Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:53, курсовая работа
В качестве предмета исследования принимается определенное интеллектуально-чувственное, целостное духовное состояние человека, позволяющее ему осознавать себя существующим в правовой реальности. А еще точнее - предметом являются способы и средства выражения человеком себя как существа, пребывающего в правовом измерении реальности, те смысловые единицы правосознания, которые только и позволяют что-либо утверждать относительно его природы и сущности.
В процессе исследования мною будут решены следующие задачи:
1. Проведение анализа категории «правосознание»
2. Дача характеристики её структурных элементов
3. Раскрытие взаимодействия права и правосознания
Мотивационные качества
предполагают сформированную и устойчивую
мотивацию к служебной деятельн
В характеристике профессионально важных качеств юриста должна быть особая группа качеств, раскрывающих способность личности следовать правилам профессиональной этики и общечеловеческой морали. Этические проблемы – неотъемлемая часть юриспруденции, и они должны стать неотъемлемой частью подготовки юристов. Многие негативные реалии современной жизни, в том числе и деформации общественного правосознания, связаны с тем, какой образ юриста наблюдает сегодняшнее население России. Равнодушие, формализм, бюрократизм, откровенный карьеризм, цинизм, моральная лабильность, корыстное двуличие и лицемерие – к сожалению, эти черты присущи некоторым представителям правоохранительной деятельности, с которым сталкивается среднестатистический человек. Весь набор хорошо развитых профессиональных способностей и отдельных профессионально важных качеств можно весьма успешно использовать в целях обхождения закона, извлечения личной выгоды в ущерб охраняемым законом интересам, при нейтрально равнодушном или даже нигилистическом отношении к правовым ценностям. И самое интересное, что цели антиобщественные или даже преступные в этом случае, скорее всего, будут достигнуты, за счет прекрасно сформированных частных профессионально важных качеств такого юриста12. Профессиональные деформации в узком смысле – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Так же под профессиональной деформацией понимают приобретение таких качеств, навыков и склонностей, которые отрицательно влияют на решение поставленных перед специалистом задач. По мнению А. Я. Соколова, под термином «профессиональная деформация» следует понимать неразрывный процесс развития двух взаимосвязанных психологических феноменов, обусловленных занятием определенным родом деятельности:
- бесконтрольно развивающиеся негативные изменения в структуре личности, находящие свое выражение, прежде всего, в особенностях характера, протекании психических процессов, эмоциональном отражении действительности;
- закрепившиеся сознательные
отклонения в структуре
Для юридической деятельности особое значение имеют общепрофессиональные и специальные профессиональные деформации.
Общепрофессиональные деформации это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части работников со стажем. Например, у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель.
Специальные профессиональные деформации возникают в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей, и каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность. Применительно к правоохранительной деятельности А. В. Димитров выделил следующие формы профессиональной деформации сотрудников: чрезмерная подозрительность ко всем окружающим; обвинительный уклон в общении с людьми; узкий профессионализм; предубежденность; нарушение самоконтроля; чувство собственной непогрешимости; злоупотребление властью; шаблонные, стереотипные действия в обращении с людьми; равнодушие, эмоциональная черствость, сухость в обращении с посторонними, в том числе вне службы13. Причины профессиональных деформаций юристов многоплановы. Во многом они объективно связаны со спецификой юридической деятельности. Это и перегрузки и постоянное общение с правонарушителями, и частое общение с людьми в конфликтных ситуациях, и некачественный кадровый отбор, и многое другое. Однако названные причины профессиональных деформаций, влияющие на всех сотрудников, занимающихся сходными видами деятельности, по-разному влияют на конкретных лиц. У одних негативное воздействие указанных факторов вызывает значительные и устойчивые изменения в мировосприятии, личностных качествах и поведении. В результате формируются выраженные деформации, отрицательно влияющие на качество выполняемой профессиональной деятельности и межличностное общение субъекта в целом. Профессиональной деформации личности юриста предшествует деформация правосознания, которая проявляется и в мировоззренческом, и в поведенческом плане. На уровне поведения деформация правосознания трансформируется в профессиональную деформацию юриста. В результате выхолащивается смысловое содержание юридической деятельности, остается ориентация на формальную сторону профессионального труда.
Профессиональная деформация
может развиваться при
4 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
4.1 Понятие формы и методы правового воспитания.
Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходимо правовое формирование и правовое воспитание личности. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу. В задачи правового воспитания входит формирование: знаний о праве; внутреннего уважения к праву; умения применять правовые знания на практике; привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.
Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания. Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном правосознании, должны быть переданы при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, поэтому правовое воспитание во многом предполагает их усвоение. Немного скажем о формах правового воспитания, так как это один из основных его элементов о котором не сказать просто нельзя. К формам правового воспитания относятся:
правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, средствами массовой информации и т. д.);
правовое воспитание
правонарушителей правоприменительными
органами (правовоспитательная
юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате конкретного участия в правоприменительной деятельности);
самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, самостоятельное изучение законодательства). Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, и т. д.).
Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относятся 1) убеждение; принуждение; наказание; поощрение; потенциальная угроза применения санкций; профилактика; предупреждение и др. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств. В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое. Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.
4.2 Государственная политика правового воспитания.
Определённо, правовоспитательный процесс носит политический характер, а государственная политика в области правового воспитания является составной частью внутренней политики в стране и нуждается в серьёзном анализе. Сегодня в России отсутствуют фундаментальные теоретические исследования разрешающие методологические проблемы государственной политики в области правового воспитания, определяющие понятие, содержание, принципы и формы её реализации.
До недавнего времени
в России не существовало единого
направления государственной
-принципы: законность; гуманизм;
демократизм; взаимосвязь с
-направления: правовое
просвещение и правовое
4.3 Правовое
воспитание как средство
Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание—это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Целью
правового воспитания является «создание специального инструментария по