Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа
Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Кафедра «Административное право и таможенное дело»
Курсовая работа
по дисциплине
«Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности»
на тему:
«Правовая основа государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России»
Выполнил:
ст. гр. ТМД-109
Капсенкова Д.Ю.
Принял:
доц. каф. «АП и ТД»,
канд. ист. наук
Сальникова А.В.
Владимир 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Лист
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы ВЭД………………………………………....5
1.1. Понятие и сущность ВЭД………………………………………….,...5
1.2. Государственное регулирование ВЭД …………………………......7
Глава 2. Механизм и законодательная база государственного
регулирования ВЭД…………………………………………………………..10
2.1 Методы ВЭД…………………………………………………………..10
2.2 Субъекты ВЭД………………………………………………………...11
2.3 Регламентирование ВЭД……………………………………………..16
Глава 3. Проблематика правового регулирования ВЭД……………………...20
3.1. Недостатки законодательной базы ВЭД……………………………...20
3.2. Нарушения таможенного законодательства……………………….....
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………..………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.
Актуальность данной работы заключается в том, что в условиях глобализации трансграничное движение товаров, работ, услуг посредством международного разделения труда, специализации и кооперирования производства приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов, что позволяет рассматривать его как существенный фактор достижения устойчивого экономического развития в стране. Вместе с тем, активное включение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и предъявляет новые требования к роли и функциям государственного регулирования взаимодействия национальной и мировой экономик. Перманентно меняющиеся условия межстранового торгового обмена заставляют периодически переосмысливать цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю. Поэтому сегодня наиболее остро стоит вопрос о правильном выборе методов регулирования и разработки актуального законодательства в этой сфере.
Целью работы является исследование правовой основы государственного регулирования ВЭД. Исходя из этого можно выделить ряд задач:
Объектом исследования данной работы является государственное регулирование ВЭД , предметом – основные аспекты правового регулирования ВЭД.
Методы, используемые при написании данной работы : аналитический, метод изучения нормативно – правовой базы , метод обобщения.
Степень изученности темы. Тема «Правовая основа ВЭД в России» относится к тем темам, которые постоянно находятся во внимании. Многие ученые затратили огромные труды для ее изучения. В их числе Авдокушкин Е.Ф.1, совместные работы Бакаева О.Ю. и Матвиенко Г.В.2, Воронковой О.Н. и Пузаковой Е.П.3 и многих других.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЭД
1.1.Понятие и сущность ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность — это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Она может осуществляться в различных целях: удовлетворение материальных и духовных потребностей, получение дохода и максимизация прибыли, осуществление общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной и др. В условиях рыночной экономики любые лица (кроме случаев, ограниченных законом) имеют право вести внешнеэкономическую деятельность: финансовые и нефинансовые предприятия, государственные учреждения и некоммерческие организации, физические лица.
Различают следующие виды ВЭД:
При классификации видов ВЭД предприятий большинство учёных включают в их состав: экспорт услуг, работ; экспорт товаров, приобретённых для перепродажи; экспорт продукции собственного производства; импорт услуг, товаров; импорт сырья; бартерные операции; получение и предоставление валютных займов и кредитов; формирование уставного капитала иностранным капиталом; посреднические услуги внешнеэкономических сделок; лизинговые операции; операции с ценными бумагами; реэкспорт; реимпорт. Перечисленные виды ВЭД могут быть сгруппированы по каким-либо признакам в более агрегированные группы или, наоборот, детализированы. Например, каждый из указанных видов внешней торговли может быть составной частью других форм ВЭД, в частности, получение иностранных кредитов можно рассматривать как экспорт услуг.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности возникают контрактные отношения между резидентами страны и ее нерезидентами. Резидент экономики — это хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены на территории данной страны, если он ведет и намеревается продолжать вести экономические операции в этой стране в значительных масштабах. Нерезидентом страны является хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены за пределами ее экономической территории. Согласно законодательству Российской Федерации резидентами российской экономики (российскими лицами) являются: физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России; дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами России; находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов.
На территории Российской Федерации нерезидентами (иностранными лицами) являются :физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в России; при этом физические лица, фактически находящиеся на ее территории не менее 183 дней в календарном году, становятся налоговыми резидентами России; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов.
1.2 Государственное регулирование ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.
Механизм рыночного регулирования ВЭД – это общий механизм рынка с присущими ему принципами, правилами, нормами деятельности и поведения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы, в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальные государства, их союзы и объединения, международные организации, реализующие свои особые, часто противоречивые цели, сказывается на механизме ее регулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.
Государственное регулирование ВЭД – это продолжение внутрихозяйственной функции государства, но реализующееся в особой форме; это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства в лице его органов на экономические отношения участников ВЭД в соответствии с национально–государственными интересами, целями, задачами.
Функции государственного регулирования ВЭД:
1) системообразующие:
• разгосударствление, отмена государственной монополии ВЭД;
• формирование конкурентной среды, курс на открытость экономики;
• формирование порядка осуществления ВЭД;
2) системоутверждающие:
• структурная
трансформация, обеспечение конкурентоспособно
• рост уровня и качества жизни;
3) системовоспроизводящие:
• достижение устойчивого экономического развития;
• обеспечение и защита общенациональных экономических интересов в мировой экономике;
Реализация этих функций нацелена на повышение эффективности механизма регулирования ВЭД, имеющей экономическую, социальную и адаптационную составляющие. Экономическая эффективность заключается в обеспечении расширенного воспроизводства и достижении экономического роста; социальная – в повышении уровня и качества жизни населения; адаптационная – в интеграции в мировую экономику как полноправного члена.
Причины, которые обусловливают регулирование ВЭД:
Цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации5.
В связи с желанием российских предприятий и организаций освободиться от жесткого контроля со стороны государства за проведением внешнеторговых операций в России сложился необоснованно заниженный по значению механизм государственного регулирования и контроля, что способствовало падению конкурентных позиций многих статей российского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развивается конкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой и мощью правительственных органов и ассоциаций. Изучение опыта зарубежных стран свидетельствует о значительной роли государства в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности и ее особом усилении в периоды экономических и других трудностей, спадов деловой активности и кризисов