Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:52, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении правовых аспектов законодательного регулирования агитации непосредственно при проведении выборов.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
дать общую теоретическую характеристику предвыборной агитации на современном этапе;
рассмотреть правовые аспекты предвыборной агитации;
проанализировать последствия предвыборной агитации, влияние на проведение выборов в отношении гражданского общества.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Основная часть……………………………………………………………………4
1 Общая теоретическая характеристика предвыборной агитации……………...5
1.1 Сущность предвыборной агитации……………………………………………5
1.2 Проведение предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий…………………………………………………………...9
2 Особенности осуществления предвыборной агитации………………………12
2.1 Осуществление предвыборной агитации посредством средств массовой информации………………………………………………………………………………12
2.2 Юридическая ответственность за нарушения установленных законом правил проведения предвыборной агитации………………………………………….12
2.3 Проблемы проведения публичных агитационных мероприятий и пути их решения…………………………………………………………………………………...18 Заключение………………………………………………………………………...23 Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………….28
Список сокращений……………………………………………………………….30 Приложения……………………………………………………………………….31
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Жуковский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное право России |
Тема |
Правовое регулирование агитации при проведении выборов |
Фамилия студента |
Александровская |
Имя студента |
Лия |
Отчество студента |
Фаридовна |
№ контракта |
00088080101010 |
Введение…………………………………………………………
2.1 Осуществление предвыборной агитации посредством средств массовой
информации……………………………………………………
2.3 Проблемы проведения публичных агитационных мероприятий
и пути их решения……………………………………………………………
На сегодняшний день основным и важнейшим признаком государства
с демократическим режимом, вытекающим
из самого значения термина «демократия»
в современном его понимании, является
признание всей полноты власти и суверенитета
за народом, широкое и непременное участие
народа в делах государства, прежде всего
за счет формирования, путем выборов, институтов
публичной власти. И именно регулярная
сменяемость власти в результате всеобщих,
свободных, справедливых и конкурентных
выборов является одним из тех минимальных
критериев, которые отграничивают демократические
режимы от недемократических.
Этап предвыборной агитации, оказывая значительное влияние на структуру и динамику формирования электоральных предпочтений избирателей, имеет особую значимость для проведения свободных, справедливых, подлинных выборов и, несомненно, является центральной стадией избирательного процесса. Профессор А.В. Зиновьев имел все основания утверждать, что в отсутствие достоверной, объективной и полной информации о кандидатах на выборные должности «…невозможно свободно, осознанно и ответственно проголосовать на выборах. Честная, чистая, беспрепятственная и эффективная предвыборная агитация позволяет избирателям осознанно и ответственно выразить свою волю на выборах, свести к минимуму избрание случайных, некомпетентных, с сомнительной репутацией лиц». Кроме того, предвыборная агитация помимо обеспечения максимально открытости избирательного процесса, получения избирателями максимально полной и достоверной информации о кандидатах на выборные должности, создает мнение избирателей об институте выборов в целом, предопределяя их полноценное участие в голосовании и, следовательно, отношение к избранным органам власти.
Актуальность темы курсовой работы «Правовое регулирование агитации при проведении выборов» подчеркивается тем обстоятельством, что значение предвыборной агитации исследователями недооценивается. Усилия современных ученых направлены в основном на изучение феномена выборов в целом, анализ избирательного законодательства, практики его применения и путей его совершенствования, без акцентирования внимания на отдельных институтах, в связи с чем исследования составляют содержание и сущностные характеристики предвыборной агитации, а также теоретические и практические аспекты законодательного регулирования предвыборной агитации при проведении выборов в органы публичной власти Российской Федерации.
Цель исследования заключается в рассмотрении правовых аспектов законодательного регулирования агитации непосредственно при проведении выборов.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
Как и всякая сознательная деятельность человека, предвыборная агитация содержит в себе все основные элементы такой деятельности: цели, которые в самом общем виде направлены на формирование определенной политической поведенческой установки в сознании избирателей; субъекты, реализующие поставленную цель, — участники избирательного процесса; объект, на который воздействуют субъекты, — сознание избирателей; и, наконец, средства, при помощи которых объективируются заданные цели, — законные формы и методы проведения предвыборной агитации.
