Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа
Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы.
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти………………………...………………………………………5
1.1.Соотношение понятий «политический режим» и «государственная власть». Правовой режим……………………………………….………………..6
1.2.Признаки политического режима…………………………..………………..9
1.3. Основные методы, реализуемые политическими режимами ……….…….9
2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического рима…………………….………………………………………………..12
2.1.Понятие легитимности……………...……………………………………….12
2.2.Типы легитимности………………………………………………………….14
2.3.Формы легитимации государственной власти…..………………………...16
2.4. Кризис легитимной власти…………………………………………...…….17
3. Типология политических режимов…………………………………………..19
3.1. Тоталитарный режим…………………………………………………........21
3.2. Авторитарный режим……………………………….…………………........22
3.3. Демократический режим…………………………………………...……….24
4. Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима…………………………………………………...28
4.1 Понятие правовой культуры…………………………………………...........28
4.2. Понятие правосознания…………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список источников и литературы
Легитимная
власть, таким образом, содержит противоречие
в себе самой и потенциально нестабильна.
2.3. Формы легитимации государственной власти.
Можно выделить следующие формы легитимации государственной власти:
1.
Признание государственной
2.
Одобрение подавляющим
3. Принятие Основного Закона и иных важнейших законов страны на референдуме или издаваемых иным путем законов, которые одобряется подавляющей массой населения.
4. Возможность легализации путем регистрации действующих в рамках законов политических партий и движений, иных институтов гражданского общества.
5.
Признание государства и
6.
Признание и ратификация
Все
перечисленные признаки легитимности
государственной власти можно классифицировать
на внутренние и внешние. Это очень
важная классификация, которая необходима
при анализе государственной власти конкретных
государств. Безусловно, главной является
внутренняя легитимность, а внешняя - вспомогательным
критерием. Причем легитимность не может
быть абсолютной, так как в любой есть
«недовольные» властью.1
2.4. Кризис легитимной власти.
Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.
В качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о "нижней" границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. К факторам, определяющим ее "верхнюю" границу, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.
В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций можно назвать следующие:
-
проведение разъяснительной
-
усиление роли правовых
-
уравновешенность ветвей
-
соблюдение правил
-
организация контроля со
- укрепление демократических ценностей в обществе;
-
преодоление правового
Крайней
точкой падения легитимности власти
являются революция, государственные
перевороты - открытые формы недовольства
режимом.
3. Типология политических режимов.
В настоящее время типология политических режимов разработана недостаточно полно и всесторонне. Ряд исследователей (С.С.Алексеев, В.Н.Хропанюк) выделяют режимы демократические и антидемократические (тоталитарные, авторитарные)1
Основными признаками антидемократического режима являются:
-
наличие единой
-
бесправие граждан и произвол
властей при формальном
Под антидемократическими следует выделить авторитарный, тоталитаризм, так же можно рассмотреть деспотический режим и тиранию как предшественники тоталитарного режима, режим, отражающий специфику властвования на Востоке. Подобные режимы сложились с древнейших времен в Египте, Ассирии, Урарту, Вавилоне, Китае и других восточных государствах.
Деспотия как особая форма государства была выделена еще древнегреческими философами (в частности, Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.
При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке словом, в государствах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности.
Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.
А.И.Коваленко отмечает в качестве разновидностей политического режима два основных вида: демократический и террористический. Внутри террористического автор выделяет фашистский, тоталитарный и авторитарный режимы.1
Составители комментария к Конституции Российской Федерации упоминают всего лишь два вида режима, известных истории: авторитарный и демократический, причем внутри авторитарных режимов авторы выводят неограниченную монархию и фашизм.
Такая интерпретация, представляется неправомерной, поскольку неограниченная монархия - одна из форм правления, а не политического режима; фашизм же - режим тоталитарный.
Так же следует обратить внимание на шкалу режимов, предлагаемую Б.П. Курашвили, которая включает 6 объективно возможных режимов:
К сожалению, автор не приводит никаких
пояснений к п.2-5, приведенная шкала
является не вполне обоснованной. Так,
в частности, остается неясным, как отличить
"жестко авторитарный" режим от "тоталитарного",
не совсем понятно также сочетание "демократически-авторитарный"
и "авторитарно-демократический"
( может быть автор имеет в виду переходные
режимы от демократии к авторитаризму
и от авторитаризма к демократии?). Вызывает
сомнение и выделение как особого типа
"аиархо-демократического" режима
(скорее речь может идти об охлократии),
поскольку анархия и демократия - два несовместимых
понятия (демократия предполагает авторитет
закона, государства и его органов, а анархия
предполагает хаос, безвластие)(1).
3.1.Тоталитарный режим.
Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини.
Понятие тоталитаризма представляется как антисоциальный, террористический режим, сформированный на основе однопартийной системы и единой идеологии, характеризующейся предельной концентрацией власти в руках «вождя», отличающийся этатизмом, автаркией и нарушением прав человека.
Основные характеристики тоталитарного политического режима:
· государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
· общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа;
· монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
· государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны народа;
· доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
· господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации.
Особой
разновидностью тоталитарного режима
выступает фашистский режим, который
можно рассматривать как своего
рода радикальный тоталитаризм. Странами,
где впервые возникли фашистские организации,
были Италия и Германия. Фашизм в Италии
был установлен в 1922 г. Для итальянского
фашизма характерным было стремление
к возрождению великой Римской империи.
Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью
которого было господство арийской расы,
высшей нацией провозглашалась германская.1
3.2. Авторитарный режим.
Под авторитаризмом понимается политический режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая концентрируется в руках одного человека или в одном органе, снижая роль других (прежде всего представительных) его институтов. По мере эволюции в сторону демократии тоталитарный режим проходит стадию авторитаризма, в то же время возможна обратная эволюция демократии через авторитаризм в тоталитаризм.
Основные характеристики авторитарного политического режима:
· в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
· игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
· роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
· суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;
· сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
· в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор;
· сохраняется ограниченная цензура, "полу гласность";
· существует частичный плюрализм;
· права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
· силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Тесно примыкают к авторитарным режимам военные режимы. Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.