Правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ категории «правовой режим», лежащей в основе формирования механизмов правового регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение правового режима как правовой категории;
- определение места и роли правового режима в правовом регулировании;
- характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Фед

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… 3
1. Правовой режим как правовая категория………………………………….… 5
1.1. Понятие и признаки правового режима…………………………………… 5
1.2. Общая характеристика правового режима………………………...………. 8
2. Роль правового режима в правовом регулировании…………………..…... 12
1.1. Понятие, признаки и виды правовых средств………………………...…. 12
1.2. Механизм правового регулирования: понятие
и основные элементы……...………………………………………………..….. 14
1.3. Место правового режима в системе правового регулирования………… 16
3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации……………………………..…...…. 23
3.1. Правовой режим в конституционном праве…………………………..…. 23
3.2. Правовой режим в административном праве………………………...….. 26
Заключение…………………………………………………………………….... 31
Список использованных источников и литературы………………………….. 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Правовой режим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка __ курса

группы ____________________

______________ формы обучения

по специальности _______________

Соковикова Анна


 

 

Санкт-Петербург

2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..… 3

1. Правовой режим как  правовая категория………………………………….…  5

1.1. Понятие и признаки правового режима…………………………………… 5

1.2. Общая характеристика  правового режима………………………...………. 8

2. Роль правового режима  в правовом регулировании…………………..…... 12

1.1. Понятие, признаки и виды правовых средств………………………...…. 12

1.2. Механизм правового регулирования: понятие

и основные элементы……...………………………………………………..….. 14

1.3. Место правового режима в системе правового регулирования………… 16

3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации……………………………..…...…. 23

3.1. Правовой режим в конституционном праве…………………………..…. 23

3.2. Правовой режим в административном праве………………………...….. 26

Заключение…………………………………………………………………….... 31

Список использованных источников и литературы………………………….. 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовой режим - это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании  юридических средств и создающий  желаемое социальное состояние и  конкретную степень благоприятности  либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Таким образом, правовой режим как совокупность методов правового регулирования является важным и действенным инструментом, при помощи которого государство регулирует ход общественного развития. Поэтому многообразные средства правового воздействия на поведение людей нуждаются в непрерывном совершенствовании, с тем чтобы, исходя из потребностей государства, общества, личности, эффективно воздействовать на общественные отношения в нужном направлении.

Характерная черта правового режима заключается в наличии у него своеобразной материально-юридической основы в виде установленных или санкционированных государством общих правил поведения людей - норм, составляющих целостную систему, которая непосредственно регулирует правовую сферу жизни общества. Особенностью правового режима является также и то, что он выступает в качестве важнейшего средства организованного воздействия государства на общество. Одно из свойств государства заключается в сознательном, выборе им наиболее целесообразных средств функционирования с целью планомерного и организованного воздействия на общество. Таким средством и является правовой режим.

В связи с изложенным, актуальность темы курсовой работы заключается в том, что правовой режим не может быть ничем иным, кроме как системным явлением. Объясняется это тем, что эффективно регулировать систему социальных связей и явлений, можно только тогда, когда все способы и средства, составляющие содержание правового режима, выступают не разрозненно, не в изоляции друг от друга, а во взаимодействии и взаимосвязи.

Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ категории «правовой режим», лежащей в основе формирования механизмов правового регулирования общественных отношений.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучение правового режима  как правовой категории;

- определение места и роли правового режима в правовом регулировании;

- характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации.

Объектом курсовой работы является правовой режим в системе правового регулирования. Предмет - теория и практика реализации проблем правового режима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовой режим как  правовая категория

 

1.1. Понятие и признаки правового режима

 

Право, выступая регулятором  общественных отношений, в зависимости  от преследуемых законодателем целей  устанавливает определенные правовые режимы. Жесткость регламентируемых отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы общественной безопасности; временными параметрами; международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого  специальной правовой регламентации  и др.

В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей. Чтобы лучше понять природу особых, или специальных, правовых режимов, необходимо исходить из общей характеристики правового режима, выступающего в качестве основного (первичного) по отношению ко всем остальным.

Словарное понимание выражения "режим" сводится к "способу  управления, совокупности административных мероприятий", или к "совокупности правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели". В контексте  излагаемого материала одно из определений  термина "режим" означает "установленный  порядок жизни" [2].

Целью правового режима является стабильный порядок в государстве  и обществе. Ее достижение предполагается посредством обеспечения безопасности, т.е. надежного состояния "защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". Производной от этого понятия является национальная безопасность Российской Федерации, т.е. "безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти" в государстве.

Под правовым режимом следует понимать определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей [4].

