Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:52, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении правовых аспектов законодательного регулирования агитации непосредственно при проведении выборов.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
дать общую теоретическую характеристику предвыборной агитации на современном этапе;
рассмотреть правовые аспекты предвыборной агитации;
проанализировать последствия предвыборной агитации, влияние на проведение выборов в отношении гражданского общества.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Основная часть……………………………………………………………………4
1 Общая теоретическая характеристика предвыборной агитации……………...5
1.1 Сущность предвыборной агитации……………………………………………5
1.2 Проведение предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий…………………………………………………………...9
2 Особенности осуществления предвыборной агитации………………………12
2.1 Осуществление предвыборной агитации посредством средств массовой информации………………………………………………………………………………12
2.2 Юридическая ответственность за нарушения установленных законом правил проведения предвыборной агитации………………………………………….12
2.3 Проблемы проведения публичных агитационных мероприятий и пути их решения…………………………………………………………………………………...18 Заключение………………………………………………………………………...23 Глоссарий………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………….28
Список сокращений……………………………………………………………….30 Приложения……………………………………………………………………….31
Таким образом, в такой ситуации единственно оправданным и эффективным способом преодоления проблемы нарушений правил предвыборной агитации является установление определенных правовых принципов, на основе которых будет строиться агитационная деятельность участников избирательной кампании.
Наряду с предвыборной агитацией в СМИ политические партии и кандидаты распространяют агитационную информацию о своей деятельности путем проведения агитационных публичных мероприятий, а также осуществляя выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
В настоящее время не в полной мере, на наш взгляд, оценено значение такого вида предвыборной агитации как агитационные публичные мероприятия. Прямой контакт избирателя с кандидатом позволяет избирателю лучше понять программу кандидата, избирательного объединения, а претендентам на выборные должности узнать из первоисточников о проблемах, волнующих избирателей и которые им в случае избрания предстоит решать.
Разнообразны виды агитационных публичных мероприятий – это митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, собрания и т.д. Наряду с избирательным законодательством данный вид агитации регулируется Федеральным законом «О
собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который, в частности, устанавливает порядок уведомления о проведении публичного мероприятия5.
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона, публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. В соответствии с данной статьей закона, собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикитируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Содействие в организации указанных мероприятий зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям обязаны оказывать государственные органы и органы местного самоуправления. Для проведения собраний помещение, пригодное для данного вида агитационных мероприятий и находящееся в государственной или муниципальной собственности, по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидата,
кандидатов, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения для встреч с избирателями. При этом избирательная комиссия обязана обеспечить равные условия проведения данных мероприятий соответственно для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов (рамочный Федеральный закон о выборах и референдумах п. 3 ст. 53).
Для соблюдения равных условий проведения агитационных мероприятий законодатель: ввел норму о том, что если помещение было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, то собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода (п.4.ст.53). При этом данная норма распространяется не только на помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, но и на помещение, находящиеся в собственности организации, имеющий на день официального опубликования решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, её субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов (п.4.ст.53) Законодатель установил трехдневный срок рассмотрения заявки о выделении указанных помещений. В соответствии с п.6 ст.53 рамочного Федерального закона о выборах и референдумах кандидаты и избирательные объединения вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий. В законе не указывается требование к владельцам, собственникам помещения соблюдать принципы равенства. По мнению Р.Т. Биктагирова и А.А. Фомина, такой подход оправдан только в том случае, если собственниками, владельцами этих помещений являются сами кандидаты, политические партии, выдвинувшие кандидатов6.
Осуществление предвыборной агитации посредством средств массовой информации является важнейшим из методов агитационной деятельности, требующим самого тщательного исследования. Косвенным подтверждением этой точки зрения служат, по мнению диссертанта, наличие в Федеральном законе «Об основных гарантиях…» целых трех статей, посвященных регулированию данного метода предвыборной агитации, а также обильная судебная практика в данной сфере.
К числу недостатков
существующего порядка
Особое внимание следует уделить анализу нормы п. 7 ст. 51 Федерального закона «Об основных гарантиях…», предусматривающей получение дополнительного платного и бесплатного эфирного времени политическими партиями, что открывает возможность изменять соотношение долей получаемого эфирного времени при применении смешанной избирательной системы в пользу политических партий. Расчеты диссертанта убедительно доказывают, что нечеткость формулировки данной нормы, в которой, например, не указаны процедура, пределы получения дополнительного эфирного времени и печатной площади, приводит к ситуации, имевшей место на выборах Президента РФ в 2004 году, когда выдвинутые политическими партиями кандидаты в полном соответствии с правовыми процедурами, получили почти в 6 раз больше бесплатного эфирного времени на индивидуальные выступления. И это несмотря на то, что принцип равенства кандидатов — провозглашается отправной точкой построения избирательного законодательства России.
