Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:25, доклад
Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообществ людей (больших или малых социальных групп). Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием.
Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие
на общественные отношения с помощью правовых
(юридических) средств.
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано потребностью и необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообществ людей (больших или малых социальных групп). Достижение такого согласия осуществляется социальным, в том числе правовым, регулированием.
Основные виды и средства правового регулирования
Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование). На протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей. Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы -как осуществляется это целенаправленное воздействие.
К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Норма — основное, но не единственное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.
В системе социального
Юрист должен знать, что в широком смысле слова разностороннее воздействие на общественные отношения оказывает вся совокупность правовых явлений, в том числе правовые идеи, принципы правовой жизни общества, не воплощенные в юридические формы (в законы, другие нормативные правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо прежде всего понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.
Позитивное право характеризует
Изучение правовых явлений,
подчиненное практическим задачам,
ставит целью подготовить будущих
юристов к пониманию
Правовым регулированием
можно назвать только такое воздействие,
при котором ставятся достаточно
ясно обозначенные цели. Например, в
целях упорядочения использования
земли, обеспечения ее сохранности,
повышения эффективности
Но если под воздействием
законодательного акта или его норм
наступают последствия, не предусмотренные
законодательством, а в некоторых
ситуациях и противоречащие целям
законодателя, то такое воздействие
не может считаться правовым регулированием.
Например, под воздействием земельного
законодательства возросла цена на земельные
участки, увеличилось число сделок
спекулятивного характера, совершаемых
ради наживы, непроизводительного
Не является правовым регулированием
воздействие, осуществляемое неюридическими
средствами. Так, пропаганда даже правовых
идеалов через средства массовой
информации не может быть отнесена
к правовому регулированию как
специально-юридической
Безусловно, в реальной жизни
духовное, идеологическое, психологическое
воздействие права
Выделение правового регулирования
как целенаправленной, результативной,
нормативно-организационной
Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Например, отношения по эквивалентному обмену ценностями, в частности имущественные отношения, требуют иных правовых способов и средств регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.
Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.
Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования.
Один из них именуется императивным. Эг
Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.
В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.
Способы правового регулирования опреде
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ - запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать наприменение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.
К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.
К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).
С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.
В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.
Первый гласит: дозволено
все, кроме прямо запрещенного в
законе. На этой формуле построен общедозволите
Вторая формула правового
регулирования гласит: запрещено
все, кроме прямо разрешенного. Это
означает, что участник правовых отношений
этого типа может совершить только
действия, которые прямо разрешены
законом, все остальные действия
запрещены. Этот тип правового регулирования
принято называтьразрешительным
Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.
Вместе с тем достаточно
очевидно, что общедозволительный тип
правового регулирования связан
с закреплением в праве социальной
свободы, с нравом человека на выбор
способов и средств достижения поставленных
целей. Разрешительный тип правового
регулирования вытекает из необходимости
высокой и строгой