Правовой режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретико-правовой анализ категории «правовой режим», лежащей в основе формирования механизмов правового регулирования общественных отношений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение правового режима как правовой категории;
- определение места и роли правового режима в правовом регулировании;
- характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Фед

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… 3
1. Правовой режим как правовая категория………………………………….… 5
1.1. Понятие и признаки правового режима…………………………………… 5
1.2. Общая характеристика правового режима………………………...………. 8
2. Роль правового режима в правовом регулировании…………………..…... 12
1.1. Понятие, признаки и виды правовых средств………………………...…. 12
1.2. Механизм правового регулирования: понятие
и основные элементы……...………………………………………………..….. 14
1.3. Место правового режима в системе правового регулирования………… 16
3. Характеристика правовых режимов в отдельных отраслях законодательства Российской Федерации……………………………..…...…. 23
3.1. Правовой режим в конституционном праве…………………………..…. 23
3.2. Правовой режим в административном праве………………………...….. 26
Заключение…………………………………………………………………….... 31
Список использованных источников и литературы………………………….. 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 63.51 Кб (Скачать файл)

Разновидностью режима исключений, применяемых в регулировании  конституционный отношений, является режим, основанный на широком применении законодателем такого технико-юридического приема, как "исчерпывающий перечень". Путем установления исчерпывающего перечня оказывается возможным  достигнуть высокой степени точности в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки поведения  участников регулируемых отношений, исключить  неопределенность в регулировании (например, споры о компетенции  и т.п.). Такая разновидность режима регулирования используется, в частности, при определении исключительной компетенции Федерации, полномочий органов государственной власти, других конституционных органов, в  иных случаях.

Например, Федеральный конституционный  закон от 30 января 2002 г. "О военном  положении" в ст. 7 закрепляет исчерпывающий (закрытый) перечень мер, применяемых  на территории, на которой введено  военное положение [5].

 

3.2. Правовой режим в административном праве

 

Административное право  отличается от других отраслей права  предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе практической реализации государственного управления.

Административное право  как отрасль публичного права  определяется, прежде всего, своим предметом, т.е. системой государственно-управленческих отношений.

Охрана любого объекта  предполагает установление для этой цели определенного порядка и  правил, которые в совокупности своей  принято называть режимом. Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий  режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий.

Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан  и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок  реализации ими прав и законных интересов  в определенных ситуациях в сфере  публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка  и общественной безопасности, специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов  государственного управления.

В данном случае правовому режиму присущи следующие признаки [6]:

- правовое регулирование  целенаправленно осуществляется  в интересах определенного объекта,  предмета или процесса – носителя  правового режима; в правовых  актах закрепляется определенное  правовое состояние объекта или  процесса, отличное от иных участков  правовой действительности и  выражающийся в устойчивых взаимосвязях  носителя режима с иными социальными  объектами;

- устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти;

- регламентируются, в основном, нормами административного права;

- закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;

- вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности;

- широко применяются административные методы воздействия;

- вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией;

- нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.

 

Административно-правовые режимы назначаются [6]:

- для бесперебойного функционирования объектов, представляющих повышенную общественную опасность или имеющих важное государственное значение

- определения порядка реализации прав и обязанностей на территориях, где проводятся специальные противопожарные, санитарные, природоохранные и иные мероприятия;

- установления особых правил пользования объектами, представляющими повышенную опасность или содержащими сведения, отнесенными к государственной тайне;

- обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайного режима;

- создание условий для эффективной, правомерной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

По степени принадлежности режимов к обеспечению национальной безопасности существуют:

- режимы обеспечения безопасности государства государственной тайны, режим административно-территориального образования,

- режим исключительной экономической зоны, Государственной границы, пограничного режима, режима въезда в РФ и др.

