Правовой статус Министерства юстиции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы заключается в том, что современный этап развития Российской Федерации как правового государства требует
Происходящие в последнее время в общественной жизни страны перемены и реформирование государства, коренным образом изменяют значение и роль органов юстиции. Сегодня Министерство юстиции реально участвует в этом процессе. Единое правовое пространство, составляющее правовую основу социально-экономических преобразований, должен обеспечивать мощный централизованный государственный орган в сфере юстиции – это Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

Содержание работы

Введение
1. История и современность Министерства Юстиции России.
2. Министерство юстиции РФ как орган исполнительной власти
2.1. Правовой статус и организация органов Министерства юстиции РФ
2.2. Полномочия Министерства юстиции РФ
3. Правовое положение территориальных органов юстиции.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.58 Кб (Скачать файл)

6. Ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7. Проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;

8. Осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

9. Проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации, ведет государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации;

 

 

 

 

 

_______________________

     11. Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г. – п.10.

10. Осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, заключенных органами государственной власти субъектов РФ;

11. Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в РФ, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;

12. Представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

13. Принимает в порядке, установленном законодательством РФ, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц. Принимает решения о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ РФ, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций. Осуществляет контроль над их деятельностью, а также за соблюдением ими законодательства РФ;

14. Осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

15. Открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

16. Организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;

17. Направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы и иные документы по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы, в государства их гражданства или постоянного проживания в соответствии с международными договорами РФ. Получает от иностранных государств или их компетентных органов аналогичные запросы и документы и рассматривает их в установленном порядке;

18. Принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

19. Осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб;

20. Подготавливает ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах;

21. Организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов, в том числе профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

22. Выдает в соответствии с законодательством РФ разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций;

23. Организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством РФ защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

24. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

25. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.12

Таким образом, современное Министерство юстиции - многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________

     12. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313 “Положение о Министерстве Юстиции Российской Федерации”, справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г. – раздел 2.

3. Правовое положение  территориальных органов юстиции.

Конституция РФ ст.78 устанавливает единую систему федеральной исполнительной власти, предусматривающую возможность федеральным органом исполнительной власти, для осуществления своих полномочий, создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Обеспечение единства правового пространства невозможно без создания централизованной системы органов юстиции, подчиненных по вертикали Министерству юстиции.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

Перед территориальными органами Минюста России в субъектах Федерации ставятся задачи по реализации государственной политики в сфере юстиции, обеспечению прав и законных интересов личности и государства, обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнения актов судебных и других органов.

В рамках деятельности по обеспечению конституционной законности и единства правового пространства в Российской Федерации они участвуют в установленном порядке в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта РФ, осуществляют контроль за законностью издаваемых органами государственной власти субъекта РФ правовых актов нормативного характера; ведут федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта РФ; проводят юридическую экспертизу законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.13

 

 

 

 

 

_____________________

     13. См.: Вологин В.М., Костин Г.В. Совершенствование федерального законодательства, регулирующего деятельность Министерства юстиции РФ и его территориальных органов в сфере нормотворчества /Бюллетень министерства юстиции РФ.- 2001. № 5 – 40с.

Одна из задач, решаемых сегодня органами юстиции - способствовать формированию подлинной многопартийности, организационному становлению партий при соблюдении действующего законодательства. Это особенно важно в связи с принятием Федерального закона «О политических партиях».

Территориальными органами юстиции в субъектах Федерации осуществляется необходимая организационная работа по государственной регистрации, а также контролю за соблюдением ими законодательства Российской Федерации и соответствием деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным их уставом.

По новому Федеральному закону РФ от 2 апреля 2012 г. №28 "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"  в Минюсте РФ уже зарегистрировались две новые партии: 28 апреля 2012 года - «Демократическая партия России», которая стала первой, зарегистрировавшейся по новому законодательству.

5 мая 2012 года Минюст России  «особым порядком» восстановил  регистрацию «Республиканской партии России», 10 мая представители партии в Минюсте получили соответствующее свидетельство о восстановлении государственной регистрации.

Главное управление Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации  является территориальным органом Минюста России. В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России, а также настоящим Положением.

Главное управление Минюста РФ по Хабаровскому краю и    Еврейской автономной области, является территориальным органом Министерства юстиции, реализует свои полномочия в соответствии с  Положением об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 21.05.2009 № 147

Деятельность Главного управления:

1.   Контроль и надзор в сфере нотариата,

2. Контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния,

3.   Исполнение международных обязательств Российской Федерации,

4. Апостиль — специальный штамп, который в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года ставится на официальных документах государств. Согласно пятой статье Гаагской конвенции, апостиль удостоверяет «подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ».

В настоящее время право проставления апостилей предоставлено нескольким органам, в том числе и Минюсту России:

Министерство юстиции РФ — проставляет апостили на официальные документы, подлежащие вывозу за границу, исходящие от федеральных органов государственной власти, физических и юридических лиц, нотариально удостоверенные в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Территориальные органы Министерства юстиции РФ — проставляют апостили на официальные документы, исходящие от территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нотариусов, органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.14

 

 

______________________

     14. Приказ Минюста  РФ от 14 декабря 2006 г. № 363 «Об утверждении  Административного регламента исполнения  Федеральной регистрационной службой  государственной функции по проставлению  апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу», справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.

5. Контроль и надзор в сфере адвокатуры,

6. Обеспечение единства правового пространства.

7. Борьба с коррупцией

8. Оказание юридической помощи

9. Деятельность в сфере регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций:

Законодательством РФ территориальные органы Министерства юстиции РФ наделены полномочиями по принятию решения о государственной регистрации региональных отделений, политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений. Местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ, религиозных учреждений и организаций, а также иных некоммерческих организаций, за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций.15

Территориальные органы Минюста России исполняют указанную государственную функцию в отношении некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" – это общественные и религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов РФ, казачьи общества.

Исключение составляют: потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, органы государственной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения. 

_________________    

  15. Положение о Главном управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утверждено приказом Минюста России от 21.05.2009 №146, справочно-правовая система "Консультант Плюс" 2012г.

Информация о работе Правовой статус Министерства юстиции РФ