Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ категории «правовой режим», лежащей в основе формирования механизмов правового регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение правового режима как правовой категории;
- определение места и роли правового режима в правовом регулировании;
- характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Фед
Введение………………………………………………………………………..… 3
1. Правовой режим как правовая категория………………………………….… 5
1.1. Понятие и признаки правового режима…………………………………… 5
1.2. Общая характеристика правового режима………………………...………. 8
2. Роль правового режима в правовом регулировании…………………..…... 12
1.1. Понятие, признаки и виды правовых средств………………………...…. 12
1.2. Механизм правового регулирования: понятие
и основные элементы……...………………………………………………..….. 14
1.3. Место правового режима в системе правового регулирования………… 16
3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации……………………………..…...…. 23
3.1. Правовой режим в конституционном праве…………………………..…. 23
3.2. Правовой режим в административном праве………………………...….. 26
Заключение…………………………………………………………………….... 31
Список использованных источников и литературы………………………….. 32
Разновидностью режима исключений,
применяемых в регулировании
конституционный отношений, является
режим, основанный на широком применении
законодателем такого технико-юридического
приема, как "исчерпывающий перечень".
Путем установления исчерпывающего
перечня оказывается возможным
достигнуть высокой степени точности
в регулировании общественных отношений,
очертить строгие рамки поведения
участников регулируемых отношений, исключить
неопределенность в регулировании
(например, споры о компетенции
и т.п.). Такая разновидность режима
регулирования используется, в частности,
при определении исключительной
компетенции Федерации, полномочий
органов государственной
Например, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. "О военном положении" в ст. 7 закрепляет исчерпывающий (закрытый) перечень мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение [5].
3.2. Правовой режим в административном праве
Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе практической реализации государственного управления.
Административное право как отрасль публичного права определяется, прежде всего, своим предметом, т.е. системой государственно-управленческих отношений.
Охрана любого объекта предполагает установление для этой цели определенного порядка и правил, которые в совокупности своей принято называть режимом. Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.
Административно-правовой режим
(в узком смысле) – совокупность
правил поведения, деятельности граждан
и юридических лиц, закрепленных
в нормативных правовых актах, порядок
реализации ими прав и законных интересов
в определенных ситуациях в сфере
публичного управления, направленный
на обеспечение общественного
В данном случае правовому режиму присущи следующие признаки [6]:
- правовое регулирование
целенаправленно
- устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;
- регламентируются, в основном, нормами административного права;
- закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
- вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;
- широко применяются административные методы воздействия;
- вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;
- нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.
Административно-правовые режимы назначаются [6]:
- для бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение
- определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;
- установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенными к государственной тайне;
- обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;
- создание условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
По степени принадлежности
режимов к обеспечению
- режимы обеспечения безопасности
государства государственной тайны, режим
административно-
- режим исключительной экономической зоны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в РФ и др.
- режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывания иностранных граждан на территории РФ);
- режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим);
- административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим, режимы труда и отдыха и др.);
- комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).
В зависимости от субъекта установления разделяют [6]:
- федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти);
- региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ);
- местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).
По времени действия режимы различают [6]:
- постоянные (действуют непрерывно);
- временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.
В зависимости от объекта – носителя режима:
- территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.);
- объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания);
- режим организаций (режим атомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового учреждения);
- режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим);
- функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).
Правовой основой
Заключение
В заключении можно отметить, что правовые режимы различны, как сами в целом, так и внутри каждой отрасли. Правовой режим призван обеспечить наступление желаемого социального эффекта, состояния, показывая путь к подобному результату и способ, ведущий к нему. В правовых режимах не должно быть избыточности государственного ресурса, одновременно его дефицита.
Временами правовой режим
наделяется двойственным характером,
поскольку состоит из двух самостоятельных,
хотя и близких по смыслу, комплексов
правил. В то же время это единая
конструкция, складывающаяся в специфический,
самостоятельный правовой режим. Правовой
режим выходит далеко за пределы
нормативно-правового акта, закрепляющего
только его нормативную основу. Законы,
указы, постановления являются лишь
частью правового режима, его структурным
элементом, а закрепленность в законодательстве
- только одна из характеристик этой
категории. Можно говорить о том,
что правовой режим - это переходное,
связующее звено между
В целом мы имеем достаточно развитую систему правовых режимов в российском законодательстве, хотя полностью она еще не упорядочена. Но тенденции к формированию единой и четкой структуры уже прослеживаются. Следовательно, не только устойчивость правовых режимов, но и их изменчивость, развитие, совершенствование укрепляют правопорядок, стабильность, управляемость в обществе, направлены на защиту интересов государства и личности.
Список использованных источников и литературы
1. Алексеев С.С. Теория права. М., 2005.
2. Бахрад Д.Н. Административное право: учебник 2007. Учебник для вузов. М. НОРМА, 2010.Борисов Г.А. Теория государства и права : учебник Белгород : Изд-во БелГУ, 2007.
3. Иванец Г.И. Конституционное право России /И.В.Калинский, В.И.Червонюк// энциклопедический словарь. М., Юрид. лит. 2008.
4. Кокотов А.Н Конституционное право России /А.Н.Кокотов, М.И.Кукушкин//М., Юристъ, 2009.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2006. С.190; Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2008. С.214.
6. Макарейко Н.В. Административное право: конспект лекций. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2009
7. Малько А.В. Правовые режимы в Российском Законодательстве /А.В. Малько, О.С. Родионов// “Журнал российского права”, 2011. № 9.
8. Миндзаев М.А. Экологическое право как элемент механизма управления качеством окружающей природной среды. // Бюллетень ВИУ, № 10. Владикавказ. 2003.
9. Правовой режим законности: теория и история. // Правоведение, 2011, №5.
10. Теория государства и права. Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М., 2009.
11. Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М., 2007.
12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.,2010.