Метод предвыборной агитации как совокупность определенных действий, приемов и операций, использование особых средств (а также сами эти средства), применяемых в рамках избирательной кампании субъектами агитационной деятельности для воздействия на волю и сознание избирателей с целью сформировать у них определенную модель поведения по отношению к выборам и акту голосования. Что же касается формы предвыборной агитации, то с точки зрения диссертанта это понятие имеет двоякое значение: внутренняя форма предвыборной агитации — это система строения, специфический способ организации и связи элементов содержания; внешняя форма предвыборной агитации представляет собой выраженное вовне ее внутреннее организованное содержание2. Взаимосвязь и соотношение форм и методов предвыборной агитации состоит в том, что методы характеризуют ее практическое осуществление (показывают, как кандидаты воздействуют на сознание избирателей), а форма выступает в качестве способа их организации, осуществления и внешнего выражения.
Анализ действующего законодательства, образующего правовые основы предвыборной агитации, свидетельствует, что нормы регулирующие порядок осуществления агитационной деятельности, могут иметь различную отраслевую принадлежность. Объединяющим же их началом служит специализация правового регулирования вопроса предвыборной агитации, требующая интеграции различных по своему характеру отраслевых юридических норм в обеспечении надлежащих условий для реализации конституционных прав граждан на получение и распространение информации о выборах и их участниках. Вместе с тем доминирующая роль в механизме правового регулирования отношений по поводу предвыборной агитации принадлежит именно нормам избирательного права. Обусловлено это прежде всего тем, что именно электорально-правовые нормы устанавливают принципы избирательного права — основополагающие начала, являющиеся фундаментом правового регулирования избирательных отношений, которые и задают основополагающие параметры, в рамках которых складывается правовой механизм регулирования избирательных отношений.
Таким образом, специфика феномена предвыборной агитации, ее конкретное содержание определяют и круг норм, регулирующих отношения в данной области: являясь неотъемлемой частью избирательного процесса, предвыборная агитация находится при этом на стыке нескольких отраслей права: информационного, права массовой информации, нормы которых зачастую конкурируют между собой.
Анализируя конституционные нор
В качестве примера этому может служить действующий Федеральных закон «Об основных гарантиях…», который по сравнению со всеми предыдущими электоральными гарантийными законами во многом отступает от принципа минимального рамочного регулирования. Заложенная в нем формула «основные гарантии в одном рамочном законе — дополнительные гарантии во всех остальных законах», как показывает практика, неэффективна. Практически все электоральные законы субъектов, да и федеральные законы тоже, являются «актами-копиями» данного документа, а какие-либо серьезные дополнительные гарантии в них не устанавливаются.
Следовательно, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»4 перестал соответствовать своему наименованию — быть законом о гарантиях, предметом его регулирования становится весь механизм подготовки и проведения выборов и референдумов, тем самым до микроскопических размеров сужается правовое поле, оставленное региональным законодателям. Ситуация усугубляется тем, что в самом Федеральном законе «Об основных гарантиях…» установления дополнительных гарантий избирательных прав прописаны довольно размыто. Из его текста нельзя сделать ясного вывода, в каких случаях и пределах субъекты Федерации могут закреплять в своем законодательстве дополнительные гарантии.
В результате дальнейших рассуждений диссертант приходит к выводу, что гарантии реализации избирательных права граждан, в том числе и права на предвыборную агитацию должны закрепляться не только в федеральном, но и в региональном законодательстве. В этом и состоит сущность совместной защиты указанных прав, предусмотренная конституционными нормами. Специфика региональных и муниципальных выборов, обусловленная самыми разнообразными факторами (географическим положением, социально-экономическим развитием, национальным составом, культурными традициями, в том числе и правовой культурой большинства граждан, проживающих в том или ином субъекте Федерации, и т.д.), не может, да и не должна отражаться федеральным законодательством в необходимой мере, из чего можно сделать вывод, что существует реальная необходимость в установлении дополнительных гарантий избирательных прав граждан на региональном уровне.
Можно понять логику федерального
законодателя, пытающегося таким
образом упорядочить
К числу характерных
недостатков правового
Информация о работе Правовое регулирование агитации при проведении выборов