Тем не менее, острота проблемы опросов общественного мнения при проведении выборов подтверждается опытом проведения избирательных кампаний последних лет, показывающим, что эти исследования, а особенно их последующая публикация, не всегда обусловлены стремлением к изучению мнения граждан по тем или иным социально значимым вопросам или выяснению политических предпочтений населения. Поскольку данные этих исследований могут оказать (и как доказательно утверждает диссертант — оказывают) серьезное воздействие на общественное сознание и как следствие — на итог выборов, они стали превращаться в мощный инструмент воздействия на массового избирателя.
Вместе с тем выражаем уверенность, что социологические исследования в рамках избирательной кампании необходимы, а в случае их законодательного запрета избиратель был бы лишен важного источника информации, помогающего ему соотнести свое мнение с другими.
Однако, несмотря на всю значимость
опросов общественного мнения для
всестороннего и полного
На примерах практики проведения избирательных кампаний демонстрируются возникающие при реализации норм, регулирующих проведение и публикацию опросов общественного мнения, сложности.
Проблемы адаптации
правового поля к изменяющейся с
каждым годом технологической
Прослеживая динамику роста количества пользователей сети Интернет в нашей стране, обоснованно полагаем, что уже в ближайшее время разрыв между Россией и развитыми странами по этому показателю будет сокращен.
Даже поверхностный анализ возможностей, предоставляемых Интернетом для целей предвыборной агитации, проведенный нами, со всей наглядностью показывает, что сеть обладает большим информационным потенциалом, воплощает и синтезирует преимущества многих «классических» средств массовой коммуникации, во многом преодолевая их технологическую и социальную ограниченность. Такие характеристики сети Интернет с учетом быстрого роста числа ее пользователей позволяют нам утверждать, что использование глобальной сети в агитационной деятельности будет неуклонно расширяться, и это, безусловно, требует скорейшего включения отношений в этой сфере в орбиту правового регулирования. Для этих целей предлагаем целый ряд конкретных мер направленных на упорядочение регламентации использования сети Интернет для целей предвыборной агитации.
Вопросы юридической ответственности за нарушения установленных законом правил проведения предвыборной агитации — одной из важнейших гарантий проведения подлинно свободных демократических выборов.
Прежде всего, отметим, что характерной чертой состояния современного законодательства устанавливающего ответственность участников избирательного процесса осуществляющих предвыборную агитацию является то, что соответствующие правовые нормы рассредоточены по массиву нормативных актов, а специальных федеральных законов, предназначенных для регулирования проблем ответственности по избирательному праву, не существует.
При подробном рассмотрении конституционно-правовой ответственности отметим, что конституционно-правовая ответственность, в отличие от других видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной др.), пока законодательством не признана. Вместе с тем такой вид ответственности давно получил научное признание и является правовой реалией, поскольку действующее законодательство содержит ряд норм, которые фактически устанавливают отдельные основания конституционно-правовой ответственности, называют специфичные для этого вида ответственности основания применения, круг субъектов и применяемые к ним санкции, а также источники ответственности. Такая форма ответственности может быть применена и в связи с проведением предвыборной агитации.
Существенна позиция по существующей дискуссии об использовании терминов «государственно-правовая ответственность», «публично-правовая ответственность участников избирательного процесса» юридическая ответственность по избирательному праву, юридическая ответственность в избирательном праве», «избирательно-правовая ответственность», а также встречающемуся в научной литературе обозначению ответственности по избирательному праву как разновидности конституционно-правовой ответственности. Эта позиция сводится к тому, что ответственность по избирательному праву представляет собой проявление государственно-правовой ответственности в рамках отношений, составляющих предмет его регулирования, и, следовательно, наиболее корректным является использование термина «конституционно-правовая ответственность в избирательном праве.
Процессуальная сторона привлечения к конституционно-правовой ответственности в действующем законодательстве практически не отражена. Избирательное законодательство содержит лишь общие указания на возможность применения той или иной санкции, не раскрывая, однако, соответствующего процессуального порядка, а также предусматривает специфические сроки рассмотрения указанных дел.
Исследуя вопросы
Вместе с тем, основным видом ответственности, применяемой к нарушителям установленного порядка проведения предвыборной агитации в рамках избирательной кампании, является административная ответственность, поэтому в работе предлагается комментарий соответствующих статей Кодекса об административных правонарушениях, содержащий многочисленные примеры из правоприменительной практики, указания на сложности, возникающие при реализации на практике того или иного законодательного установления.
При этом особое внимание уделено проблеме изъятия подложных и незаконных предвыборных печатных материалов как мере обеспечения производства по делу об административном правонарушении, поскольку на основе норм КоАП, устанавливающих, такого рода меры, правоприменительные органы нередко изымают тиражи печатных СМИ которые, по их мнению, нарушают нормы избирательного законодательства. Доказательно утверждаем, что изъятие тиража СМИ в случае нарушения последним установленных правил предвыборной агитации не является допустимой законом мерой.
Информация о работе Правовое регулирование агитации при проведении выборов