Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, наряду с вышеназванными обстоятельствами, подтверждает и то, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы.
Итак, цель данной курсовой работы – исследовать категорию «политический режим», как элемент формы государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти………………………...………………………………………5
1.1.Соотношение понятий «политический режим» и «государственная власть». Правовой режим……………………………………….………………..6
1.2.Признаки политического режима…………………………..………………..9
1.3. Основные методы, реализуемые политическими режимами ……….…….9
2. Легитимность власти как необходимая предпосылка оформления политического рима…………………….………………………………………………..12
2.1.Понятие легитимности……………...……………………………………….12
2.2.Типы легитимности………………………………………………………….14
2.3.Формы легитимации государственной власти…..………………………...16
2.4. Кризис легитимной власти…………………………………………...…….17
3. Типология политических режимов…………………………………………..19
3.1. Тоталитарный режим…………………………………………………........21
3.2. Авторитарный режим……………………………….…………………........22
3.3. Демократический режим…………………………………………...……….24
4. Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима…………………………………………………...28
4.1 Понятие правовой культуры…………………………………………...........28
4.2. Понятие правосознания…………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА (2) - копия.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

    Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. Военный режим можно считать как разновидность авторитарного. Огромное количество практических примеров военного подавления в Латинской Америке, Африке, Пакистане и др.

    Так же сюда можно отнести режим личной власти - главный источник авторитета - индивидуальный лидер, власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, зависимости от него. Пример такой власти это Испания при Франко, Филиппины при Маркосе и т.д.

    Бюрократически-олигархический режим так же является разновидностью авторитарного режима. Этот режим часто рассматривают вместе с вопросом о военных режимах.1 Важнейшая характеристика бюрократически-олигархических режимов –  корпоратизм, т.е. формирование и относительно успешное функционирование особого типа структур, связывающих общество с государством в обход политических партий и законодательных органов власти.2 

    3.3. Демократический режим.

          Прямую противоположность  тоталитарному, авторитарному и  военному режимам представляет демократический режим. Демократия (от греч. demos — народ и cratos — власть, народовластие) — это одна из форм политической и социальной организации, предоставляющая гражданам реальные экономические, политические и иные права, обеспечивающая их участие в управлении государством и обществом.

    Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

    Основными признаками демократического режима являются:

             - признание и гарантированное осуществление народовластия, суверенитета народа в качестве фундаментальной основы всей государственной и политической системы страны;

            - законодательное закрепление и гарантированное осуществление основных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

            - разделение и равенство ветвей государственной власти -                 законодательной, исполнительной и судебной;

    -   формирование органов власти выборным путем;

    -   политический плюрализм, то есть  свобода деятельности различных;  политических партий, движений и  союзов. 

    Так же существует огромный поток региональных исследований предпосылок и особенностей демократии (как, например, 4-томная работа американских специалистов «Демократия в развивающихся странах»).1

    Некоторые авторы включают в классификацию  политических режимов (помимо демократического, авторитарного и тоталитарного) либеральный режим. Либеральный  режим был характерен для развитых стран в XIX в. и сейчас наблюдается в ряде развивающихся стран, приблизившихся к развитым (например, в Индии, на Филиппинах).

    Этот  режим отличается высокой степенью политической свободы, однако вследствии культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими политическими институтами могут сравнительно немногие. Государству чаще, чем в условиях демократического режима, приходится прибегать к различным формам принудительного воздействия, так как социальная база правящей элиты довольно узка.

    Американский  политолог Роберт Даль в качестве специфического режима определяет полиархию. Этот режим, по мнению Р.Даля, совмещает в себе две основные характерные черты:

    1) относительно высокую терпимость  к оппозиции, противостоящей действиям правительства;

    2) относительно широкую возможность  участвовать во влиянии на  поведение правительства и даже возможность смещения мирным путем различных официальных лиц.

    Полиархия означает значительную степень социального  плюрализма или разнообразие социальных организаций, сочетающееся со значительной степенью их автономии в отношении друг друга.1

      Поскольку политический режим является составной частью формы государства, он подвержен воздействию со стороны двух других элементов (формы правления и формы национально-государственного устройства). Определенную роль играют обстановка как внутри государства, так и на международной арене,  уровень экономического и культурного развития, территориальный размер государства, его этнический состав. Нельзя не отметить также влияния на тип политического режима национальных особенностей той или иной страны, ее менталитета, религии, исторических традиций. Велико значение демографического и природно-географического факторов. Определенное значение могут иметь и личностные качества лидера, его способность принимать оптимальные решения, не ущемляющие интересов отдельных социальных групп. Наиболее ярко «субъективный фактор» проявил себя, в частности, в период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда было найдено два пути выхода из него. Один из них связан с именем Ф. Рузвельта, его «Новым курсом», второй — с именем Гитлера, его национал-социализмом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Правовая культура  и правосознание  как средство стабилизации  и гуманизации политического режима. 