Таким образом, правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы различны, как сами в целом, так и внутри каждой отрасли. Их различие наблюдается в публичном и частном праве. Выбор того или иного режима правового регулирование имеет очень большую практическую значимость, т.к. он зависит от содержания регулируемых отношений. Цель правового режима – это наиболее эффективное, целесообразное, прогрессирующее правовое регулирование.

Понятие "правовой режим" все активнее используется в научной  литературе, все более прочно утверждается в качестве одной из важнейших  категорий политологии и правоведения. Законодатель часто употребляет  такие словосочетания, как "пошлинный  режим", "режим хозяйственной  деятельности", "льготный режим", "валютный режим", "режим чрезвычайного  положения", "режим особой охраны", "режим наибольшего благоприятствования" и т. п. Эти понятия вошли и  в общественно-политический лексикон, широко "эксплуатируются" средствами массовой информации [7].

Правовой режим призван  обеспечить наступление желаемого  социального эффекта, состояния, показывая  путь к подобному результату и  способ, ведущий к нему. В правовом режиме специфическими (чаще всего) становятся способы и средства правового регулирования. Это центральный пункт определения степени его напряжения. Здесь необходимо соизмерять объем (количество и качество) правовых средств и порядок их использования. В правовых режимах не должно быть избыточности государственного (административного) ресурса, одновременно его дефицита.

Правовой режим предполагает определение кратчайшего расстояния между целями правового регулирования  и его результатами – обеспечения  прав и законных интересов субъектов  права.

Правовым режимам присущи  следующие основные признаки [1]:

- они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством;

- имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;

- представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

- создают конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от [1]:

- предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т. д.;

- их юридической природы — материальные и процессуальные;

- содержания — валютный, таможенный, пошлинный режимы и т. п.;

- субъектов, в отношении которых он устанавливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;

- функций права — режим особого регулирования и особой охраны;

- формы выражения — законный и договорный;

- уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;

- сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).

Таким образом, правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

 

1.2. Общая характеристика  правового режима

 

Понятие «правовой режим» является одной из важнейших категорий в юридической науке и его можно определить как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

В связи с этим в качестве юридических оснований правовых режимов рассматриваются способы  и типы правового регулирования  и соответственно выделяются правовой режим общедозволительного профиля, построенный на диспозитивных началах, правовой режим разрешительного  профиля, построенный на императивных началах, юридические режимы, основанные на позитивных обязываниях, а также  режим исключения как технико-юридический  прием, с помощью которого устанавливаются  изъятия из общего правила.

Кроме того, правовые режимы подразделяются на первичные (общие) и вторичные (представляющие собой модификацию первичных режимов за счет определенных специфических моментов) [8].

Хотя большинство правовых режимов, складывающихся внутри отраслей (основных и комплексных), по своим  исходным началам являются режимами либо общедозволительного, либо разрешительного  профиля, в целом тот или иной правовой режим нередко включает на последующих слоях регулирования или по отношению к другим субъектам элементы, построенные на ином типе регулирования. Более того, во многих случаях правовой режим выражает сочетание обоих типов регулирования, да плюс к этому еще и системы позитивных обязываний. В этом своеобразном, противоречивом сочетании типов правового регулирования (когда, например, поведение первого субъекта подчиняется одному порядку, а поведение второго, причем в сочетании, — другому) и состоит существенная черта правовых режимов, способных обеспечивать многогранное, комплексное воздействие на общественные отношения (деятельность).

Обращает на себя внимание то, что указанное понятие "правовой режим", как и понятия "тип" и "метод", отражают лишь специфику  закрепления и сочетания способов правового регулирования.

Поэтому более актуальным в практическом плане является ранее  обозначенный подход применительно  к режимам отраслей права. В этом случае, например, С. С. Алексеев использовал термин "юридический режим правового регулирования" и рассматривал его более широко, как особую целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих дозволений, распространяющихся на данную совокупность норм [1].

Следует обратить внимание на то, что по сути в данном определении  речь идет о трех основных составляющих понятия "правовое регулирование": о средствах (юридических нормах, правоотношении, актах реализации прав и обязанностей и актах применения права), о способах (приемах) их применения (в том числе и об их совокупности, которые образуют метод) и о принципах (в том числе и об образующих тип правового регулирования).

В связи с данным подходом необходимо отметить следующие моменты [12].

Во-первых, именно указанное  понятие "юридический режим правового  регулирования" объединяет в себе в качестве целостной системы  все рассмотренные выше признаки, характеризующие понятие "правовое регулирование" (принципы, инструментарий и способы его применения) применительно  к конкретной совокупности норм. Данный набор признаков позволяет индивидуализировать  правовое регулирование любого вида общественных отношений (вида деятельности). Именно в этом ценность данного понятия.

Информация о работе Правовой режим