Правовая основа социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 00:03, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного исследования - анализ основных направлений правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования:
рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере РСО-А.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Нормативно-правовое регулирование вопроса
социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………..…5
1.1.Содержание и сущность деятельности по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………….……5
1.2. Социальная защита детей, лишенных родительского попечения как основное направление деятельности органов публичной власти…………..9
ГЛАВА 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей лишенных родительского попечения в РСО-Алания…………………..19
2.1.Плюсы семейной формы устройства детей, оставшихся без родительской опеки…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Диплом (1).doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Конституционные нормы имеют целью  общую, универсальную регламентацию статуса личности, в обобщенном виде выражающую самые существенные черты ее правового положения.

С одной стороны, это гарантирует  обеспечение естественно равной защиты прав любого человека независимо от каких бы то ни было признаков, в том числе и возрастных. С другой стороны, в силу специфических возрастных особенностей, характеризующих статус ребенка, данное обстоятельство можно расценивать как упущение, правовой пробел, свидетельствующий о низкой гарантированности и слабой защищенности прав и интересов российских детей9, а детей, лишенных попечения родителей, - особенно.

 Конституционно-правовой статус  несовершеннолетнего не закреплен  в Конституции РФ отдельной статьей. При этом конституционно-правовой статус несовершеннолетнего, лишенного родительского попечения, - понятие более широкое по сравнению со статусом просто личности или просто несовершеннолетнего.

Такой статус, более разносторонний и богатый по содержанию, учитывает родовые признаки субъекта, и поэтому ему не свойственны однотипность и унификация10. Он теоретически складывается из положений Конвенции о правах ребенка (согласно ст. 15 Конституции РФ), норм Конституции РФ и конкретизирующего их отраслевого законодательства, прежде всего семейного.11

Основанием для признания, соблюдения, защиты прав ребенка для России и других стран мира служат стандарты ООН, Совета Европы, предусматривающие правовую охрану детей от дискриминации, насилия, вовлечения в вооруженные конфликты.

Окончательно система международной  защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации, сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН12.

Впервые дети как объект особой защиты и заботы были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г. Позже Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. была принята специальная декларация, нацеленная на социальную защиту детей, - Декларация прав ребенка.

Международные стандарты защиты прав детей, лишенных родительского13 окружения, включают в себя следующие положения:

- Декларация о социальных и  правовых принципах, касающихся  защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении, на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г.14: право ребенка на обеспеченность и постоянную заботу; право ребенка на имя, гражданство и законного представителя; право ребенка на учет его мнения при передаче в другую семью;

- Конвенция ООН о  правах ребенка от 20 ноября 1989 г.15: право на жизнь; право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи; право свободного выражения своих взглядов, мнений, мысли, совести и религии; право на личную семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции; право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников; право неполноценного в умственном и физическом отношении ребенка на полноценную и достойную жизнь; право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; необходимость законодательных, административных, социальных и просветительных мер с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; право на образование; право пользования всеми благами социального обеспечения, включая социальное страхование; право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка; право на отдых и досуг; право ребенка на защиту от всех форм эксплуатации; запрет пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

Для контроля за выполнением  прав ребенка, закрепленных в международных стандартах по правам человека, созданы специальные комитеты: Комитет по правам ребенка (ООН), учрежденный Конвенцией о правах ребенка 1989 г., и Постоянный комитет Совета Европы, учрежденный Европейской конвенцией об осуществлении прав детей 1996 г.

После ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка законодателем были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией16.

К базовым законам, закрепляющим права детей, следует отнести Семейный кодекс РФ. Включение в него отдельной гл. 11, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка17.

Основные гарантии прав и законных интересов детей в нашей стране определены Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»18. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой, творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Настоящий Федеральный  закон регулирует отношения, возникающие  в связи с реализацией основных прав и интересов ребенка (статья 2) и основывается на Конституции РФ (статья 3). В статье 4 настоящего закона приводятся основные цели государственной политики в интересах детей (осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей), и основные принципы этой политики.

Обеспечение прав детей  на охрану здоровья регламентируется статьей 10. Государственные и муниципальные  учреждения здравоохранения оказывают детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также санаторно-курортное лечение детей.

В статье 12 говорится, что  органы государственной власти РФ устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на неблагоприятных в экологическом отношении территориях.

Мероприятия по защите прав и законных интересов в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости детей, начиная с 14 лет, представлены в статье 11. При приеме на работу детей старше 15 лет им гарантируется: вознаграждение за труд; охрана труда; сокращенное рабочее время; отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проводится ежегодный обязательный медицинский осмотр, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора и другие льготы, установленные законодательством РФ.

