Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 00:03, дипломная работа
Цель дипломного исследования - анализ основных направлений правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования:
рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере РСО-А.
Введение………………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Нормативно-правовое регулирование вопроса
социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………..…5
1.1.Содержание и сущность деятельности по социальной защите
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей……………….……5
1.2. Социальная защита детей, лишенных родительского попечения как основное направление деятельности органов публичной власти…………..9
ГЛАВА 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей лишенных родительского попечения в РСО-Алания…………………..19
2.1.Плюсы семейной формы устройства детей, оставшихся без родительской опеки…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………28
На 1 января 2009 года в РСО-Алания
296 детей, оставшихся без попечения
родителей, воспитываются в
Данная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до недавнего времени была в России традиционной. Однако воспитанники государственных учреждений в большинстве своем оказываются не готовыми к самостоятельной жизни, сталкиваются с проблемами при определении своего места в жизни, создании полноценной семьи, в профессиональной ориентации.
Значительный процент молодежи, воспитывающейся в данных учреждениях, подвержен влиянию деструктивных тенденций в обществе, склонен к проявлению социально-психологической дезадаптации.
Основная причина дезадаптации этих молодых людей - отсутствие у них своевременно привитых навыков социализации, а также иждивенческая позиция, сформированная в условиях учреждения. Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей в замещающей семье, дает возможность добиться более высокого уровня приспособленности, адаптивности ребенка к жизни в обществе, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности. Поэтому приоритетной на сегодняшний день становится семейная форма устройства детей, оставшихся без родительской опеки. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остается основной функцией семьи, а развитие ребенка органически вписано в ее жизнедеятельность.
Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Семья - наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида, благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое, внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей. Детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо создавать оптимальные условия для развития, обучения и воспитания.
В нашей республике приоритет в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, отдается кровным родственникам. Если же их нет или они не могут взять на себя обязанности по уходу за таким ребенком, он может быть передан на воспитание замещающей семье. Это может быть семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей. Так, в РСО-Алания за 2008 год было впервые выявлено и учтено 409 детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство этих детей (более 83,4%) были переданы на усыновление, под опеку, попечительство и в приемные семьи. Для сравнения можно отметить, что по России на семейные формы устройства передается до 73% детей, оставшихся без попечения родителей.
Следует также отметить, что начиная с 2007 года значительно выросла государственная поддержка замещающих семьей, что подчеркивает приоритетность их формирования. С 1 января 2007 года из федерального бюджета стали выплачивать единовременное пособие в размере 8 тысяч рублей на каждого ребенка, взятого под опеку, попечительство, в приемную семью или усыновленного. С 1 января 2012 года это единовременное пособие уже составляет 12405 руб. 32 коп. на каждого ребенка.21
В соответствии с семейным законодательством РФ ребенка, оставшегося без попечения родителей, могут взять на воспитание как супруги, так и одинокие граждане, отвечающие требованиям семейного законодательства РФ. Парламент и Правительство РСО-Алания также постоянно повышает уровень поддержки замещающих семей. Особое положение занимает приемная семья, как семейная форма устройства.
В связи с принятием закона РСО-Алания № 3-РЗ от 11.01. 2009 г. "О внесении изменений в статьи 3 и 4 закона РСО-Алания "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье и семье усыновителей (удочерителей)" положение приемных семей значительно улучшилось. Так, в приемной семье также на содержание приемного ребенка выплачивается ежемесячно 4000 тыс. руб. Значительно возросла оплата труда приемного родителя, заключившего договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Оплата труда (вознаграждение) приемного родителя с января 2009 года составляет в зависимости от количества взятых на воспитание детей: за одного ребенка - 4330 руб., за двоих детей - 6495 руб., за троих детей - 8660 руб., за четверых детей - 10825 руб., за пятерых и более детей - 12990.
Кроме того, предусмотрена ежемесячная надбавка к оплате труда приемного родителя в следующих случаях:
- за воспитание ребенка в возрасте до трех лет в размере - 4330 руб.
- за воспитание хронически больного ребенка - 4330 руб.
- за воспитание ребенка - инвалида - 8660 руб.
Этим же законом
предусмотрена ежегодная
Договор о передаче ребенка (детей) в приемную семью является договором возмездного оказания услуг (статья 783 ГК РФ), к которому применяют общие положение о подряде, если это не противоречит особенностям договора оказания услуг. Поскольку на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом основанием для исчисления стажа указанной категории граждан является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а с 1 января 2001 года - об уплате единого социального налога (взноса).
