Правовая основа государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

Файлы: 1 файл

курсовая гос.рег-е.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

      - Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза

 Решение Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе»

        Был утверждён  единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору

         Пункты 1, 2 и 3 настоящего Решения вступают в силу с 1 июля 2010 года.

Решение Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина  растений в Таможенном союзе»

        Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов,подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза .

       - карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории таможенного союза в соответствии с Приложением N 3 к настоящему Решению. Настоящее Решение вступает в силу с 1 июля 2010 года.

Решение Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 319 « О техническом регулировании в таможенном союзе»

         Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения.

      В связи с желанием российских предприятий и организаций освободиться от жесткого контроля со стороны государства за проведением внешнеторговых операций в России сложился необоснованно заниженный по значению механизм государственного регулирования и контроля, что способствовало падению конкурентных позиций многих статей российского экспорта, поскольку в настоящее время на мировых рынках развивается конкуренция поставщиков отдельных стран, поддерживаемая и подкрепляемая силой и мощью правительственных органов и ассоциаций. Изучение опыта зарубежных стран свидетельствует о значительной роли государства в организации и регулировании внешнеэкономической деятельности и ее особом усилении в периоды экономических и других трудностей, спадов деловой активности и кризисов.

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМАТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

 

3.1. Недостатки законодательной базы ВЭД

 

        Действующая законодательная база нуждается в развитии и совершенствовании, как в силу необходимости законодательного обеспечения ряда сфер этой деятельности, которые пока не регламентированы соответствующими законодательными актами, так и в целях определенной корректировки ранее принятых в этой области законов. Первым из важных направлений совершенствования российского внешнеэкономического законодательства является приведение его в соответствие с нормами ВТО. Сравнительный анализ упомянутых выше законодательных актов, регулирующих ВЭД, свидетельствует о том, что они имеют существенные отличия от норм ВТО.

         Так, в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»  ряд положений не соответствуют принципам этой организации. Имеются расхождения в терминологии и трактовке некоторых понятий, особенно в части, касающейся торговли услугами. Так, экспорт услуг трактуется как вывоз с таможенной территории РФ, т.е. признается только трансграничная поставка услуги, тогда как ВТО различает несколько способов поставки услуг, в том числе через коммерческое присутствие иностранного поставщика на территории другой страны. Различаются и принципы регулирования торговли услугами. При трансграничной торговле используются количественные ограничения, тарифы и т.п., при коммерческом присутствии - специальные меры, ограничивающие деятельность иностранных поставщиков на внутреннем рынке.11

         С другой стороны, регулирование торговли услугами в рамках ВТО касается не только международных аспектов этой деятельности, но и мер, применяемых на внутреннем рынке, т.е. вторгается в область всегда входившую в систему внутреннего правового пространства.

Различается и  регулирование торговли товарами. Особенно большие расхождения наблюдаются по таким понятиям, как количественные ограничения, меры защиты внутреннего рынка, а также по процедурам разрешения споров.

         В российском законодательстве количественные ограничения как экспорта, так и импорта, согласно закону О государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут вводиться в целях:

  • обеспечения национальной безопасности;
  • выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния внутреннего товарного рынка;
  • защиты внутреннего рынка РФ.

      ВТО же более конкретно в определении условий введения количественных ограничений. Так, разрешаются:

  • временные ограничения экспорта, чтобы справиться с критической нехваткой продовольствия или других основных продуктов;
  • импортные ограничения на сельскохозяйственные и рыбные продукты для поддержания программ расширения внутреннего производства ( в настоящее время этот пункт перенесен в входящее в пакет ВТО Соглашение по сельскому хозяйству, где квоты пересчитаны в тарифные ставки).

       Кроме того позволяет вводить импортные ограничения для обеспечения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса. При этом предусматривается координация действий между МВФ и ГАТТ, чтобы предпринимаемые меры, касающиеся платежного баланса и контроля за товарообменом, не противодействовали друг другу и, чтобы количественные ограничения применялись недискриминационным образом, а сокращение импорта не меняло резко его распределение по странам и поставщикам.

По закону же «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» распределение квот и лицензий осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, т.е. здесь о сохранении доли рынка речь не идет. Существенно отличаются подходы ВТО и действующего российского законодательства к запретам экспорта и импорта. В ВТО список условий, разрешающих их введение более конкретен. Меры защиты внутреннего рынка - еще одна сфера, где действующее российское внешнеэкономическое законодательство серьезно отличается от норм ВТО.

В российском законе, например, возможность применения защитных мер предусмотрена лишь в общей форме, антидемпинговые и компенсационные меры в нем вообще не упомянуты как и сами понятия демпинга и субсидии. Упущен ряд важных положений, придерживаться которых необходимо при применении защитных мер. Все это, безусловно, снижает возможности государства по защите внутреннего рынка. Что касается ВТО, то она предполагает использование трех групп мер защиты:

    • чрезвычайные защитные меры;
    • антидемпинговые меры;
    • компенсационные меры.

