Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 07:32, курсовая работа
Актуальность этой темы заключается в том, что современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует
Происходящие в последнее время в общественной жизни страны перемены и реформирование государства, коренным образом изменяют значение и роль органов юстиции. Сегодня Министерство юстиции реально участвует в этом процессе. Единое правовое пространство, составляющее правовую основу социально-экономических преобразований, должен обеспечивать мощный централизованный государственный орган в сфере юстиции – это Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.
Введение
1. История и современность Министерства Юстиции России.
2. Министерство юстиции РФ как орган исполнительной власти
2.1. Правовой статус и организация органов Министерства юстиции РФ
2.2. Полномочия Министерства юстиции РФ
3. Правовое положение территориальных органов юстиции.
Заключение
Литература
Решения о государственной регистрации некоммерческих организаций принимаются в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Минюст России, его органы, учреждения и организации образуют единую систему юстиции. Система юстиции Российской Федерации представляет собой сложный, динамично развивающийся объект, имеющий трехуровневую структуру (федеральный, региональный, районный). Его статус в настоящее время определяется Положением о Министерстве юстиции РФ.
В данный момент параллельно функционируют, помимо управления Министерства юстиции в каждом субъекте, управление исполнения наказаний, Загсы, бюро судебных экспертиз, органы нотариата и адвокатуры.
Главным итогом организационной деятельности центрального аппарата и территориальных органов юстиции стало образование соответствующих структурных подразделений в федеральных управлениях и территориальных органах Минюста России, что явилось необходимым условием повышения эффективности их работы.
Но до сих пор не принят федеральный закон, регулирующий деятельность Министерства юстиции и его территориальных органов. Нормативная база территориальных органов Министерства юстиции состоит из многочисленных подзаконных актов. Например, количество положений об Управлении Министерства юстиции в каждом субъекте соответствует количеству субъектов РФ. В законе обязательно надо будет закрепить статус территориального органа Министерства юстиции и четко прописать полномочия, вытекающие из сотрудничества подразделений, входящих в его состав. Это позволит более эффективно контролировать исполнение возложенных на территориальный орган Министерства юстиции задач и будет способствовать сохранению единого правового пространства страны.
Заключение.
В своей работе я попыталась раскрыть правовой статус Министерства юстиции РФ, какими основными законодательными актами пользуется при исполнении своих обязанностей, его функции и задачи.
Функции органов юстиции настолько разнообразны, что затрагивают, если не все, то большинство сторон нашей жизни. Они призваны соблюдать права человека и гражданина, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, его свободы, защищать их от неправомерного вмешательства. Деятельность органов юстиции РФ, призвана способствовать безусловному исполнению закона в сфере исполнительного производства, а также дальнейшему развитию в стране гражданско-правовых отношений.
История Министерства юстиции не отделима от российской, прошла огромный путь, у нас есть кем и чем гордиться, и что передать поколению.
Правовой основой организации системы органов Минюста является Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ.
Структурно Минюст РФ включает управления, отделы, другие структурные подразделения, руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупные - заместители Министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Территориальные органы Минюста России являются одним из ключевых звеньев системы исполнительных органов власти, способствующих усилению ее в регионах, а также реализации принципа конституционной законности, выполняющих функции большого политического и экономического значения. В целях обеспечения единства правового пространства, проводится правовая экспертиза на соответствие Конституции РФ и федеральному законодательству нормативных правовых актов субъектов РФ.
Минюстом России, с участием профессионального сообщества, вводится работа по подготовке концепции реформирования системы профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, с учётом необходимости повышения качества такой помощи, ее доступности, создания современной единой системы правовой помощи, отвечающей потребностям общества. Разработаны проекты федеральных законов «О бесплатной юридической помощи в РФ», и о внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием этого Федерального закона.
Минюстом России разработаны Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые 4 мая 2011 г., утверждены Президентом РФ Д.А. Медведевым.
Реализуются в значительном объёме мероприятия в сфере международного сотрудничества Минюста России. Подписаны межправительственные соглашения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества, также межгосударственный договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
В XXI веке престиж Министерства юстиции будет неуклонно возрастать, потому что оно строит гражданское общество на общечеловеческих ценностях - принципах мира, гуманизма, законности, добрососедства и справедливости.
В настоящее время, Россия отходит от старых принципов и понемногу продвигается к тому, чтобы наше общество стало действительно правовым. Мы сами видим и чувствуем эти перемены. Этот путь тернист, но я думаю, что, пройдя через все испытания и время, мы к нему придем.
Литература:
а) Нормативно-правовые документы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Указ Президента РФ от 13 октября 2004г. №1313 “Положение о Министерстве Юстиции Российской Федерации”, справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.
3. Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.
4. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.
5. Указ Президента РФ от 13 октября 2004г. №1316 “Положение о Федеральной службе судебных приставов”, справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.
6. Приказ Минюста РФ от 14 декабря 2006г. № 363 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу», справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.
7. Положение о Главном управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утверждено приказом Минюста России от 21.05.2009 №146, справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.
8. Федеральный закон РФ от 2 апреля 2012г. N 28 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.
9. Указ Президента РФ от 12.05.2008 №724 (ред. от 27.08.2010)"Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.
10. Указ Президента РФ от 10.08.2000 №1486 (ред. от 18.01.2010)
"О дополнительных мерах
по обеспечению единства
11. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012), справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.
12. http://www.minjust.ru
б) Основная литература:
1. Клеандрова В.М. История государства и права России: учеб., под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд., 2008. - 175-176, 183, 201 с.
2. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: учеб - М. Былина, 2001. – 108с.
3. Бобров В.К. Органы юстиции Российской Федерации сегодня:
учеб. - 2002. №10. – 33с.
4. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. - 2001. – 223с.
5. Кондрашов Б.П. Служба судебных приставов: история и современность : учеб / Б.П. Кондрашов. - Журнал российского права. – 2003. - №2. – 14-15 с.
6. Вологин В.М., Костин Г.В. Совершенствование федерального законодательства, регулирующего деятельность Министерства юстиции РФ и его территориальных органов в сфере нормотворчества/Бюллетень министерства юстиции РФ. - 2001. № 5 - 40с.
7. Ельцов Н.С. К вопросу о статусе территориальных органов юстиции/Бюллетень министерства юстиции. 2002. № 4 – 34с.