Правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:25, доклад

Описание работы

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообществ людей (больших или малых социальных групп). Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием.

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование.docx

— 23.51 Кб (Скачать файл)

 
Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Человеческое общество характеризуется  той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и  сообществ людей (больших или  малых социальных групп). Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием.

Основные виды и средства правового  регулирования


Регулирование может быть как внешним  по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование). На протяжении своего развития общество выработало многообразную систему  средств и способов регламентации  поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы -как осуществляется это целенаправленное воздействие.

К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Норма — основное, но не единственное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.

В системе социального регулирования  важнейшая роль принадлежитправовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения для их упорядочения и прогрессивного развития.

Юрист должен знать, что в  широком смысле слова разностороннее воздействие на общественные отношения  оказывает вся совокупность правовых явлений, в том числе правовые идеи, принципы правовой жизни общества, не воплощенные в юридические  формы (в законы, другие нормативные  правовые акты, решения судебных органов  и др.). Но для решения своих  профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как  совокупности средств и способов реализации позитивного права.

Позитивное право характеризуется свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения — эти свойства права позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.

Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих  юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных  актов, индивидуальных решений, иных правовых средств в их взаимосвязи и  взаимодействии.

Правовым регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в  целях упорядочения использования  земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле. Воздействие  норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Но если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные  законодательством, а в некоторых  ситуациях и противоречащие целям  законодателя, то такое воздействие  не может считаться правовым регулированием. Например, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные  участки, увеличилось число сделок спекулятивного характера, совершаемых  ради наживы, непроизводительного использования  земли. Негативное влияние закона о  земле на общественные отношения  нельзя назвать правовым регулированием, поскольку это не входило в  цели законодателя и не соответствует  принципам права — упорядочить  жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой  ценностью, каковой является земля.

Не является правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, пропаганда даже правовых идеалов через средства массовой информации не может быть отнесена к правовому регулированию как  специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни  духовное, идеологическое, психологическое  воздействие права пересекается, сочетается со специально-юридическим  правовым регулированием. Воздействие  на общественные отношения, поведение  людей специально-юридическими способами  и средствами, в свою очередь, оказывает  влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

Выделение правового регулирования  как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических  способов и средств имеет смысл  в плане подготовки профессионалов-правоведов. Это позволит будущим юристам  детально ознакомиться с инструментарием  их профессиональной деятельности.

Предмет правового регулирования


Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Например, отношения по эквивалентному обмену ценностями, в частности имущественные отношения, требуют иных правовых способов и средств регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

Методы  правового регулирования


Метод децентрализованного  регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного  регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования.

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования  в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования


Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято  выделять три основных способа правового  регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы  имеют определенное сходство: и тот  и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности  имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно  указать наприменение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно  также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового  регулирования (как основными, так  и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы  правового регулирования


В зависимости от соотношения  в способах правового регулирования  запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено  все, кроме прямо запрещенного в  законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового  регулирования гласит: запрещено  все, кроме прямо разрешенного. Это  означает, что участник правовых отношений  этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены  законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования  принято называтьразрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в  гражданское право вкраплены  элементы разрешительного типа, а  в административном праве можно  встретить нормы, регулирующие отношения  управления по общедозволительному  типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип  правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор  способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового  регулирования вытекает из необходимости  высокой и строгой упорядоченности  общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования  является единственным при применении мер юридической ответственности  и ряда других мер государственного принуждения.

 


Информация о работе Правовое регулирование