Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 00:03, дипломная работа
Цель дипломного исследования - анализ основных направлений правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования:
рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере РСО-А.
Введение………………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Нормативно-правовое регулирование вопроса
социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………..…5
1.1.Содержание и сущность деятельности по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………….……5
1.2. Социальная защита детей, лишенных родительского попечения как основное направление деятельности органов публичной власти…………..9
ГЛАВА 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей лишенных родительского попечения в РСО-Алания…………………..19
2.1.Плюсы семейной формы устройства детей, оставшихся без родительской опеки…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Нормативно-правовое регулирование вопроса
социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей……………………………
1.1.Содержание и сущность деятельности по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей……………….
1.2. Социальная защита детей,
лишенных родительского
как основное направление деятельности
органов публичной власти…………..
ГЛАВА 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот
и детей лишенных родительского
попечения в РСО-Алания………………….
2.1.Плюсы семейной формы устройства детей, оставшихся без
родительской опеки………………………………
Заключение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Декларативно приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности государства закреплен в Конституции РФ. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.1
Следует отметить, что Конституция РФ определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм реализации остаются неразработанными, что видно и на примере нормативно-правового регулирования института обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних. Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка2, где указывается, что детям как одной из самых незащищенных групп населения должно уделяться внимание и как личностям, и как членам общества, наделенным определенными правами. В частности, в ст. 3 Конвенции установлена необходимость обеспечения ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, - и с этой целью должны приниматься все соответствующие законодательные и административные меры. Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой, и порождена она явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. Положение детей в современной России напрямую зависит от социальной поддержки семей с детьми, защищенности государством прав и интересов детей. Несовершеннолетние дети в силу своей физической и умственной незрелости должны попасть под усиленное внимание, контроль и помощь не только со стороны государства, но и попасть в сферу заботы общества.
Численность детского населения России в последние десятилетия продолжает убывать катастрофическими темпами. За два последние десятилетия в нашей стране детей стало меньше на 11 млн. Число детей в нашей стране с каждым годом сокращается, и если эта динамика сохранится, то к 2025 году их число будет составлять всего 22 млн.
Актуальность темы заключается в стремительном росте детей – сирот и отсутствии эффективных моделей их социальной защиты. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности России.
Предметом исследования является нормативно-регламентированный процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель дипломного исследования - анализ основных направлений правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования:
рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере РСО-А.
ГЛАВА 1. Нормативно-правовое регулирование вопроса социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.1.Содержание и сущность деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета)3.
Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.
Права ребенка определены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.
Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:
- гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;
- бесплатное медицинское
- гарантированное обеспечение
детям по достижении ими
- социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- социальная адаптация и
- право на жилище в
- организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;
- организация квалифицированной юридической помощи.
Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.
Первый уровень социальной защиты связан, прежде всего, с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами. Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.
Правовая база социальной защиты детства
строится на трех уровнях: международном,
общефедеральном и
Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Из документов, принятых в конце XX в., следует отметить Пекинские правила 1985 г4. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)5, также следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка»6 (1989 г., с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей).
Статья 3 Конвенции о правах ребенка устанавливает: "Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка". С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.).
Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям. Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН. Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН «О правах ребенка»7. РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.
Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ «Об образовании» (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складывается на основе федеральных программ и указов Президента РФ.
В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа «Дети России». В 1995 г. принят Национальный план действий в
интересах детей Российской Федерации.
Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема состоит не столько в том, чтобы формально закрепить те или иные нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, сколько в том, чтобы создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей. Более того, менее защищенные индивиды, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны получать правовую и социальную защиту со стороны государства.
1.2. Социальная
защита детей, лишенных
Государственная власть, являясь разновидностью публичной власти, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет основные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Решение этих проблем государством возложено на систему органов опеки и попечительства, которые обязаны своевременно выявлять оставшихся без попечения родителей детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей (ст. 123 СК РФ), осуществлять последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования несовершеннолетних. В соответствии со ст. 121 СК РФ деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Государство, издавая соответствующие законы, стремится по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных норм, которые необходимы для осуществления защиты прав и законных интересов членов семьи, и в первую очередь ребенка, как более уязвимого ее звена.
Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены общие принципы, содержание, а также меры, направленные на социальную поддержку не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и лиц из их числа в возрасте до 23 лет8.
Следует отметить, что дополнительные гарантии по социальной поддержке российским государством этой малозащищенной категории граждан представляют собой комплекс социальных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения дополнительного образования, медицинского обслуживания, реализации права на труд и т.п.
Данным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то применяются правила международного договора.
В подавляющем большинстве