        Отмеченные выше недостатки закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» призван был устранить закон О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Однако разработанный Государственной Думой и одобренный Советом Федерации этот закон был отклонен Президентом РФ, в том числе и по основанию несоответствия отдельных его положений нормам ВТО. В частности, существенным пробелом рассматриваемого закона названо то, что предусмотренные в нем защитные меры касаются лишь отечественной промышленности и не распространяются на сельское хозяйство. Между тем эта отрасль сейчас испытывает серьезные негативные последствия из-за конкуренции продовольственных и сельскохозяйственных товаров, импортируемых из-за рубежа, причем, как правило, субсидируемых. Не регламентированы действующим законодательством и многие другие важные меры защиты экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами. Так, не предусмотрен такой важный инструмент оперативного регулирования ввоза и вывоза для поддержания баланса спроса и предложения на внутреннем рынке, как лицензирование импорта. Не регламентированы также санитарные, ветеринарные, фитосанитарные меры защиты внутреннего рынка.

         Второе направление совершенствования законодательства в сфере ВЭД обусловлено нарастанием в развитии ВЭС негативных тенденций, в частности, сильной криминализацией этой сферы и превращением ВЭД в один из основных каналов незаконной утечки за рубеж отечественных капиталов.

         В этой связи представляется необходимой разработка новой редакции закона  О валютном регулировании и валютном контроле . Во-первых, многие термины, используемые в этом законе, сегодня используются в ином значении. Во-вторых, он не решает ряд вопросов, связанных, в частности, с применением административных санкций без нарушения сделки, с тем, как должно выражаться согласие плательщика с этими действиями и сроки совершения действий. Ряд формулировок вызывает трудности в применении на практике и требуют уточнения. Не урегулированы вопросы приобретения недвижимости иностранными физическими лицами - не предпринимателями. Не решены вопросы осуществления сделок без пересечения таможенной границы (например, продажа рыбы без пересечения таможенной границы, добыча нефти на шельфе (расчеты в валюте). Часть неторговых операций, признанная международными договорами, у нас таковыми не признаются.

В упорядочении нуждается деятельность органов  валютного контроля. Сейчас сформированы четыре органа валютного контроля (ЦБ, ГТК, ФС по валютному контролю, налоговые органы), каждый из которых действует по своим правилам, применяет разные санкции.

        Характеризуя состояние нормативно-правовой базы ВЭД, нельзя не отметить недостаточность предусмотренных существующим законодательством мер по стимулированию экспорта обрабатывающей продукции и ограничению импорта продукции, аналоги которой производятся   или   могут   быть   произведены   отечественным товаропроизводителем. Среди возможных мер, которые могли бы использоваться в этих целях, можно назвать следующие:

отмена налога на добавленную стоимость на продукцию, экспортируемую в государства СНГ;

    • отмена налога на добавленную стоимость с валютных авансов по экспорту машиностроительной продукции;
    • использование таможенных тарифов для защиты перспективных и значимых для государства производств и видов деятельности;
    • предоставление государственных гарантий по экспортным кредитам и использование других форм поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью (предоставление субсидий на работы по стандартизации, контролю и повышению качества продукции).

      Следовало бы также законодательно закрепить прекращение использования средств государственного бюджета на цели импорта, ввоза импортных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. Важнейшей  проблемой  внешнеэкономического  регулирования остается вывоз капитала из страны. Для решения этой задачи необходим целый комплекс регулирующих мер, в том числе:

  • применение установленных санкций в отношении нарушений валютного законодательства, а также строгое соблюдение ограничений на приобретение иностранной валюты исключительно на цели импортных контрактов и других разрешенных законом текущих операций;
  • восстановление  ограничений  на  вывоз  капитала  и  ввоз спекулятивного капитала;
  • ужесточение валютного контроля за импортными операциями;
  • ужесточение контроля и сокращение сроков репатриации валютной выручки от экспорта;
  • применение санкций в отношении коммерческих структур, нелегально вывезших капитал или ведущих платежно-расчетное обслуживание проводимой в России деятельности в оффшорных зонах;
  • запрет на открытие и ведение счетов оффшорных банков в российских коммерческих банках.

       Для реализации этих мер должны быть внесены изменения в Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле, а также принят закон О государственном регулировании вывоза российского капитала.

      В настоящее время в стране создалась сложная обстановка из-за нерегулируемого обращения, сбора, переработки и продажи за рубеж лома и отходов цветных и черных металлов. Такое положение подтверждается участившимися случаями хищения цветных и черных металлов и бесконтрольным вывозом их за границу. В то же время отечественные металлургические предприятия не загружены в полной мере первичным сырьем - концентратами.

       В связи с этим представляется необходимым в приоритетном порядке рассмотреть и принять федеральные законы, регламентирующие деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов и его экспорта.

 

 

3.2. Нарушение таможенного законодательства

 

        Участники ВЭД и граждане серьезно нарушают таможенные правила 200 раз в день.

        ФТС России на своем официальном сайте в сети «Интернет» опубликовала информацию об основных результатах работы правоохранительных подразделений таможенных органов в 2011 году. Было возбуждено свыше 4,5 тысяч уголовных дел (из них треть – контрабанда наркотиков) и свыше 72 тысяч дел об административной ответственности, то есть ежедневно – в среднем 12 уголовных и 199 административных дел.

Информация о работе Правовая основа государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России