    4.1 Понятие правовой  культуры.

    Правовая  культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

    Правовая  культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений.1

    Наиболее  объективным показателем уровня правовой культуры общества является степень развитости его государственно-правовых институтов и норм. Особое место в формировании правовой культуры, а следовательно, и в демократизации политического режима, принадлежит правовому мышлению как разновидности общеинтеллектуального процесса. Политический режим, будучи наиболее активным, динамичным элементом формы государства, является проводником правовой культуры и правосознания. Через правосознание (как неотъемлемую часть правовой культуры) политический режим легитимирует те ценности, которые составляют его фундамент. В случае же «выхода» правосознания за рамки пропагандируемых идеалов, утраты ими актуальности или превращения в антиценности происходит делегитимация государственной системы, что неизбежно влечет за собой перемены, вплоть до возникновения нового политического режима. Таковы периоды реформ Солона в Афинах, принципата Августа в Римской империи, Реформации в Германии, Великой хартии вольностей в Англии, падения крепостного права в России, «перестройки» в СССР, объединения ГДР и ФРГ, и др.

    Разумеется, существует и обратная связь между  правовой культурой и политическим режимом, поскольку политический режим  либо дает позитивный импульс для ее успешного развития (через сохранение и приумножение лучших государственно-правовых традиций, соблюдение морально-нравственных основ в процессе законотворчества, разумное обновление правовой базы согласно духу времени, поощрение гражданской инициативы, накопление реформаторского опыта), либо тормозит ее совершенствование через консервацию полицейских порядков. 

    4.2. Понятие правосознания.

    Правосознания - это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры, в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, прежде всего экономических и социальных. Право воздействует на формирование правосознания, а последнее реализуется в праве и правосудии. Основы правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти - к гражданам.

    Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием.1

      Правосознание выступает как один из важных идеологических факторов, который влияет на процесс формирования права в обществе, поскольку известно, что право не может быть выше уровня развития культуры общества, его правосознания. Всякое действующее право несет в себе основные представления о праве, которые сложились в данном обществе. В концентрированном виде правосознание общества отражается в правосознании законодателей.

    С другой стороны, правосознание - это та духовная атмосфера, в которой происходит реализация права и чем выше в правосознании степень признания, той или иной, установленной правовой нормы, тем эффективнее эта норма реализуется, потому что в правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, которая присутствует в правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме.

    Совпадение  или несовпадение этих ценностей  и определяет в конечном счете  действенность правового регулирования.

    Поэтому каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве.

    Правосознание следует поделить на два типа: демократический  и антидемократический.

    Демократический опирается на достаточно развитое правосознание, признающее верховенство закона и равенство всех перед ним; использование преимущественно методов убеждения.

    Антидемократический отличительными чертами является не развитость юридического мышления; карательная направленность законодательства, преобладание в нем запретов ,а не дозволений; ущемление естественных прав граждан, идеологизация общественных отношений. 
 
 
 
 
 

    Заключение 

      Политический режим – это сложная,  многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов государственной жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы и т. д. Общепринятой же является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, обычно выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный типы режимов.

    Всякий  реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений – авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо “пропорции”, установленной некоторой теоретической схемой. По сравнению с формой правления или государственного устройства политический режим способен “перемещаться” в рамках той или иной “обобщающей модели”, проявляясь в ее различных “модификациях”. Так, например, во Франции в период правления администрации Ш. де Голля на фоне усиления президентской власти отчетливо проявлялось нарастание авторитарных тенденций, однако даже после подавления леворадикальных студенческих волнений, охвативших всю страну весной 1968 г., это не привело к установлению диктатуры личной власти или к ликвидации основных институтов демократических прав и свобод, в том числе и права на оппозиционную политическую деятельность. Следовательно, предлагаемая типология содержит в себе элементы известного упрощения. Тем не менее, она дает возможность систематизировать и упорядочить многообразие, представленное сегодня более чем 180 режимами во всем мире.1

Информация о работе Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима