Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы.
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти………………………...………………………………………5
1.1.Соотношение понятий «политический режим» и «государственная власть». Правовой режим……………………………………….………………..6
1.2.Признаки политического режима…………………………..………………..9
1.3. Основные методы, реализуемые политическими режимами ……….…….9
2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического рима…………………….………………………………………………..12
2.1.Понятие легитимности……………...……………………………………….12
2.2.Типы легитимности………………………………………………………….14
2.3.Формы легитимации государственной власти…..………………………...16
2.4. Кризис легитимной власти…………………………………………...…….17
3. Типология политических режимов…………………………………………..19
3.1. Тоталитарный режим…………………………………………………........21
3.2. Авторитарный режим……………………………….…………………........22
3.3. Демократический режим…………………………………………...……….24
4. Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима…………………………………………………...28
4.1 Понятие правовой культуры…………………………………………...........28
4.2. Понятие правосознания…………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (2) - копия.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

    На  основании анализа современных  определений политического режима можно выделить следующие отличительные его признаки:

    Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов.

      Во-вторых, очевидно, что режим обеспечивает  не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы.

    В-третьих, режим, несомненно, представляет собой  совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия.

    В-четвертых, любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам  достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей.

    Наконец, в-пятых, режим, по сравнению с системой, обладает своими собственными временными характеристиками. "Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы"(данные американских исследователей). 

    1.3. Основные методы, реализуемые политическими режимами.

    Рассмотрим  основные методы государственного управления.

    Во-первых, пожалуй, наиболее радикальным приемом  управления является открытое насилие и применение карательно-силовых средств. Например, этот метод активно использовался в восточных деспотиях, захватывавших новые территории и вплоть до полного уничтожения притеснявших при помощи грубой силы их население (монголо-татарская империя Чингизидов и другие).

    Принципиальное  значение в сущности любого политического  режима приобретает содержание метода принуждения (как одного из методов осуществления государственной власти). В условиях демократии принуждение всегда является правовым, т. к. компетенция государственных органов устанавливается правом, в праве закрепляется форма государства (в том числе политический режим), само же право соответствует естественным правам человека, принципам гуманизма, равенства всех перед законом.

    Во-вторых, возможно такое применение принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда  органы государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования административных санкций со стороны государства.

    В-третьих, одним из главных методов современного государственного управления выступает  правовое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы. Конечно же, данные методы используются, прежде всего, в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан.

      В-четвертых, эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов.

    И наконец, пятым следует выделить средства, возникающие вне сферы политики, но активно используемые в интересах политического режима (культурные, этические, общественные нормы, традиции, идеология, доверие и др.); средства, возникающие в сфере политики, создаваемые самой властью (политическое знание, ораторское искусство, символика и ритуалы, СМИ, пропаганда, общественные движения, митинги, собрания, манифестации; принуждение, харизма и т. п.).

      Этими средствами управления можно обозначить как идейно-политическое манипулирование, действующее в мягких формах на механизмы сознания и установки поведения граждан, то есть прежде всего на голову людей, в отличие от грубой силы, действующей на их тело.

    Но  прежде всего политический режим  старается использовать метод убеждения. Однако в антидемократических режимах этот метод связан главным образом с принуждением и базируется на господствующей идеологии, страхе за возможные принудительные санкции. Напротив, в условиях демократии содержание данного метода составляет пропаганда общесоциальных (гуманных) принципов, прав и свобод человека, их законодательная защита, широкая юридическая информированность населения, развитие правовой культуры и т. д.

    Важную роль в ненасильственном разрешении противоречий, возникающих в государстве, играют выборы высших органов власти (президента, парламента), органов местного самоуправления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Легитимность  власти как необходимая  предпосылка оформления политического режима.
 

    2.1. Понятие легитимности.

    Термин  «легитимность», «легитимизм» возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную. Тогда же легитимизм приобрел и другой смысл - признание данной государственной власти и определенной территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и насильственной перестройки государственных границ. Но потребность в легитимности формировалась задолго до Великой французской революции, в эпоху монархий, сословий. По мнению Дробышевского, легитимность власти отражает устойчивость определенной политической власти, политической системы, ее подкрепленность законом.

    Демидов А.И. и Малько А.В. считают, что легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

    Вениамин  Сергеевич Боровик, в свою очередь  пишет, что легитимность - это признание  массами правомерности, целесообразности существования какого-либо института и подчинение предписываемым этим институтом нормам и правилам без применения насилия.

    Следует различать понятия «легитимность  власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).

