Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ категории «правовой режим», лежащей в основе формирования механизмов правового регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение правового режима как правовой категории;
- определение места и роли правового режима в правовом регулировании;
- характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Фед
Введение………………………………………………………………………..… 3
1. Правовой режим как правовая категория………………………………….… 5
1.1. Понятие и признаки правового режима…………………………………… 5
1.2. Общая характеристика правового режима………………………...………. 8
2. Роль правового режима в правовом регулировании…………………..…... 12
1.1. Понятие, признаки и виды правовых средств………………………...…. 12
1.2. Механизм правового регулирования: понятие
и основные элементы……...………………………………………………..….. 14
1.3. Место правового режима в системе правового регулирования………… 16
3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации……………………………..…...…. 23
3.1. Правовой режим в конституционном праве…………………………..…. 23
3.2. Правовой режим в административном праве………………………...….. 26
Заключение…………………………………………………………………….... 31
Список использованных источников и литературы………………………….. 32
Во-вторых, термин "юридический
режим" правильней употреблять именно
в отношении правового
В-третьих, характеристика юридического
режима правового регулирования
дается на основании юридических
норм, выделенных по каким-либо из указанных
в предыдущем абзаце признакам и
в связи с этим обладающих особой
целостностью. Причем в подавляющем
большинстве случаев эта
В-четвертых, исходя из того, что, как уже отмечалось, именно специфика общественных отношений (видов деятельности) предопределяет особенности их правового регулирования, можно сделать вывод, что каждой сфере человеческой деятельности соответствует свой режим правового регулирования.
Тем самым можно также выделять юридические режимы правового регулирования, соответствующие системе права и принципам правового регулирования (частноправовые и публично-правовые, отраслевые, специальные, режимы подотраслей и институциональные).
Термин "правовой режим"
может использоваться как сокращенное
обозначение понятия "юридический
режим правового регулирования"
На стадии правотворчества
субъект правотворческой
2. Роль правового режима в правовом регулировании
2.1. Понятие, признаки и виды правовых средств
Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные связи. Его можно рассматривать с разных сторон. В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.
Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.
Термин "правовые средства" имеет известную неопределенность. Рядом с ним вполне можно поставить термины "правовые явления", "правовые феномены", "правовые факторы", "правовые условия" и т. п., которые в самом широком смысле взаимозаменяемы [3]. В качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, меры наказания, акты реализации прав и обязанностей и т. п. Именно тот или иной арсенал, набор средств придает специфику отраслям и институтам права.
Правовые средства — это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
Общие признаки правовых средств [5]:
- они выражают собой все обобщающие юридические способы обеспечения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в этом проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);
- отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на то, чтобы преодолеть препятствия, стоящие на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;
- сочетаясь определенным образом, выступают основными работающими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования, правовых режимов (т. е. функциональной стороны права);
приводят к юридическим последствиям, конкретным результатам, той или иной степени эффективности либо дефектности правового регулирования;
- обеспечиваются государством.
Правовые средства имеют синтетический, своего рода "компромиссный" характер, ибо призваны связывать идеальное (цель) с реальным (результатом). Этимологически термин "средство происходит от слова средний, серединный. Средство — связующее звено между субъектом и объектом деятельности, между идеальной, мысленной моделью и материальным результатом [6]. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником, с неизбежностью включают как фрагменты идеального (инструменты, средства-установления — субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т. д.), так и фрагменты реального (технологию, средства-деяния, направленные на использование инструментов).
К средствам-деяниям относятся акты реализации прав и обязанностей как самостоятельный элемент механизма правового регулирования. Причем практически всю правовую деятельность (правотворческую, правоприменительную, интерпретационную), если смотреть на нее через призму актов реализации, можно отнести к юридической технологии (средствам-деяниям). В частности, правотворческий орган, принимая нормативные документы, реализует соответствующие права и обязанности. Точно так же осуществляется и всякая иная юридическая деятельность, сердцевиной, стержнем которой опять же выступают акты реализации прав и обязанностей, результатом же являются совсем другие акты — правоприменительные и интерпретационные.
Виды правовых средств [5]:
- по отраслевой принадлежности они могут быть конституционными, гражданскими, административными и т.п.;
- по характеру — материальными и процессуальными;
-по функциональной роли — регулятивными и охранительными;
- по информационно-психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) — стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).
2.2. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
Термин «регулировать» происходит от латинского слова regula - правило, что означает - упорядочивать, воздействовать на что-либо с целью внести порядок, в движение или развитие какого-либо явления [2]. В юридической литературе достигнуто почти единодушное понимание правового регулирования как совокупности различных форм и средств юридического воздействия государства на поведение, участников общественных отношений, осуществляемого в интересах всего общества или определенного коллектива или личности с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку.
Содержание правового регулирования выражается в двух основных направлениях [11]:
- в упорядочении и закреплении господствующих общественных отношений;
- в содействии развитию новых общественных отношений.
В научной литературе существуют различные определения методов правового регулирования. В наиболее общем виде они представляют собой совокупность специфических юридически нормативных приемов, средств, способов воздействия права на общественные отношения. Методы правового регулирования важнейшие средства оформления политического режима. Удельный вес тех или иных методов правового регулирования, то есть их пропорциональное выражение, определяет своеобразие соответствующей правовой системы и основные черты действующего в обществе правового режима.
В свою очередь, механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Цель механизма правового
регулирования — обеспечить свободное
движение интересов субъектов к
ценностям (содержательный признак). Механизм
правового регулирования —
Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочисленных препятствий на этом пути. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового обеспечения.
Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования [7]:
- норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);
- юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;
- правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);
- акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);
- охранительный правоприменительный акт (в случае правонарушения).
2.3. Место правового режима в системе правового регулирования
Существует множество определений права с указанием на отдельные его черты, грани и характеристики, но все определения сходятся в одном: право является регулятором общественных отношений. Разнообразие этих отношений порождает различия в способах и методах правового регулирования. Расценивая право не как цель, а как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, целью применения любого правового средства является обеспечение справедливой упорядоченности общественных отношений. История правовой жизни общества показала, что все регулируемые правом отношения можно разделить на три самостоятельные группы [5]:
- отношения по обмену ценностями (материальными и нематериальными);
- отношения по властному управлению обществом. Осуществляется по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения, а это уже государственное управление социальными процессами;
- отношения по обеспечению нормального протекания процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Возникают из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Характер и вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования тех или иных отраслей права, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, то есть степень обязательности правовых предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения. Считается, что отрасли права характеризуются конкретными методами правового регулирования, «в значительной мере производными от предмета регулирования». К методам относят императивный, диспозитивный; дозволение, обязывание запрет; метод властного предписания и субординации; метод автономии и равенства сторон; поощрения; рекомендации, убеждение и принуждение; индивидуальный метод.
Однако при подобном подходе
к понятию и содержанию метода
правового регулирования
В зависимости от вида регулируемых отношений выделяют следующие общеметодологические характеристики правового регулирования [3]:
- децентрализованное регулирование, применяемое в отношении субъектов гражданского общества в сфере отраслей частноправового характера;
- централизованное регулирование, характерное для отношений управления, например, между органом государства и подчиненным ему должностным лицом. При этом приоритетным является общесоциальный интерес, на защите которого стоит государство. Поэтому императивное регулирование используется в публично-правовых отраслях, таких как конституционное, административное, уголовное право.
В данной связи правогенез идет двумя путями [9]:
- право порождают сами общественные отношения, которые объективно требуют правовой формы и иначе существовать не могут;