Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы.
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти………………………...………………………………………5
1.1.Соотношение понятий «политический режим» и «государственная власть». Правовой режим……………………………………….………………..6
1.2.Признаки политического режима…………………………..………………..9
1.3. Основные методы, реализуемые политическими режимами ……….…….9
2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического рима…………………….………………………………………………..12
2.1.Понятие легитимности……………...……………………………………….12
2.2.Типы легитимности………………………………………………………….14
2.3.Формы легитимации государственной власти…..………………………...16
2.4. Кризис легитимной власти…………………………………………...…….17
3. Типология политических режимов…………………………………………..19
3.1. Тоталитарный режим…………………………………………………........21
3.2. Авторитарный режим……………………………….…………………........22
3.3. Демократический режим…………………………………………...……….24
4. Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима…………………………………………………...28
4.1 Понятие правовой культуры…………………………………………...........28
4.2. Понятие правосознания…………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (2) - копия.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Политический  режим как совокупность методов,  способов и средств осуществления власти………………………...………………………………………5

1.1.Соотношение  понятий «политический режим»  и «государственная власть». Правовой режим……………………………………….………………..6

1.2.Признаки политического  режима…………………………..………………..9

1.3. Основные  методы, реализуемые политическими  режимами ……….…….9

2. Легитимность  власти как необходимая предпосылка  оформления политического рима…………………….………………………………………………..12

2.1.Понятие легитимности……………...……………………………………….12

2.2.Типы легитимности………………………………………………………….14

2.3.Формы легитимации государственной власти…..………………………...16

2.4. Кризис легитимной  власти…………………………………………...…….17

3. Типология  политических режимов…………………………………………..19

3.1. Тоталитарный  режим…………………………………………………........21

3.2. Авторитарный  режим……………………………….…………………........22

3.3. Демократический  режим…………………………………………...……….24

4. Правовая культура  и правосознание как средство  стабилизации и гуманизации политического режима…………………………………………………...28

4.1 Понятие правовой  культуры…………………………………………...........28

4.2. Понятие правосознания…………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………… 31

Список источников и литературы……………………………………………... 33

Введение 

   Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы и государства в целом, выступает политический режим (от лат. regimen – управление).

   Политический  режим является наиболее гибким, подвижным и социально значимым элементом формы государства, своеобразным «барометром», определяющим состояние и качественное содержание государственности, степень ее демократичности, тенденции развития, взаимодействие с гражданским обществом, сочетание силовых и не силовых методов властвования, уровень политического и идеологического плюрализма, готовности к сотрудничеству и компромиссам.

   Понятие политический режим возникло в ХIХ  веке, а в широкий научный оборот оно вошло после второй мировой войны, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров.

   В теории государства и права политический режим рассматривается в качестве еще одной - после формы правления и формы государственного устройства - характеристики государства, раскрывающей совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти.1 В свою очередь политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы. В современном мире насчитывается около 160 видов режимов, каждый по-своему неповторим. Главные отличия политического режима намечаются в рамках самих политических систем по принципам организации ветвей и конкретных институтов власти, формам и методам осуществления политической власти. Некоторые политологи рассматривают партии и партийные системы в качестве стержневых элементов политических режимов. Например, по словам М. Дюверже, базой для фундаментальной классификации современных режимов становится разница между однопартийными, двухпартийными и многопартийными системами.

   В либерально демократической системе определяющее значение для классификации политических режимов имеет характер разделения властей, которое оказывает существенное влияние на конфигурацию соотношения, прерогативы и функции основных властных институтов. Прежде всего, режимы различают по роли, которую играют глава государства и глава правительства: конституционная монархия, парламентская республика, президентская республика и смешанная президентско-парламентская республика. При этом необходимо отметить, что парламентская монархия, за исключением процедуры избрания главы государства, по базовым параметрам совпадает с парламентским режимом.

      Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы.

    Итак, цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти. 

    В научной литературе существует большое  количество определений политического режима.

    Ученые, представляющее первое, институциональное  направление политического анализа, склонны смешивать "режим" с понятием форм правления или государственного строя. "Политический режим есть система или форма правления", — пишет, например, американский исследователь К. Бекстер.

    М. Дюверже1 считает, что политический режим это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой,- способы политического участия партий и групп давления.