Поэтому наши приемные родители обеспечены работой, увеличивают свой трудовой стаж и размер будущей трудовой пенсии. Граждане, усыновившие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после 3 июня 2006 года также по их желанию получают финансовую поддержку в размере 2500 руб. на каждого усыновленного ребенка. Таким образом, со стороны государства постепенно налаживается система поддержки замещающих семей.
По РСО-Алания за 2008 год зафиксирован значительный рост количества граждан, желающих стать замещающими родителями, и значительно увеличилось количество детей, принятых в такие замещающие семьи.22
2.2. Проблемы обеспечения жильем детей-сирот в РСО-Алания
Своего жилья в РСО-А ждут около 700 бывших воспитанников детских домов. Вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам нужно ставить решительнее. Об этом заявил в Совете Федерации сенатор Олег Хацаев. Существующая схема распределения субсидий из федерального бюджета, по мнению Хацаева, не позволяет решить главную задачу — предоставить жилье всем сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В 2013 году 67 выпускников детских домов будут обеспечены жильем «67 выпускников детских домов в этом году будут обеспечены жильем. На эти цели выделено 73 миллиона рублей. Из них около 50 миллионов — средства республиканского бюджета. Об этом сегодня говорили на заседании межведомственной комиссии при правительстве республики. Своего жилья сегодня в республике ждут около 700 бывших воспитанников детских домов» (ГТРК «Алания» 24 мая 2013 года.).
Детей-сирот, имеющих основания быть благодарными властям РСО-А, намного меньше, чем тех, кто таких оснований не имеет. Об этом свидетельствует тот факт, что деньги, заложенные в бюджеты разных уровней на жилье для детей-сирот, приходится «выбивать» у властей в прокуратуре. Вот лишь несколько примеров.
По требованию прокуратуры правительство доплатило 2 млн рублей сиротам. Прокуратурой республики защищены права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилье. Установлено, что в 2009 году правительством республики вместо предусмотренных законом о республиканском бюджете 5 миллионов рублей на приобретение жилья детям-сиротам, фактически было выделено 3 миллиона рублей. В связи с этим прокурором республики было внесено представление председателю Правительства РСО-А, по результатам рассмотрения которого выделена недостающая сумма в размере 2 миллионов рублей. Также прокуратурой в суды республики направлено 39 исковых заявлений на 30 июня 2011 года23. Установлено, что количество лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в республике составляет 276 человек. При этом многие из них состоят в очереди на получение жилья годами. В целях защиты прав граждан органами прокуратуры в текущем году в суды республики направлено 39 исковых заявлений об обязании правительства РСО-А, администраций местных самоуправлений г. Владикавказа и районов республики предоставить жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В настоящее время 30 исковых заявлений судами рассмотрены и удовлетворены в полном объеме. Работа в данном направлении прокуратурой республики продолжается.
Средства на жилье сиротам приходится выбивать через судебные решения. По данным Управления федеральной службы судебных приставов РФ по РСО-А, при исполнении судебных решений по этой категории граждан возникают определенные трудности. Должником, как правило, выступает АМС Владикавказа, у которой по данной статье не всегда хватает средств. В 2012 году было взыскано 50 млн рублей. Но даже эти средства (уже выделенные, по утверждению чиновников, на жилье детям-сиротам) приходится, по утверждению других чиновников, выбивать через судебные решения. И речь идет лишь о небольшой группе «счастливчиков», получивших наконец положенное им по закону жилье. По данным властей РСО-А, за последние 5 лет (когда республика стала обеспечивать жильем детей-сирот) квартиры получили 153 выпускника детских домов, еще на 15 человек выделены деньги. Итого получается, что всего обеспечены были жильем 168 детей-сирот. Большая же часть нуждающихся в жилье детей-сирот, а именно 383 человека (из 699 человек, состоящих по данным на 1 июля 2012 года в общереспубликанском сводном списке), по-прежнему остается без жилья. Судя по тому, с каким трудом решается этот вопрос, ждать им придется долг. И такое положение (когда, даже имея на руках соответствующее решение суда, дети-сироты годами ждут положенного им по закону жилья) в республике наблюдается уже не первый год.
В Северной Осетии 699 сирот ждут жилья от государства. На 1 июля 2012г. почти семь сотен сирот стоят в регистрационном учете на получение жилья24. Среди них 438 достигли 18-летнего возраста, а 383 человека имеют право на получение жилья. Республиканской прокуратурой в судебные инстанции подано 231 исковое заявление по обеспечению жильем детей-сирот. 103 иска были удовлетворены.
