Правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ категории «правовой режим», лежащей в основе формирования механизмов правового регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение правового режима как правовой категории;
- определение места и роли правового режима в правовом регулировании;
- характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Фед

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… 3
1. Правовой режим как правовая категория………………………………….… 5
1.1. Понятие и признаки правового режима…………………………………… 5
1.2. Общая характеристика правового режима………………………...………. 8
2. Роль правового режима в правовом регулировании…………………..…... 12
1.1. Понятие, признаки и виды правовых средств………………………...…. 12
1.2. Механизм правового регулирования: понятие
и основные элементы……...………………………………………………..….. 14
1.3. Место правового режима в системе правового регулирования………… 16
3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации……………………………..…...…. 23
3.1. Правовой режим в конституционном праве…………………………..…. 23
3.2. Правовой режим в административном праве………………………...….. 26
Заключение…………………………………………………………………….... 31
Список использованных источников и литературы………………………….. 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.51 Кб (Скачать файл)

- право рассматривается как порождение государственной воли. В первом случае складывается спонтанный естественный правопорядок (естественное право); а во втором случае – правопорядок, искусственно установленный посредством государственного закона (искусственный правопорядок). Спонтанный порядок касается, прежде всего, сферы частного права, искусственный порядок – публичного права, которое, как правило, спонтанно сложиться не может. В идеале правовая система состоит из двух гармоничных сфер: частного и публичного права, спонтанного и искусственного правопорядков.

Следует отметить, что данное деление порождает необходимость применения различных по содержанию и сути методов правового регулирования.

В свою очередь способы  правового воздействия предполагают использование основных и дополнительных средств. К основным относят: дозволение, обязывание, запрет. К дополнительным же одни ученные (Бабаев В.К., Баранов  В.М.) причисляют поощрения и рекомендации, другие (например, Марченко М.Н., Русинов Р.К.) называют меры принуждения, возложение юридической ответственности, предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения принуждения [10].

К характеристикам метода правового регулирования относятся  такие элементы как характер общего юридического положения субъектов, характер оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений, характер юридических последствий, а также формы защиты субъективных прав. В рамках курсовой работы особый интерес представляет такая характеристика методов правового регулирования как специальные средства.

Так, нет отраслей права, применяющих только один метод или способ правового регулирования. Сочетания различных юридических средств и способов, с помощью которых осуществляется специфическое правовое регулирование определенной сферы общественных отношений в теории права обозначается термином «правовой режим». Так как само слово «режим» обозначает совокупность средств, мероприятий, норм для достижения какой-нибудь цели; условия деятельности и существования чего-либо, при этом сущность понятия «правовой режим» во всех смысловых оттенках совпадает с общим понятием «режима» [6].

Правовой режим можно  рассматривать как укрупненный  блок в общем арсенале правового  инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки  зрения эффективное использование  правовых средств при решении  специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы  выбрать оптимальный для решения  соответствующей задачи правовой режим.

Правовые режимы включают правовые ограничения, запреты, дозволения и дополнительные обязывания в различных  комбинациях, при доминирующей роли одних и при вспомогательной  роли других. По замыслу законодателя применение правовых режимов к отдельным  конкретным правоотношениям должно способствовать эффективному снятию, сглаживанию противоречий, коллизий в правовом регулировании общественных отношений. Есть мнение, что применение правового режима сродни использованию матрицы, т.е. режим конструируется и подбирается государством в зависимости от особенностей и основных характеристик подлежащих регулированию отношений. По этой причине государство в лице управомоченных органов обязано чутко отслеживать нюансы и тенденции развития отдельных, нуждающихся в регулировании ситуаций, положений и отношений. Иными словами, дифференцированность и мобильность в законодательном регулировании правовых режимов необходима для большей приспособляемости права к отдельным жизненным ситуациям, характеризующимся общественной значимостью.

Правовой режим – это  искусственно созданное государством реальное правовое средство с системой субъектов, объектов, условий, обстоятельств времени и места (территории), процедур. Правовой режим – это, как правило, специфический вид правового регулирования, выраженный в своеобразном комплексе правовых обязываний и правовых ограничений. «Каждый правовой режим, – пишет С.С.Алексеев, – выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и обязываний, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности» [1].

Однако не стоит сужать понятие «правовой режим» исключительно  до метода правового регулирования. Следует сравнить два понятия: «режим» и «управление». Так, в российском административном праве и управление, и режим обладают государственно-властной природой, являются способами влияния государства на процессы, протекающие в обществе, в частности, публично-правовые процессы. Но при этом управление является понятием более широким, поскольку государство использует правовые режимы как один из инструментов управления. Режимы как элементы управления жестко устанавливаются либо санкционируются государством [12]:

- в исключительных случаях (режим чрезвычайного положения, режим военного положения, режим экологического бедствия и т.д.);

- в отношении отдельных территорий (режим заповедных территорий и объектов);

- в отношении объектов (режим оборота наркотических средств, режим обращения экологической информации, транзитный режим);

- в отношении субъектов (режим наибольшего благоприятствования, национальный режим).

Понятия «режим» и  «управление» взаимозависимы, но не являются одноплановыми. Режимы в данном контексте можно  расценивать в качестве комплексного, сложносоставного средства в арсенале государственного управления, применяемого либо в исключительных случаях, когда  обычные нормы права оказываются  разрозненными и несостоятельными, либо в отношении  субъектов, территорий и объектов, имеющих особое значение для государства [7].

