Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ категории «правовой режим», лежащей в основе формирования механизмов правового регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение правового режима как правовой категории;
- определение места и роли правового режима в правовом регулировании;
- характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Фед
Введение………………………………………………………………………..… 3
1. Правовой режим как правовая категория………………………………….… 5
1.1. Понятие и признаки правового режима…………………………………… 5
1.2. Общая характеристика правового режима………………………...………. 8
2. Роль правового режима в правовом регулировании…………………..…... 12
1.1. Понятие, признаки и виды правовых средств………………………...…. 12
1.2. Механизм правового регулирования: понятие
и основные элементы……...………………………………………………..….. 14
1.3. Место правового режима в системе правового регулирования………… 16
3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации……………………………..…...…. 23
3.1. Правовой режим в конституционном праве…………………………..…. 23
3.2. Правовой режим в административном праве………………………...….. 26
Заключение…………………………………………………………………….... 31
Список использованных источников и литературы………………………….. 32
- право рассматривается как порождение государственной воли. В первом случае складывается спонтанный естественный правопорядок (естественное право); а во втором случае – правопорядок, искусственно установленный посредством государственного закона (искусственный правопорядок). Спонтанный порядок касается, прежде всего, сферы частного права, искусственный порядок – публичного права, которое, как правило, спонтанно сложиться не может. В идеале правовая система состоит из двух гармоничных сфер: частного и публичного права, спонтанного и искусственного правопорядков.
Следует отметить, что данное деление порождает необходимость применения различных по содержанию и сути методов правового регулирования.
В свою очередь способы
правового воздействия
К характеристикам метода
правового регулирования
Так, нет отраслей права, применяющих только один метод или способ правового регулирования. Сочетания различных юридических средств и способов, с помощью которых осуществляется специфическое правовое регулирование определенной сферы общественных отношений в теории права обозначается термином «правовой режим». Так как само слово «режим» обозначает совокупность средств, мероприятий, норм для достижения какой-нибудь цели; условия деятельности и существования чего-либо, при этом сущность понятия «правовой режим» во всех смысловых оттенках совпадает с общим понятием «режима» [6].
Правовой режим можно
рассматривать как укрупненный
блок в общем арсенале правового
инструментария, соединяющий в единую
конструкцию определенный комплекс
правовых средств. И с этой точки
зрения эффективное использование
правовых средств при решении
специальных задач в
Правовые режимы включают правовые ограничения, запреты, дозволения и дополнительные обязывания в различных комбинациях, при доминирующей роли одних и при вспомогательной роли других. По замыслу законодателя применение правовых режимов к отдельным конкретным правоотношениям должно способствовать эффективному снятию, сглаживанию противоречий, коллизий в правовом регулировании общественных отношений. Есть мнение, что применение правового режима сродни использованию матрицы, т.е. режим конструируется и подбирается государством в зависимости от особенностей и основных характеристик подлежащих регулированию отношений. По этой причине государство в лице управомоченных органов обязано чутко отслеживать нюансы и тенденции развития отдельных, нуждающихся в регулировании ситуаций, положений и отношений. Иными словами, дифференцированность и мобильность в законодательном регулировании правовых режимов необходима для большей приспособляемости права к отдельным жизненным ситуациям, характеризующимся общественной значимостью.
Правовой режим – это искусственно созданное государством реальное правовое средство с системой субъектов, объектов, условий, обстоятельств времени и места (территории), процедур. Правовой режим – это, как правило, специфический вид правового регулирования, выраженный в своеобразном комплексе правовых обязываний и правовых ограничений. «Каждый правовой режим, – пишет С.С.Алексеев, – выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и обязываний, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности» [1].
Однако не стоит сужать понятие «правовой режим» исключительно до метода правового регулирования. Следует сравнить два понятия: «режим» и «управление». Так, в российском административном праве и управление, и режим обладают государственно-властной природой, являются способами влияния государства на процессы, протекающие в обществе, в частности, публично-правовые процессы. Но при этом управление является понятием более широким, поскольку государство использует правовые режимы как один из инструментов управления. Режимы как элементы управления жестко устанавливаются либо санкционируются государством [12]:
- в исключительных случаях (режим чрезвычайного положения, режим военного положения, режим экологического бедствия и т.д.);
- в отношении отдельных территорий (режим заповедных территорий и объектов);
- в отношении объектов (режим оборота наркотических средств, режим обращения экологической информации, транзитный режим);
- в отношении субъектов (режим наибольшего благоприятствования, национальный режим).
Понятия «режим» и «управление»
взаимозависимы, но не являются одноплановыми.