    В науку понятие «легитимность  власти» впервые было введено  немецким ученым Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание.1

    Существенной  стороной легитимации является правовое урегулирование и практическое осуществление смены партий и высших должностных лиц у власти. Легитимация государственной власти в современных государствах чаще всего связана с департизацией правоохранительных и некоторых исполнительных органов, вооруженных сил, с запрещением высшим должностным лицам, имеющим доступ к распоряжению государственными материальными ценностями и ресурсами, обладающими властными полномочиями, по совместительству работать в государственных, совместных, частных фирмах и кооперативах.

    Существенное  значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.

    Любая государственная власть ищет поддержки  в обществе. Традиционно большинство населения страны добросовестно и сознательно подчиняется требованиям государственной власти в лице государственных органов и должностных лиц. Однако не всегда поддержка политики государственной власти большинством населения есть благо. Необходимо еще, чтобы деятельность государственной власти получила одобрение международного сообщества, не ущемляла права соседних государств, не противоречила морали.

    Думается, в настоящее время одним из проводников легитимации (или делегитимации) власти могут служить средства массовой информации, поскольку они способны существенно влиять на отношение населения к власти, к политическим событиям, переменам, формируя соответствующее общественное мнение. 

    2.2. Типы легитимности.

    Основным  типом легитимации власти в современных  государствах с демократическими политическими режимами выступает рациональная легитимация (хотя в некоторых государствах еще не так давно встречались и другие типы), при которой население поддерживает государственную власть, руководствуясь собственной оценкой ее мероприятий. Не лозунги и обещания, не имидж благодушного и мудрого правителя, а практическая работа органов государственной власти на благо страны и ее граждан служат основой рациональной легитимации.

    Вебер выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти:

    -традиционная  легитимность (при монархической  форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству.)

    -харизматическая  легитимность (политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. сharisma) означает божественный дар, милость. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя).

     -рационально-правовая легитимность ( власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы).

    Зеркин  Д. П. выделяет в политической истории такие типы легитимности власти:

    · Легальный тип - власть узаконена установленными нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства и подкрепляется деятельностью соответствующих институтов, а также санкциями, включая принудительные. Источник легальной легитимности - общее понимание норм, установленных законом;

    · Идеологический тип - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности - идеологические ценности.

    · Традиционный тип. Источник традиционной легитимности - традиционное сознание.

    · Структурный тип - правомочность  власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Источник легитимности - специфические политические структуры

    · Харизматический (персональный) тип. Источник харизматической легитимации - личный авторитет правителя.

    · Тип легитимности, основанный на соглашении или навязанный обществу по мотивам политической целесообразности.

    Муштук  О.З. выделяет и другие виды легитимности, такие как:

    · Онтологическая (Существует, когда  политическая власть не «диссонирует» по отношению к универсальным принципам человеческого и социального быта, а органически вписывается в них).

    · Технократическая (исходит из требования компетентности власть предержащих: политика - дело столь сложное и многогранное, что заниматься ею должны исключительно профессионалы.

    Легитимность, основанная на соглашении или навязанная обществу по мотивам политической целесообразности, практикуется, обычно, в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система.1

    Следует помнить, что требование легитимной власти возникло как реакция против насильственной смены власти, неправомерного использования властью силы и насильственной перекройки государственных границ, но принцип легитимизма не совершенен в том смысле, что вовсе не гарантирует справедливости, которая удовлетворяла бы всех. За легитимностью может скрываться сговор наиболее влиятельных сил в ущерб слабейшим силам или стремление слабых уравнять себя с сильными.

    Таким образом, легитимность власти может  быть рассмотрена в качестве одного из важнейших ее ресурсов, позволяющих ей быть значительно менее  скованной в своих действиях. Такая, пусть и относительная «свобода действий»  предоставляет власти определенный выбор - «проедать» имеющийся авторитет, реализуя лишь свои собственные, противоречащие общественным интересы, или осуществлять социально-экономическое развитие в интересах общества в целом. Ближайший пример легитимности власти - власть Б. Ельцина и возглавляемого им режима приблизительно   в период с сентября 1991 – конца 1992 г. Авторитет президента в этот период был незыблем. Уместно заметить, что авторитет этот был по своему происхождению не только рациональным (процедура всеобщих, тайных выборов, состоявшихся в марте 1991 года), но и иррациональным, связанным с «победой»  Ельцина над путчистами-ГКЧПистами. В массовой поддержке российского президента ореол «победителя», пожалуй, сыграл не менее существенную роль. Этот авторитет существенно пошатнулся позднее, в 1993 г., когда инициированные президентом экономические реформы в целом потерпели очевидную неудачу.

Информация о работе Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима