Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 07:32, курсовая работа
Актуальность этой темы заключается в том, что современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует
Происходящие в последнее время в общественной жизни страны перемены и реформирование государства, коренным образом изменяют значение и роль органов юстиции. Сегодня Министерство юстиции реально участвует в этом процессе. Единое правовое пространство, составляющее правовую основу социально-экономических преобразований, должен обеспечивать мощный централизованный государственный орган в сфере юстиции – это Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.
Введение
1. История и современность Министерства Юстиции России.
2. Министерство юстиции РФ как орган исполнительной власти
2.1. Правовой статус и организация органов Министерства юстиции РФ
2.2. Полномочия Министерства юстиции РФ
3. Правовое положение территориальных органов юстиции.
Заключение
Литература
Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.
На всех этапах развития Российского государства Минюст выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.
________________
4. См.: Кондрашов Б.П. Служба судебных приставов: история и современность : учеб / Б.П. Кондрашов. - Журнал российского права. – 2003. - №2. – 14-15 с.
2. Министерство юстиции РФ как орган исполнительной власти
2. 1. Правовое положение и организация органов Министерства юстиции РФ.
Сегодня Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.5
Минюст России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, счета, в том числе валютные, в банках Российской Федерации и органах федерального казначейства.
_______________________
5. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313 “Положение о Министерстве Юстиции Российской Федерации”, справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г. – п.1.
Правовой основой организации системы органов Минюста является Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ.
Система органов юстиции обладает внутренними системообразующими свойствами, единством целей, задач, функций, принципами организации.
Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии
государственной политики в
2) нормативно-правовое
3) обеспечение в пределах
своих полномочий защиты прав
и свобод человека и
4) обеспечение деятельности
Уполномоченного Российской
5) организация деятельности
по государственной
6) осуществление контроля
и надзора в сфере адвокатуры
и нотариата, а также в сфере
государственной регистрации
_______________________
6. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313 “Положение о Министерстве Юстиции Российской Федерации”, справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г. – п.3.
Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами РФ, а также настоящим Положением.
Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Возглавляет министерство в настоящее время (с 12 мая 2008 года) Александр Владимирович Коновалов.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр юстиции вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции. Подписывает в установленном порядке международные договоры РФ о правовой помощи по гражданским, уголовным, семейным делам, принимает решения о создании подразделений специального назначения для выполнения задач, стоящих перед органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. Присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и Положением о Минюсте России.
В подчинении министра 7 заместителей, в качестве совещательного органа при нем действует коллегия, куда помимо Министра входят и его заместители, руководящие работники системы Минюста России, а также иные специалисты в сфере юстиции. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минюста России, которые реализуются приказами и распоряжениями Министра.
Заместители Министра, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Количество заместителей Министра устанавливается Президентом РФ.
Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.
Центральный аппарат:
Подведомственные федеральные службы (органы исполнительной власти):
- осуществляет правоприменительные функции,
- функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых,
- функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране,
- функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.8
В подчинении службы находятся все места лишения свободы России.
Осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.9
_______________________
7. http://www.minjust.ru - Организационная структура Министерства юстиции РФ.
8. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г. – п.1.
9. Положение о Федеральной службе судебных приставов (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316), справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г. – п.1.
До 12 мая 2008г. подведомственной федеральной службой Министерства юстиции была и Федеральная регистрационная служба, но в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 №724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти": Установить, что в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации находятся Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему министерства. В субъектах РФ действуют министерства республик, управления (отделы) юстиции краев, областей и других субъектов РФ, возглавляемые соответственно министрами и начальниками управлений.
В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, судебно-экспертные учреждения, «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения», «Государственные юридические бюро»
При Минюсте России функционирует Российская правовая академия, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации (НЦПИ).
Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями. В России проходят весьма динамичные процессы реформирования и становления органов юстиции, и, по мнению исследователей, они еще не завершены.
2.2. Полномочия Министерства юстиции РФ.
Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.10
Основные полномочия Минюста РФ:
1. Обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства Российской Ф, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
2. Участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;
3. Проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства Российской Федерации;
4. Проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;
5. Производится государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. Предусмотрена также обязательность официального опубликования таких актов.
________________
10. См: Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - 2001. – 223с.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий. Считаются не действительными и поэтому не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.11