Правосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

В качестве предмета исследования принимается определенное интеллектуально-чувственное, целостное духовное состояние человека, позволяющее ему осознавать себя существующим в правовой реальности. А еще точнее - предметом являются способы и средства выражения человеком себя как существа, пребывающего в правовом измерении реальности, те смысловые единицы правосознания, которые только и позволяют что-либо утверждать относительно его природы и сущности.
В процессе исследования мною будут решены следующие задачи:
1. Проведение анализа категории «правосознание»
2. Дача характеристики её структурных элементов
3. Раскрытие взаимодействия права и правосознания

Файлы: 1 файл

Kursach_doc.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

донесению до разума и  чувств каждого человека правовых ценностей»15. К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры.  Главная его цель — «воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России», овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Элементы механизма правового воспитания как деятельность есть конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой. Рассмотрим процессы которые, по моему мнению , утрачивают воздействие на правовое воспитание. Это СМИ и художественная литература.

К формам правовоспитательной  работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами и т.д. Практикой выработаны такие формы массовой правовой работы, как лекционная пропаганда, всевозможные лектории по юридической тематике, недели, декады, месячники правовых знаний, научно-практические конференции, сборы. Однако, их удельный вес сократился. Эта форма работы обычно используется в период избирательных или иных конституционно необходимых мероприятий.

Обратимся к художественной литературе, отражающей степень правовой культуры общества. «Художественная культура вступает в непосредственную связь с правовой на уровне отношений, чувств. Чувства играют основную роль в эстетическом отношении к миру»16. Художественные образы воздействуют на  сознание людей. Впечатления, полученные от прочтения книги, отражают правовые отношения и в значительной степени способствуют совершенствованию правовой культуры. Это действительно для классической литературы, произведений великих писателей, поэтов, таких как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С Грибоедов. В последнее время, произошло изменение в сознании общества, и задачи художественной литературы имеют сейчас не воспитательный и познавательный характер, а, скорее, развлекательный. В большинстве случаев так называемые модные бестселлеры несут антиправовую культуру в массы. Книги пестрят изобилием сцен насилия и разврата, обосновывая это реальностью жизни.

Подытожив, можно сказать, что формирование правовой культуры — сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я бы хотел  подвести итог выше сказанному. И так  правовое сознание – это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности. Как форма общественного сознания правовое сознание имеет ряд общих черт и особенностей. Особенности: 1. предмет отражения – это окружающая правовая действительность; 2. способ отражения юридической действительности – по средствам специальным юридических категорий, таких как юридические права, правовые обязанности и законность. Структура правосознания представляет собой два элемента – правовая психология и правовая идеология. Правовую психологию составляют правовые чувства, оценки, переживания, традиции, привычки, эмоции и настроения. Правовая идеология выражается в правовых понятиях, суждениях, принципах, теориях, концепциях. Существует много видов правового сознания выделяемых по разным основаниям. В зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием, выделяют индивидуальное, групповое (коллективное) общественное правовое сознание. По способу отражения правовой действительности выделяют обыденное и научное (теоретическое). Функции правосознания сводятся к трем основным: познавательная, оценочная и регулятивная. И стоит указать наиболее интересующие нас явления правовой действительности связанные с малой развитостью правового сознания – это правовой нигилизм и правовой идеализм. Правовой нигилизм – это активное отрицание права его ценностей, как в целом, так и отдельных его институтов. Правовой идеализм – это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписываются то, что оно не в состоянии дать обществу. Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп, всего общества, выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и т. п. В настоящее время в юридической и другой литературе, в периодической печати отмечается невысокий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности, других правонарушений. Достаточно длительное функционирование командно-административной системы, которая была в большей степени приспособлена к выполнению указаний различного ранга руководителей, а не к соблюдению законов, породило у значительной части населения извращенное, деформированное представление о праве.

Существует и проблема правового нигилизма. Суть ее состоит в недооценке значения и роли права и законности, а порой и в игнорировании требований законов.

Таким образом, повышение  уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление  правового нигилизма, с другой –  преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

Уровень юридической  грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь  от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового  регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики.

Правовое воспитание может проводиться в различных  формах. Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая гласность в правотворческой и правоприменительной практике.

Развитие правосознания  гражданина, общества способствует преодолению  отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.

Вот, пожалуй, и все  основные выводы, которые я сделала  для себя в ходе исследования правового  сознания, правовой культуры и правового  воспитания.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева С.С. Теория государства и права. М., 1985.
  2. Бабаева В.К. Общая теория права: 1995.
  3. Баранов П.П. Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел: М., 1991.
  4. Коваленко А.И. Теория государства и права, 2001.
  5. Лазарева В.В. Общая теория права и государства. 1998.
  6. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1969.
  7. Пиголкина А.С. Общая теория права. 1996.
  8. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.
  9. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963
  10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 1995.
  11. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2007.
  12. Червонюк В.И. Теория государства и права. М.:ИНФРА-М, 2010.
  13. Корельский В.М, Теория госудавтра и права М. :НОРМА, 2002.
  14. Матузов Н.И. Теория государства и права. М.:Юристъ, 2004.
  15. Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. №
  16. Соколов Н.Я Профессиональное сознание юристов. М., 1988.
  17. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006.
  18. Гайворонская Я.В. Правосознание и профессиональные деформации юриста. 2009. № 5.
  19. Димитров А.В. Введение в юридическую психологию. М., 2003.
  20. 14 июля 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5527// 11 полоса. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания»
  21. Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000.
  22. Никитин А.Ф., Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988.

1 Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2007. С. 286

2 Червонюк В.И. Теория государства и права. М.:ИНФРА-М, 2010.С 456

3 Корельский В.М, Теория госудавтра и права М. :НОРМА, 2002. С. 332

4 Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2007. С 287

5 Матузов Н.И. Теория государства и права. М.:Юристъ, 2004. С.242

6 Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13.

7 Соколов Н.Я Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

8 Ковалев С.А. Деформация правосознания как фактор противоправного поведения личности // История государства и права. 2009. № 13.

9 Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород. 1998.

10 Матузов, Н.И. Малько А.В. Теория государства и права М.: Юристъ, 2005.

11 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006.

12 Гайворонская Я.В. Правосознание и профессиональные деформации юриста. 2009. № 5.

13 Димитров А.В. Введение в юридическую психологию. М., 2003.

14 14 июля 2011 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5527// 11 полоса. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания»

15 Якушев А.В. «Теория государства и права». М.:»Издательства ПРИОР», 2000.

16 Никитин А.Ф., Что такое правовая культура? – М.: Просвещение, 1988.

 


Информация о работе Правосознание