На очередном заседании «В 2011 году расходы ПФК “Алания” составили более 1,1 млрд рублей». Эта цифра приведена в Отчете о результатах комплексной проверки соблюдения законодательства, эффективности использования бюджетных средств при исполнении бюджета субъекта РФ, местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в РСО-А, проведенной аудиторами Счетной палаты РФ. Напомним еще раз, что в 2011 году в Северной Осетии на жилье 35 воспитанникам детских домов выделено из республиканского бюджета 10 млн рублей. Для сравнения: «Средняя оплата труда спортсмена ФК “Алания” превысила 4,0 млн рублей в месяц». Эта цифра из того же Отчета. Исходя из сказанного в Отчете, получается, что только один футболист ФК «Алания» за год получил в качестве зарплаты 48 млн рублей, а на детей-сирот выделено за год всего лишь 10 млн рублей.
Дети-сироты ждут положенного им по закону жилья по 10 лет. Да, денег в бюджете РСО-А не хватает на всё. Не хватает их и на детей-сирот. А согласно закону, напомним, дети-сироты должны обеспечиваться жильем по достижении 18 лет. И по данным, приводимым выше, таковых в республике около половины из 700 бывших воспитанников детских домов (по данным на 24 мая 2013 года). Это по закону! Большинство бывших воспитанников детских домов, по признанию самих властей РСО-А, стоят в очереди и ждут положенного им по закону жилья по 10 лет. Кроме того, долгие годы дожидаясь своего жилья, бывшие воспитанники детских домов (уже имея свои семьи, детей) вынуждены подавать иски в суд. И большинство из них (опять же по признанию самих властей РСО-А) «на руках имеет судебное решение». Как утверждают сами власти, согласно постановлениям суда государство обязано обеспечить их жильем в течение двух месяцев.
Правительственная комиссия и прокуратура запутались в очереди на жилье. Ситуация непростая. И таковой она была уже в прежние годы. Эта проблема обсуждалась, в частности, и в декабре 2011 года на заседании Комиссии по обеспечению жилищных прав детей-сирот при правительстве Северной Осетии. На заседании говорилось о том, что почти 250 сирот-очередников могут сместиться «вниз» в очереди на государственное жилье из-за межведомственных противоречий. Отмечалось, что Комиссией по обеспечению жилищных прав уже давно установлена очередь на получение жилья, которая продвигается по мере возможностей бюджета. В этой очереди состоит 679 человек. Из них 349 человек уже имеют право на государственные «квадратные метры». Проблема в том, что 103 из этого числа, согласно постановлениям суда, государство обязано выдать жилье в течение двух месяцев. Иными словами, они имеют полное право получить жилье без очереди, в то время как многие состоят в ней более десятка лет. В случае если ответственное ведомство продолжит выделять квартиры в уже сложившемся порядке, оно понесет уголовное наказание. Исходя из сегодняшнего положения дел и судя по приведенным выше цифрам, очевидно одно: если власти РСО-А и дальше будут выделять на детей-сирот такие же мизерные суммы, то такими темпами детям-сиротам придется ждать своего жилья еще очень долго. Правомерно возникает вопрос: что делать, где выход и как решать проблему жилья для детей-сирот? Ответ, на наш взгляд, очевиден: выход один — менять приоритеты! И средства из бюджета РСО-А расходовать исходя из приоритетов. Именно такого же подхода придерживается и Президент РФ В. В. Путин, который немногим ранее (09.03.2013 г.), касаясь этой же проблемы, заявил: «Конечно, всегда можно ссылаться на бюджетные проблемы, на отсутствие средств. Это всегда вопрос приоритета — на что направить деньги. В результате почти 14 тысяч судебных постановлений по защите жилищных прав сирот не исполнены. Прошу вас совместно с властями регионов сосредоточиться на решении этой чувствительной проблемы»25. Да, одним из таких острейших и социально значимых приоритетных направлений на сегодня для всей России, и тем более для РСО-А, должно стать обеспечение жильем детей-сирот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система социальной защиты детей в России претерпела существенные изменения, начиная с 1991 года: на первом этапе переходного периода, который последовал за советским периодом (1991-1996 г.г.) происходило развитие системы социальных услуг, адресно ориентированных на ребенка; затем в 1997-2005 годах начался период стабилизации, при этом акцент стал смещаться в сторону семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.26