Государство гарантирует  судебную защиту прав этих детей (статья 15). В целях защиты прав детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы, которые в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Она включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации, которые осуществляются этими службами самостоятельно или совместно с другими учреждениями. Общественные объединения и иные некоммерческие организации, в том числе международные, вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные, ущемляющие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия органов государственной власти, учреждений, организаций, граждан, в том числе, родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов по работе с детьми. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, необходимо обеспечить гуманное обращение с несовершеннолетними, оказать им квалифицированную юридическую помощь. Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учета особенностей возраста и социального положения ребенка.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправлении разрабатывают и осуществляют соответственно федеральные, региональные и местные целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства (статья20).

Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения ежегодно разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации и международной общественности объективной систематизированной аналитической информацией (статья 22).

Обеспечению правового  статуса ребенка, помимо Конституции  РФ и Семейного кодекса РФ, в современном российском обществе способствуют Трудовой, Гражданский и Уголовный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ, законодательство о детях-сиротах, президентские программы, касающиеся проблем детства, соответствующие постановления Правительства. В этой части нормативные акты в основе своей разрозненны и бессистемны, что порой приводит к коллизиям, неопределенностям в нормативно-правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних19

В самом деле, мы можем наблюдать огромный разрыв между содержанием Конституции РФ, международных актов, к которым Россия присоединилась, и реальными возможностями людей по их реализации. Систематическое толкование положения о равенстве всех перед законом и судом в сочетании с положениями, содержащимися в ст. 46 Конституции РФ о праве каждого на судебную защиту, позволяет сделать вывод, что этот принцип целиком распространяется как на публично-правовые отношения по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и на частноправовые отношения, связанные с пребыванием ребенка у лиц, замещающих родителей. Этот принцип в сочетании с положением о праве каждого на судебную защиту распространяется и на ребенка, однако, как было показано нами выше, ребенок, ставший сиротой или оставшийся без попечения родителей, становится субъектом права, у которого нет объекта. Соответственно возникает вопрос: кто будет осуществлять право такого ребенка на судебную защиту? Представляется, что такие полномочия должны быть предоставлены институту Уполномоченного по правам ребенка как в Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации. Однако вопрос о судебной защите детей, и особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует фактического радикального изменения законодательства и создания специальной ювенальной юстиции20.

Проанализированные в  данной главе вопросы позволяют  сделать следующие выводы:

1. Конституция РФ определяет  правовые нормы лишь общего  характера, при этом их конкретное  содержание и механизм реализации остаются неразработанными в части защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего, лишенного родительского попечения не закреплен в Конституции РФ отдельной статьей. В силу специфических возрастных особенностей, характеризующих статус ребенка, данное обстоятельство можно расценивать как упущение, правовой пробел, свидетельствующий о низкой гарантированности и слабой защищенности прав и интересов российских детей, а детей, лишенных попечения родителей, - особенно.

2. В рамках семейного  права при наличии специального  субъекта – ребенка можно говорить о делегированной правоспособности, при этом специальный субъект - ребенок делегирует свои права другим участникам семейных правоотношений и объем делегированной правоспособности изменяется в зависимости от возраста ребенка, его статуса.

3. Механизмы защиты  прав и законных интересов  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в  Российской Федерации подвергаются деградации при устранении Федерации из сферы обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Необходимо формально  закрепить нормы, регулирующие  права и обязанности субъектов, создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей.

5. Органы государственной  власти РФ, субъектов РФ, а также  администрации местного самоуправления должны оказывать всяческое содействие в сфере социальной защиты ребенка, лишенного родительского попечения, его общественной адаптации и реабилитации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности организации  социальной поддержки детей-сирот и детей лишенных родительского попечения в РСО-Алания

 

2.1.Плюсы семейной формы устройства детей, оставшихся без родительской опеки

 

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, Федеральным  законом "Об опеке и попечительстве № 48 - ФЗ от 24.04. 2008 г. каждый ребенок  имеет право жить и воспитываться в семье. Задача сохранения для ребенка семьи, а при отсутствии родителей или в случае неисполнения ими обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей, нахождения для них замещающей семьи, является одной из приоритетных направлений деятельности Министерства труда и социального развития как государственного органа опеки и попечительства РСО-Алания, защищающего права и законные интересы детей.

Информация о работе Правовая основа социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей