Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества в России.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить общее понятие правотворчества, его виды и принципы;
- изучить проблемы правотворчества в России на современном этапе развития;
- изучить перспективы развития правотворчества в России;
- изучить особенности российской юридической техники.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Общее понятие правотворчества, его виды и принципы……………….5
1.1 Понятие правотворчества…………..………………………………………...5
1.2 Виды правотворчества………………………….……………………………7
1.3 Принципы правотворчества…………………….………………………….11
2. Правотворчество в России…………………….…………………………..15
2.1 Проблемы правотворчества в России на современном этапе развития….15
2.2 Перспективы развития правотворчества в России…………………..….…19
2.3 Особенности российской юридической техники………………..………..21
Заключение……………………………………………………….………….…28
Список использованных источников………………………….…………….30
На основании рассмотренных критериев, учитывая иерархию правовых актов, можно выделить, пять обособленных видов правотворчества.
1. Законотворчество - это
законодательный процесс,
2. Подзаконное правотворчество.
К нему относится
3. Прямое, непосредственное
правотворчество. Данный вид
а) оно проводится по инициативе групп граждан, части населения;
б) единство воли участников референдума является исключительным и прямым правообразующим источником конституционного закона или иного нормативно-правового акта;
в) итоги референдума являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой;
г) итоги референдума по проблемам правотворчества и государственного строительства являются обязательными;
д) подготовка к проведению референдума по государственно-правовому строительству возлагается на государственные органы и избирательные комиссии.
4. Корпоративное нормотворчество.
5. Нормативные договоры.
Их также следует отнести к
самостоятельному виду
В современных условиях проведения административной реформы в России большое значение имеют не только нормативные акты Президента, направленные на формирование новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и практические действия по их реализации, но и теоретические наработки исследователей, являющихся научной основой реформирования механизма государства.6
1.3 Принципы правотворчества
В юриспруденции выработан
целый ряд принципов
1) Демократизм и гласность правотворчества.
Этот принцип проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.
Принцип демократизма предполагает
непосредственное участие народа в
законотворческой деятельности, а также
учет общественного мнения при разработке
и принятии нормативно-правовых актов.
Народ участвует в
2) Профессионализм
Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Правотворческий дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю. Работа по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направлениям.9
3) Законность правотворчества.
Принцип законности, который
предполагает строгий учет иерархии
правовых норм, соблюдение процессуальных
правил принятия нормативно-правовых
актов правомочными на то органами
государственной власти. Конституция
РФ закрепляет принцип верховенства
Конституции и законов
4) Научный характер
Научное обеспечение законотворчества,
требует активного влияния
Правотворчество призвано максимально полно соответствовать назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.
5) Гуманизм правотворчества.
Этот принцип предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.
6) Тщательность, скрупулезность подготовки проектов.
В правоподготовительной деятельности важно максимально использовать зарубежный и отечественный опыт, результаты социологических и иных исследований, разного рода справки, докладные записки и иные материалы. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.
7) Техническое совершенство принимаемых актов.
Предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники, которые должны быть обязательными установлениями для законодателя.
8) Принцип исполнимости.
Этот принцип отражает необходимость при подготовке законопроекта, принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых только и позволит закону или иному нормативно-правовому акту действовать, быть реализованным.
Одним из важных юридических условий исполнимости закона является одновременная подготовка необходимых подзаконных актов, изменений и дополнений в другие законы. Поэтому с точки зрения исполнимости закона лучше всего готовить и представлять сразу пакет законопроектов и подзаконных актов, реализуя при этом объективное свойство права - системность.
Другими условиями принципа исполнимости является финансовое обеспечение нормативно-правовых решений, подготовка соответствующих кадров, правовая пропаганда о том, почему нужен закон и т.п.11
2. ПРАВОТВОРЧЕСТВО В РОССИИ
2.1 Проблемы правотворчества в России на современном этапе развития
Правотворчество относится к числу юридических категорий, имеющих в равной мере научное и практическое значение. Его надлежащая организация - необходимое условие качества и эффективности результатов правотворчества - законов и подзаконных актов.
Оптимальная характеристика
всякого объекта включает нужное
соотношение его количественных
и качественных показателей. В равной
мере это справедливо и
Во времена СССР немало
правовых актов, но значению не уступающих
законам, принималось на уровне правительства,
а в ряде случаев в виде совместных
постановлений партийных и
- принятые законы лишены
сведений относительно их
- название некоторых законов
неоправданно растянуты,
- невразумительность закона.
Например, в главе 4 земельного
кодекса об отводе земель для
«предварительного
- присутствие в законах
ненужного материала. Основным
содержанием законов должны
- группировка законов
в особые отрасли происходит
обычно в тех случаях, когда
законы, имеющие общий предмет
регулирования, объединяются в
кодекс. Например, земельные законы
получили очертания отрасли