Правовой статус Министерства юстиции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы заключается в том, что современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует
Происходящие в последнее время в общественной жизни страны перемены и реформирование государства, коренным образом изменяют значение и роль органов юстиции. Сегодня Министерство юстиции реально участвует в этом процессе. Единое правовое пространство, составляющее правовую основу социально-экономических преобразований, должен обеспечивать мощный централизованный государственный орган в сфере юстиции – это Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

Содержание работы

Введение
1. История и современность Министерства Юстиции России.
2. Министерство юстиции РФ как орган исполнительной власти
2.1. Правовой статус и организация органов Министерства юстиции РФ
2.2. Полномочия Министерства юстиции РФ
3. Правовое положение территориальных органов юстиции.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение

1. История и современность Министерства Юстиции России.

2. Министерство юстиции  РФ как орган исполнительной  власти

    2.1. Правовой статус  и организация органов Министерства юстиции РФ

    2.2. Полномочия Министерства юстиции РФ

3. Правовое положение  территориальных органов юстиции.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной работе рассматривается тема «Правовой статус Министерства юстиции РФ».

Актуальность этой темы заключается в том, что современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует

Происходящие в последнее время в общественной жизни страны перемены и реформирование государства, коренным образом изменяют значение и роль органов юстиции. Сегодня Министерство юстиции реально участвует в этом процессе. Единое правовое пространство, составляющее правовую основу социально-экономических преобразований, должен обеспечивать мощный централизованный государственный орган в сфере юстиции – это Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

В настоящее время существенно возросла роль Министерства юстиции РФ и его территориальных органов в процессе становления и развития гражданского общества. Усиление роли Минюста России, в данном случае, напрямую связано с государственной регистрацией общественных и религиозных объединений и контролем за соответствием их деятельности российскому законодательству и заявленным уставным целям. Перед Министерством юстиции РФ и его территориальными органами в субъектах, в настоящее время, стоит важнейшая задача по обеспечению выполнения требований Конституции РФ и российского законодательства, о запрете на создание и деятельность экстремистских общественных и религиозных объединений.

Минюст РФ как орган исполнительной власти, является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образован в соответствии с законодательством, наделен правом выступать по поручению государства, призван в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять, в пределах своей компетенции, повседневное оперативное руководство.

Целью курсовой работы является исследование основ правового статуса Министерства юстиции и его территориальных органов.

В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

  • Проанализировать историю становления и развития Министерства юстиции в России.
  • Раскрыть правовой статус органов Минюста РФ.
  • Изучить структуру органов Минюста современной России.
  • Разобраться в задачах и функциях Министерства юстиции РФ.
  • Выяснить место территориальных органов юстиции в системе федеральных органов исполнительной власти.

 

Объектом исследования является Министерство юстиции РФ и его территориальные органы.

Предметом исследования является нормативная база, регламентирующая деятельность Министерства юстиции РФ.

При подготовке курсовой работы были использованы нормы российского права, исследования и учебная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История и современность Министерства Юстиции России

Слово "юстиция" латинского происхождения означающее справедливость, законность, право; под этим словом изначально понимается деятельность суда, всей совокупности судебных учреждений, в целом судебного ведомства.

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.1

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19  века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.

 

 

 

________________

     1.См.: История государства и права России: учеб. / Клеандрова В.М., под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд., 2008. - 175-176, 183, 201 с.

В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.

С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения  Министерства внутренних дел  в ведение Министерства юстиции  было передано Главное тюремное  управление.

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства.  До 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило свои функции: 1995 год стал годом изменения статуса и значимости органов российской юстиции на важнейших направлениях правоохранительной деятельности в вопросах защиты прав и законных интересов граждан. Продолжением преобразований органов юстиции на современном этапе явился ряд принятых нормативных актов, существенно расширивших функции Министерства юстиции. Это - Постановления Правительства РФ № 550 «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации» от 3 июня 1995 года и «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 24 июля 1997 года № 930, Указ Президента Российской Федерации № 642 «О мерах по развитию органов юстиции РФ» от 2 мая 1996 года.2

На Министерство юстиции Российской Федерации были возложены функции проведения юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, а в 1996 году - юридической экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ; контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации; реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности.3

В 1997 году началось формирование службы судебных приставов Минюста и силовой структуры по охране установленного порядка деятельности судов, которое длилось в течение года.

 

________________

   2. См: Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб - М. Былина, 2001. – 108с.

   3. См: Бобров В.К. Органы юстиции Российской Федерации сегодня : учеб - В.К. Бобров. 2002. №10. – 33с.

В 1998 года Министерство приступило к созданию системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом же году ему была передана пенитенциарная система.

Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.

Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.4

Информация о работе Правовой статус Министерства юстиции РФ