      «Под политическим режимом следует  понимать способ политического  существования любого общественного  коллектива, племени, нации или государства»,- дает подобную предельно широкую формулировку французский политолог Ж.М. Денкэн.

    Дать  универсальное определение политического  режима достаточно сложно. Определение, данное политологом Ж.Л. Кермонном: “Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период”.2

      Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.

    Можно сказать, что политический режим - это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы. 
 

    
    1. Соотношение понятий «политический  режим» и «государственная власть». Правовой режим.

    Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений  об основных системах власти.

    Прежде  всего, понятие "режим" следует  соотнести с понятием "власть", занимающим, бесспорно, центральное  место в политической науке.

    Содержание  власти многогранно, оно не исчерпывается  господством, принуждением, насилием, с чем нередко власть ассоциируется. В основе властных отношений могут находиться культура, традиции, закон, национальные особенности, добровольное подчинение воле одного лица (объективная необходимость единоначалия, например, в условиях войны, чрезвычайных ситуаций или даже обычного производства).

    Понятие власти оказывается типологически близким понятию политического режима. Различие заключается лишь в том, что режим есть организация власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях и с использованием специфических методов.

    Практическое  выражение деятельности по реализации функций государства получило наименование форм осуществления государственной власти. С точки зрения специфики отдельных видов государственной деятельности принято различать в качестве основных форм осуществления функций государства законодательную, управленческую (исполнительно-распорядительную, административную, судебную, надзорную и др.)

    Органической  частью государственного и политического  режимов выступает правовой режим. В зависимости от того, какие средства (стимулы или ограничения) доминируют в правовом режиме, он может быть либо стимулирующим, либо ограничивающим. Первый создает благоприятные юридические условия для удовлетворения тех или иных интересов, второй — нацелен на их сдерживание. Стимулирующие начала выступают более гибкими способами регулирования, являясь правовым выражением свободы личности, незаменимым механизмом содействия самоуправлению, средством укрепления демократических основ.

    Рассматривая  соотношение целей и средств политической власти, следует отметить, что цель государственного развития должна быть реальной, соответствовать объективным потребностям общества, интересам граждан, не должна нарушать общепринятых моральных норм и принципов. Максимальная польза, «отдача» политической власти достигается лишь при условии совпадения целей и используемых средств, а в конечном итоге — полученного социального результата, что является надежным критерием эффективности данного политического режима.

          Акцентируя внимание на категориях формы и содержания политической власти, ее функциях, формах их осуществления, уровнях реализации властных отношений, к основным функциям власти относятся господство, руководство, управление и контроль. При этом в механизме функционирования политической власти выделяются три основных уровня:

    макровласть — высший уровень деятельности центральных государственных институтов и политических отношений, складывающихся между ними и обществом;

    мезовласть  — средний уровень политической власти, связывающий два крайних и различных уровня политических властных отношений;

    микровласть — отношения власти в сфере  межличностных отношений внутри малых групп.

    Как принцип функционирования политического режима следует обратить внимание на разграничение политической и государственной власти. В частности, в пользу разграничения политической и государственной власти свидетельствуют следующие аргументы:

  • государственная власть, будучи публичной, выступает от имени всего общества, всего народа (а не какой-либо его части  и социальной группы, являющейся субъектом политической власти), имеет «публичную» материальную основу (казенное имущество, налоги и т. д.);
  • в отличие от политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви (законодательная, исполнительная, судебная) с соответствующими прерогативами;
  • одним из субъектов политической власти выступают органы местного самоуправления, которые согласно ст. 3 п. 2. ст. 12 Конституции РФ являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти.

    Из  данного различия политической и  государственной власти вытекает несовпадение политического и государственного режимов, хотя они и тесно взаимосвязаны.

    Государственный режим — это составная часть  политического режима, существующего в обществе. Тогда как политический режим — это понятие более емкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Государственный режим реализуется через систему органов государственной власти, через их взаимодействие с гражданским обществом, закрепляется и охраняется правом, законами. Поскольку государственный режим опирается на право, его нередко называют государственно-правовым. И в этом еще одно его отличие от политического режима, который основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах — моральных, общественных, партийных, политических и других. 

    1.2. Признаки политического режима.

Информация о работе Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима