Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ категории «правовой режим», лежащей в основе формирования механизмов правового регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение правового режима как правовой категории;
- определение места и роли правового режима в правовом регулировании;
- характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Фед
Введение………………………………………………………………………..… 3
1. Правовой режим как правовая категория………………………………….… 5
1.1. Понятие и признаки правового режима…………………………………… 5
1.2. Общая характеристика правового режима………………………...………. 8
2. Роль правового режима в правовом регулировании…………………..…... 12
1.1. Понятие, признаки и виды правовых средств………………………...…. 12
1.2. Механизм правового регулирования: понятие
и основные элементы……...………………………………………………..….. 14
1.3. Место правового режима в системе правового регулирования………… 16
3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации……………………………..…...…. 23
3.1. Правовой режим в конституционном праве…………………………..…. 23
3.2. Правовой режим в административном праве………………………...….. 26
Заключение…………………………………………………………………….... 31
Список использованных источников и литературы………………………….. 32
Курсовая работа на тему:
Правовой режим
|
Выполнила студентка __ курса группы ____________________ ______________ формы обучения по специальности _______________ Соковикова Анна |
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Правовой режим как
правовая категория………………………………
1.1. Понятие и признаки правового режима…………………………………… 5
1.2. Общая характеристика
правового режима………………………...……
2. Роль правового режима
в правовом регулировании………………
1.1. Понятие, признаки и виды правовых средств………………………...…. 12
1.2. Механизм правового регулирования: понятие
и основные элементы……...……………………………………………
1.3. Место правового режима в системе правового регулирования………… 16
3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации……………………………..…...…. 23
3.1. Правовой режим в конституционном праве…………………………..…. 23
3.2. Правовой режим в административном праве………………………...….. 26
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы………………………….. 32
Введение
Правовой режим - это особый
порядок правового
Таким образом, правовой режим как совокупность методов правового регулирования является важным и действенным инструментом, при помощи которого государство регулирует ход общественного развития. Поэтому многообразные средства правового воздействия на поведение людей нуждаются в непрерывном совершенствовании, с тем чтобы, исходя из потребностей государства, общества, личности, эффективно воздействовать на общественные отношения в нужном направлении.
Характерная черта правового режима заключается в наличии у него своеобразной материально-юридической основы в виде установленных или санкционированных государством общих правил поведения людей - норм, составляющих целостную систему, которая непосредственно регулирует правовую сферу жизни общества. Особенностью правового режима является также и то, что он выступает в качестве важнейшего средства организованного воздействия государства на общество. Одно из свойств государства заключается в сознательном, выборе им наиболее целесообразных средств функционирования с целью планомерного и организованного воздействия на общество. Таким средством и является правовой режим.
В связи с изложенным, актуальность темы курсовой работы заключается в том, что правовой режим не может быть ничем иным, кроме как системным явлением. Объясняется это тем, что эффективно регулировать систему социальных связей и явлений, можно только тогда, когда все способы и средства, составляющие содержание правового режима, выступают не разрозненно, не в изоляции друг от друга, а во взаимодействии и взаимосвязи.
Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ категории «правовой режим», лежащей в основе формирования механизмов правового регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение правового режима как правовой категории;
- определение места и роли правового режима в правовом регулировании;
- характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации.
Объектом курсовой работы является правовой режим в системе правового регулирования. Предмет - теория и практика реализации проблем правового режима.
1. Правовой режим как правовая категория
1.1. Понятие и признаки правового режима
Право, выступая регулятором общественных отношений, в зависимости от преследуемых законодателем целей устанавливает определенные правовые режимы. Жесткость регламентируемых отношений определяется рядом факторов: степенью угрозы общественной безопасности; временными параметрами; международными обязательствами государства; масштабностью; предназначением объекта, подвергаемого специальной правовой регламентации и др.
В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей. Чтобы лучше понять природу особых, или специальных, правовых режимов, необходимо исходить из общей характеристики правового режима, выступающего в качестве основного (первичного) по отношению ко всем остальным.
Словарное понимание выражения "режим" сводится к "способу управления, совокупности административных мероприятий", или к "совокупности правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели". В контексте излагаемого материала одно из определений термина "режим" означает "установленный порядок жизни" [2].
