Правовая основа государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране.

Файлы: 1 файл

курсовая гос.рег-е.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ И ЗАКОНАДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД

 

2.1. Методы государственного регулирования ВЭД

 

       К методам государственного регулирования ВЭД относятся административно–правовые и экономические методы6.

Административно–правовые методы включают:

  • законодательное обеспечение ВЭД (принятие законов, разработка процедур и установление норм);
  • контроль за соблюдением законов, процедур и норм, применение санкций за их нарушение;
  • принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний–банкротов, разукрупнение монополистов и др.);
  • выдачу разрешений, наложение запретов и ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов.

К экономическим  методам относятся:

      – воздействие на поведение хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;

     – осуществление непосредственной хозяйственной деятельности с целью производства общественных благ;

     – перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.

         В современном мире провозглашен приоритет экономических средств регулирования. В то же время в условиях переходной экономики России содержание мер государственного регулирования ВЭД должно определяться прагматическим путем в контексте макроэкономической и микроэкономической стратегии развития народного хозяйства с учетом его реальной структуры. Чем более стабильна национальная экономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями, взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она в административных мерах государственного регулирования. Российская экономика все еще переживает сложный переходный период она крайне диспропорциональна. Поэтому ей нужен весь арсенал возможных средств государственного регулирования ВЭД.

        В качестве инструментов регулирования ВЭД правительства используют таможенный тариф, нетарифные ограничения, кредитные средства форсирования экспорта, налоговые льготы и субсидии.

Объектами государственного регулирования ВЭД  являются ее участники (физические и  юридические лица) в сферах:

     – внешняя торговля;

     – международное движение капитала;

     – международные валютные и кредитные отношения;

    – научно–технический и культурный обмен;

     – международное перемещение рабочей силы;

     – туризм.

 

2.2 Субъекты ВЭД

 

      Субъекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности представлены федеральными и региональными органами управления. На федеральном уровне это Президент Российской Федерации, Законодательное собрание, Правительство, Центральный Банк, Министерство экономического развития и торговли, независимые организации (национальные союзы и ассоциации) и др. На региональном уровне это администрации субъектов Федерации и их структурные подразделения.

В соответствии с законодательством Президент  РФ наделен следующими функциями7.

        •   осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);

        •  подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

        •   регулировать военно–техническое сотрудничество;

        •  определять условия экспорта драгоценных камней, металлов, расщепляющихся материалов.

      Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

Правительство РФ выполняет следующие функции:

•   проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;

•   участвует в организации и проведении международных переговоров;

•    участвует в формировании экспортного и импортного режимов;

•  осуществляет управление федеральной российской собственностью за рубежом;

•   регулирует величины ставок таможенного тарифа;

• принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;

•      разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов

 Президента  РФ.

       Специальным государственным органом регулирования ВЭД является Министерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят:

  1. государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно–правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);
  2. координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД;
  3. совершенствование институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);
  4. оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры;
  5. участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);
  6. кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД;
  7. формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий;
  8. консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);

           Министерство экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально–экономической политики в целом, также играет важную роль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995 г. Положению о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует в разработке предложений по экономической политике в сфере международного сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерством разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных инвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координирует взаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничества; ВЭД; экономического сотрудничества с государствами – участниками СНГ; инвестиционной политики.

        Министерство финансов регулирует кредитно–денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

         Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансов условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам другим государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим бан­кам на осуществление валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.

         Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван контролировать и координировать международное научно–техническое сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в совершенствовании законодательной базы международных научно–технических связей.

        ФТС непосредственно подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функции8.

         •      осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;

        •    принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

        •      участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан;

        •     осуществляет защиту экономических и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и т.д. из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т.д.;

       •      ведет таможенную статистику;

       •      принимает участие в валютном и экспортном контроле;

       •    принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.

Торгово–промышленная  палата (ТПП) РФ является негосударственной  некоммерческой общественной организацией. Она призвана содействовать всем формам предпринимательства в России, а также содействовать развитию разнообразного международного сотрудничества. Она состоит из региональных палат, объединяющих несколько тысяч предприятий и организаций, различных их союзов и объединений. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О торгово–промышленных палатах в Российской Федерации», подписанным Президентом РФ 7 июля 1993 г.

 

2.3 Регламентирование ВЭД

 

        Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств9.

Из числа  действующих ныне законов, регулирующих ВЭД в России, прежде всего, следует  назвать:

  • «Таможенный кодекс Таможенного союза» и др. законы определяют общие условия и принципы осуществления ВЭД в России
  • Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 196–ФЗ «Об экспортном контроле»,
  • Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164–ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»,
  • Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165–ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»,
  • Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173 «О валютном регулировании и валютном контроле»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 г. N 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»,
  • Закон «О таможенном тарифе»

            Таможенный кодекс ТС полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедурах (Киотской конвенции). Казахстан – один из членов ТС, уже присоединился к этой конвенции, а Россия и Белоруссия сделают это в ближайшее время.

           В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств–членов ТС, декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. То есть декларанты – российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации.

         Это связано с тем, что в таможенном союзе пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства – гражданское, банковское, налоговое – остаются национальными. Такое переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования и таможенную процедуру таможенного транзита.

 При ввозе товаров ТК ТС предусматривает последовательное совершение таможенных операций, связанных с их прибытием на таможенную территорию ТС, помещением товаров на временное хранение в месте прибытия, либо перемещением в соответствии с таможенной процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой. При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте убытия за пределы таможенной территории ТС совершаются таможенные операции, связанные с убытием10.

      Решение МежгоссоветаЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

           Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств решил:

    1. В  соответствии с Протоколом о  порядке вступления в силу  международных договоров, направленных  на формирование договорно-правовой  базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года считать вступившими в силу с 1 января 2010 года:

      Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года;

 Решение Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе»

         Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза

Информация о работе Правовая основа государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России