Применение правовых режимов  напрямую зависит от задач, которые  ставятся перед государством, законодателями, гражданами в данной конкретной сфере  жизни общества в условиях тех  или иных исторических обстоятельств. Характер задачи и ее сущностное содержание являются основополагающими при  формировании  правовых средств, при  помощи которых она должна быть решена.  Речь идет о том, что законодатель заранее, с расчетом на будущее и в соответствии с требованиями юридической техники, призван вырабатывать и закреплять в законе надлежащие правовые средства.

Действие правовых режимов, их эффективность, надежность и оправданность  в значительной мере зависят от того, каково в данном случае «энергетическое поле»  - отрицательное или положительное, поле сдерживания или поле активности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод делаем вывод о многоплановости понятия правового режима. Так, правовой режим – это специальное средство в составе метода правового регулирования (преимущественно административно-правового), и синоним правовых состояний (как правило, связанных со статусом лица), и средство правового воздействия, предназначенное для использования в случае возникновения соответствующей потребности. Последняя составляющая указывает на то, что правовой режим – это один из эффективных и комплексных элементов государственного управления. Вопрос же о том, относить ли правовые режимы к явлениям исключительным или же их применение есть неотъемлимое условие действия механизма правового регулирования, в целом не является спорным: классификация правовых режимов включает и те, и другие виды. Далее, режимы – это, как правило, предписания ограничительного, разрешительного или обязывающего характера, соответствующие императивному методу правового регулирования. Например, режим чрезвычайного положения, режим секретности, закрытых административно-территориальных объектов и т.д. Данные и подобные им режимы предполагают обеспечение организованности, строгого порядка в жизни общества, во взаимоотношениях людей, в обеспечении необходимой общественной дисциплины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации

 

3.1. Правовой режим в конституционном праве

 

Конституционное право как  общая часть российского права  соединяет разрозненный правовой материал в единое целое, задает его иерархию. Одна из задач конституционного права  – постановка целей для национального  права, закрепление исходных для  всех отраслей права ценностей [9].

Конституционно-правовой режим  — специфический вид (режим) правого регулирования конституционных отношений, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, общедозволительного и разрешительного порядка регулирования и др.).

Конституционно-правовой режим выражает степень жестокости конституционного регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности [3].

Конституционно-правовой режим связывает воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования (дозволением, запрещением и обязыванием), его типами (общедозволительным и разрешительным), методами (централизованным, императивным или децентрализованным, диспозитивным), использованием публично-правовых или частно-правовых средств регуляции поведения.

При этом конституционно-правовой режим может включать все способы, методы, типы, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Три отрасли конституционного права правовой режим регулирования  статуса органов государственной  власти отличается от правовой регламентации  федеративных отношений. Если в сфере  регулирования статуса органов государственной власти приоритетным является централизованный, императивный метод, возложение обязанности — превалирующим способом, а разрешительный тип — господствующим, то в сфере федеративных отношений наряду с применением централизованных средств регулирования значительная роль отводится децентрализованному методу, диспозитивным правовым средствам, общедозволительному порядку регулирования.

Особенность конституционно-правового режима (как и всякого правового режима) определяется юридическими средствами обеспечения конституционного поведения — использованием позитивных стимулов такого поведения или мер принудительного воздействия — юридической ответственности, мер правовой защиты, превентивных и иных средств государственного принуждения. При этом использование того или иного вида конституционно-правового режима ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношении. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей о приеме в российское гражданство государство может применять общий или упрощенный порядок приема в гражданство. Конституционно-правовой режим  создает известный климат, настрой в регулировании. Он вводится законодательно [11].

Об использовании той  или иной разновидности правового  режима свидетельствуют либо специальные  оговорки законодателя, либо общие  положения законодательного акта —  его цели, задачи, принципы регулирования.

В зависимости от доминирующих в правовых режимах определенных юридических средств они могут  быть либо стимулирующими, либо ограничивающими. Если первые создают благоприятные  условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования), то вторые нацелены на их комплексное  сдерживание (например, используемый в  регулирования правового статуса иностранных граждан режим реторсий).

Использование того или иного  вида конституционно-правового режима  ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношений. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российское гражданство, РФ может применять к ним общий или упрощенный порядок приема в гражданство.

Разнообразие  конституционно-правовых режимов (как и всяких правовых режимов) находится в зависимости как от законодательной политики, так и от технико-юридических особенностей конструирования законодательного акта. Своеобразие используемых технико-юридических приемов позволяет выделить интенсивно используемый современной законотворческой практикой режим исключения. Он вводится законодателем как изъятие из общего порядка. Компонентами режима исключения являются, во-первых, общее правило и, во-вторых, исключения из него (чаще всего перечень исключений, который в законодательстве нередко формулируется в качестве исчерпывающего) [2].

При этом исключения не могут  предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных  актах. Достоинство применения такого режима в том, что он, с одной  стороны, обеспечивает высокий уровень  нормативности правовых установлений, а с другой — позволяет учесть своеобразие жизненных ситуаций, обеспечивая тем самым высокую  степень казуальности (конкретности) правовых предписаний.

Законодатель, таким образом, конструирует и достаточно общую  и в то же время достаточно конкретную правовую норму. Для конституционного права, использующего большое число  так называемых общих установлений (принципов права, норм-дефиниций  и т.п.), использование разновидности  этого режима чрезвычайно важно.

Так, Федеральный закон  от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" в ст. 16 перечисляет  основания, по которым отклоняется  заявление о приеме в российское гражданство [5].

Информация о работе Правовой режим