Целью правового режима является
стабильный порядок в государстве
и обществе. Ее достижение предполагается
посредством обеспечения
Под правовым режимом следует понимать определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей [4].
Таким образом, правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Правовые режимы различны, как сами в целом, так и внутри каждой отрасли. Их различие наблюдается в публичном и частном праве. Выбор того или иного режима правового регулирование имеет очень большую практическую значимость, т.к. он зависит от содержания регулируемых отношений. Цель правового режима – это наиболее эффективное, целесообразное, прогрессирующее правовое регулирование.
Понятие "правовой режим"
все активнее используется в научной
литературе, все более прочно утверждается
в качестве одной из важнейших
категорий политологии и
Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, показывая путь к подобному результату и способ, ведущий к нему. В правовом режиме специфическими (чаще всего) становятся способы и средства правового регулирования. Это центральный пункт определения степени его напряжения. Здесь необходимо соизмерять объем (количество и качество) правовых средств и порядок их использования. В правовых режимах не должно быть избыточности государственного (административного) ресурса, одновременно его дефицита.
Правовой режим предполагает
определение кратчайшего
Правовым режимам присущи следующие основные признаки [1]:
- они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством;
- имеют целью специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
- представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
- создают конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям. В зависимости от [1]:
- предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т. д.;
- их юридической природы — материальные и процессуальные;
- содержания — валютный, таможенный, пошлинный режимы и т. п.;
- субъектов, в отношении которых он устанавливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;
- функций права — режим особого регулирования и особой охраны;
- формы выражения — законный и договорный;
- уровня нормативных актов, в которых они установлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные;
- сфер использования — внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и пр.).
Таким образом, правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
1.2. Общая характеристика правового режима
Понятие «правовой режим» является одной из важнейших категорий в юридической науке и его можно определить как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.
В связи с этим в качестве
юридических оснований правовых
режимов рассматриваются
Кроме того, правовые режимы подразделяются на первичные (общие) и вторичные (представляющие собой модификацию первичных режимов за счет определенных специфических моментов) [8].
Хотя большинство правовых режимов, складывающихся внутри отраслей (основных и комплексных), по своим исходным началам являются режимами либо общедозволительного, либо разрешительного профиля, в целом тот или иной правовой режим нередко включает на последующих слоях регулирования или по отношению к другим субъектам элементы, построенные на ином типе регулирования. Более того, во многих случаях правовой режим выражает сочетание обоих типов регулирования, да плюс к этому еще и системы позитивных обязываний. В этом своеобразном, противоречивом сочетании типов правового регулирования (когда, например, поведение первого субъекта подчиняется одному порядку, а поведение второго, причем в сочетании, — другому) и состоит существенная черта правовых режимов, способных обеспечивать многогранное, комплексное воздействие на общественные отношения (деятельность).
Обращает на себя внимание
то, что указанное понятие "правовой
режим", как и понятия "тип"
и "метод", отражают лишь специфику
закрепления и сочетания
Поэтому более актуальным в практическом плане является ранее обозначенный подход применительно к режимам отраслей права. В этом случае, например, С. С. Алексеев использовал термин "юридический режим правового регулирования" и рассматривал его более широко, как особую целостную систему регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами регулирования — особым порядком возникновения и формирования содержания прав и обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а также действием единых принципов, общих дозволений, распространяющихся на данную совокупность норм [1].
Следует обратить внимание на то, что по сути в данном определении речь идет о трех основных составляющих понятия "правовое регулирование": о средствах (юридических нормах, правоотношении, актах реализации прав и обязанностей и актах применения права), о способах (приемах) их применения (в том числе и об их совокупности, которые образуют метод) и о принципах (в том числе и об образующих тип правового регулирования).
В связи с данным подходом необходимо отметить следующие моменты [12].
Во-первых, именно указанное
понятие "юридический режим правового
регулирования" объединяет в себе
в качестве целостной системы
все рассмотренные выше признаки,
характеризующие понятие "правовое
регулирование" (принципы, инструментарий
и способы его применения) применительно
к конкретной совокупности норм. Данный
набор признаков позволяет