Режимы в данном контексте можно
расценивать в качестве комплексного,
сложносоставного средства в арсенале
государственного управления, применяемого
либо в исключительных случаях, когда
обычные нормы права
Применение правовых режимов напрямую зависит от задач, которые ставятся перед государством, законодателями, гражданами в данной конкретной сфере жизни общества в условиях тех или иных исторических обстоятельств. Характер задачи и ее сущностное содержание являются основополагающими при формировании правовых средств, при помощи которых она должна быть решена. Речь идет о том, что законодатель заранее, с расчетом на будущее и в соответствии с требованиями юридической техники, призван вырабатывать и закреплять в законе надлежащие правовые средства.
Действие правовых режимов, их эффективность, надежность и оправданность в значительной мере зависят от того, каково в данном случае «энергетическое поле» - отрицательное или положительное, поле сдерживания или поле активности.
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать вывод делаем вывод о многоплановости
понятия правового режима. Так, правовой
режим – это специальное средство в составе
метода правового регулирования (преимущественно
административно-правового), и синоним
правовых состояний (как правило, связанных
со статусом лица), и средство правового
воздействия, предназначенное для использования
в случае возникновения соответствующей
потребности. Последняя составляющая
указывает на то, что правовой режим –
это один из эффективных и комплексных
элементов государственного управления.
Вопрос же о том, относить ли правовые
режимы к явлениям исключительным или
же их применение есть неотъемлимое условие
действия механизма правового регулирования,
в целом не является спорным: классификация
правовых режимов включает и те, и другие
виды. Далее, режимы – это, как правило,
предписания ограничительного, разрешительного
или обязывающего характера, соответствующие
императивному методу правового регулирования.
Например, режим чрезвычайного положения,
режим секретности, закрытых административно-
3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации
3.1. Правовой режим в конституционном праве
Конституционное право как общая часть российского права соединяет разрозненный правовой материал в единое целое, задает его иерархию. Одна из задач конституционного права – постановка целей для национального права, закрепление исходных для всех отраслей права ценностей [9].
Конституционно-правовой режим — специфический вид (режим) правого регулирования конституционных отношений, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, общедозволительного и разрешительного порядка регулирования и др.).
Конституционно-правовой режим выражает степень жестокости конституционного регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности [3].
Конституционно-правовой режим связывает воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования (дозволением, запрещением и обязыванием), его типами (общедозволительным и разрешительным), методами (централизованным, императивным или децентрализованным, диспозитивным), использованием публично-правовых или частно-правовых средств регуляции поведения.
При этом конституционно-правовой режим может включать все способы, методы, типы, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.
Три отрасли конституционного
права правовой режим регулирования
статуса органов
Особенность конституционно-правового режима (как и всякого правового режима) определяется юридическими средствами обеспечения конституционного поведения — использованием позитивных стимулов такого поведения или мер принудительного воздействия — юридической ответственности, мер правовой защиты, превентивных и иных средств государственного принуждения. При этом использование того или иного вида конституционно-правового режима ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношении. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей о приеме в российское гражданство государство может применять общий или упрощенный порядок приема в гражданство. Конституционно-правовой режим создает известный климат, настрой в регулировании. Он вводится законодательно [11].
Об использовании той или иной разновидности правового режима свидетельствуют либо специальные оговорки законодателя, либо общие положения законодательного акта — его цели, задачи, принципы регулирования.
В зависимости от доминирующих
в правовых режимах определенных
юридических средств они могут
быть либо стимулирующими, либо ограничивающими.
Если первые создают благоприятные
условия для удовлетворения конкретной
группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные
(режим наибольшего
Использование того или иного вида конституционно-правового режима ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношений. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российское гражданство, РФ может применять к ним общий или упрощенный порядок приема в гражданство.
Разнообразие конституционно-правовых режимов (как и всяких правовых режимов) находится в зависимости как от законодательной политики, так и от технико-юридических особенностей конструирования законодательного акта. Своеобразие используемых технико-юридических приемов позволяет выделить интенсивно используемый современной законотворческой практикой режим исключения. Он вводится законодателем как изъятие из общего порядка. Компонентами режима исключения являются, во-первых, общее правило и, во-вторых, исключения из него (чаще всего перечень исключений, который в законодательстве нередко формулируется в качестве исчерпывающего) [2].
При этом исключения не могут
предполагаться, они всегда должны
быть точно указаны в нормативных
актах. Достоинство применения такого
режима в том, что он, с одной
стороны, обеспечивает высокий уровень
нормативности правовых установлений,
а с другой — позволяет учесть
своеобразие жизненных
Законодатель, таким образом, конструирует и достаточно общую и в то же время достаточно конкретную правовую норму. Для конституционного права, использующего большое число так называемых общих установлений (принципов права, норм-дефиниций и т.п.), использование разновидности этого режима чрезвычайно важно.
Так, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" в ст. 16 перечисляет основания, по которым отклоняется заявление о приеме в российское гражданство [5].