет собой два элемента – правовая психология и правовая идеология. Правовую психологию составляют правовые чувства, оценки, переживания, традиции, привычки, эмоции и настроения. Правовая идеология выражается в правовых понятиях, суждениях, принципах, теориях, концепциях. Существует много видов правового сознания выделяемых по разным основаниям. В зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием, выделяют индивидуальное, групповое (коллективное) общественное правовое сознание. По способу отражения правовой действительности выделяют обыденное и научное (теоретическое). Функции правосознания сводятся к трем основным: познавательная, оценочная и регулятивная. И стоит указать наиболее интересующие нас явления правовой действительности связанные с малой развитостью правового сознания – это правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовой нигилизм – это активное отрицание права его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов. Правовой идеализм – это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписываются то, что оно не в состоянии дать обществу. Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п. В настоящее время в юридической и другой литературе, в периодической печати отмечается невысокий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности, других правонарушений. Достаточно длительное функционирование командно-административной системы, которая была в большей степени приспособлена к выполнению указаний различного ранга руководителей, а не к соблюдению законов, породило у значительной части населения извращенное, деформированное представление о праве.
Существует и проблема правового нигилизма. Суть ее состоит в недооценке значения и роли права и законности, а порой и в игнорировании требований законов.
Таким образом, повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой – преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.
Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.
Правовое воспитание может проводиться в различных формах. Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая гласность в правотворческой и правоприменительной практике.
Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.
Вот, пожалуй, и все основные выводы, которые я сделала для себя в ходе исследования правового сознания, правовой культуры и правового воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2007. С. 286
2 Червонюк В.И. Теория государства и права. М.:ИНФРА-М, 2010.С 456
3 Корельский В.М, Теория госудавтра и права М. :НОРМА, 2002. С. 332
4 Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2007. С 287
5 Матузов Н.И. Теория государства и права. М.:Юристъ, 2004. С.242
6 Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13.
7 Соколов Н.Я Профессиональное сознание юристов. М., 1988.
8 Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13.
9 Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород. 1998.
10 Матузов, Н.И. Малько А.В. Теория государства и права М.: Юристъ, 2005.
11 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006.
12 Гайворонская Я.В. Правосознание и профессиональные деформации юриста. 2009. № 5.
13 Димитров А.В. Введение в юридическую психологию. М., 2003.
14 14 июля 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5527// 11 полоса. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания»
15 Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000.
16 Никитин А.Ф., Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988.