- режимы обеспечения безопасности государства и общественного порядка (пребывания иностранных граждан на территории РФ);

- режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и ядовитых веществ радиоактивных изотопов, наркотических веществ – разрешительные режимы; паспортно-визовый режим);

- административно-правовые режимы, направленные на достижение целей в иных отраслях управления (таможенный режим, санитарный режим, режимы труда и отдыха и др.);

- комплексные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемий, эпизоотии, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).

В зависимости от субъекта установления разделяют [6]:

- федеральные режимы (устанавливаемые, регулируемые федеральными органами государственной власти);

- региональные режимы (устанавливаемые, регулируемые органами государственной власти субъектов РФ);

- местные (муниципальные) режимы (устанавливаемые, регулируемые органами местного самоуправления).

По времени действия режимы различают [6]:

- постоянные (действуют непрерывно);

- временные (действуют при наступлении определенных юридических фактов) режимы.

В зависимости от объекта  – носителя режима:

- территориальные режимы (карантина, эпидемии, чрезвычайного положения, военного положения, исключительной экономической зоны и др.);

- объектные режимы (режим лесовосстановительных полос, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режим изоляторов временного содержания);

- режим организаций (режим атомной электростанции, военного объекта, исправительно-трудового учреждения);

- режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оборота оружия, взрывчатых, ядовитых, наркотических веществ, государственной тайны, паспортно-визовый режим);

- функциональные режимы (противопожарный режим, таможенный режим, режим контртеррористической операции и др.).

Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция, федеральные  законы, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении можно отметить, что правовые режимы различны, как  сами в целом, так и внутри каждой отрасли. Правовой режим призван  обеспечить наступление желаемого  социального эффекта, состояния, показывая  путь к подобному результату и  способ, ведущий к нему. В правовых режимах не должно быть избыточности государственного ресурса, одновременно его дефицита.

Временами правовой режим  наделяется двойственным характером, поскольку состоит из двух самостоятельных, хотя и близких по смыслу, комплексов правил. В то же время это единая конструкция, складывающаяся в специфический, самостоятельный правовой режим. Правовой режим выходит далеко за пределы  нормативно-правового акта, закрепляющего  только его нормативную основу. Законы, указы, постановления являются лишь частью правового режима, его структурным  элементом, а закрепленность в законодательстве - только одна из характеристик этой категории. Можно говорить о том, что правовой режим - это переходное, связующее звено между содержанием  и формой права.

В целом мы имеем достаточно развитую систему правовых режимов  в российском законодательстве, хотя полностью она еще не упорядочена. Но тенденции к формированию единой и четкой структуры уже прослеживаются. Следовательно, не только устойчивость правовых режимов, но и их изменчивость, развитие, совершенствование укрепляют  правопорядок, стабильность, управляемость  в обществе, направлены на защиту интересов  государства и личности.

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Алексеев С.С. Теория права. М., 2005.

2. Бахрад Д.Н. Административное право: учебник 2007. Учебник для вузов. М. НОРМА, 2010.Борисов Г.А. Теория государства и права : учебник Белгород : Изд-во БелГУ, 2007.

3. Иванец Г.И. Конституционное право России /И.В.Калинский, В.И.Червонюк// энциклопедический словарь. М., Юрид. лит. 2008.

4. Кокотов А.Н Конституционное право России /А.Н.Кокотов, М.И.Кукушкин//М., Юристъ, 2009.

5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2006. С.190; Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2008. С.214.

6. Макарейко Н.В. Административное право: конспект лекций. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2009

7. Малько А.В. Правовые режимы в Российском Законодательстве /А.В. Малько, О.С. Родионов// “Журнал российского права”, 2011. № 9.

8. Миндзаев М.А. Экологическое право как элемент механизма управления качеством окружающей природной среды. // Бюллетень ВИУ,  № 10. Владикавказ. 2003.

9. Правовой режим законности: теория и история. //  Правоведение, 2011, №5.

10. Теория государства и права. Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М., 2009.

11. Теория государства и права / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М., 2007.

12. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.,2010.


Информация о работе Правовой режим