Правовые проблемы деятельности мировых судей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования заключается в проведении комплексного исследовании института мировых судей в Российской Федерации, проблем его деятельности, а также обозначения основных направлений совершенствования деятельности указанного института.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
- исследовать понятие, особенности и значение института мировых судей в Российской Федерации;
- проанализировать правовые основы института мировой юстиции;
- обозначить проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации;
- рассмотреть правовое совершенствование функционирования института мировых судей на примере Забайкальского края.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа текст.docx

— 93.89 Кб (Скачать файл)

Введение

Произошедшие в Российской Федерации кардинальные изменения  политических и социально-экономических  отношений предопределили проведение судебной реформы, позволившей реализовать идею максимального доступа граждан к правосудию путем учреждения института мировых судей, а закрепление за субъектами Российской Федерации полномочий формировать региональную судебную власть явилось важным и ответственным шагом в развитии института мировой юстиции в Российской Федерации.

 Однако воссозданный  в наши дни институт мировых  судей находится в стадии становления.  Это предполагает изучение и  обобщение практики его функционирования, анализ теоретических и организационных  проблем совершенствования деятельности. В их числе следует назвать вопрос несовершенства действующего законодательства, регулирующего деятельность мировых судей, в котором не только присутствуют противоречия норм права, но и не совсем четко прописаны некоторые положения правоприменительного характера.

Актуальность темы исследования заключается в исследовании проблем, выявившиеся с началом деятельности мировых судей: недостатки в организационно-правовом обеспечении деятельности участков мировых судов, уточнении статуса мировых судей, их территориальной организации, разработке единого подхода к организационному обеспечению мировых судей. Нуждаются в изучении и разграничении полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования мировой юстиции. Так же имеют место быть проблемы в области процессуального законодательства, не отвечающего реалиям судебной  деятельности мировых судей.

Принятые нормы законодательства, определяющие принципы организации и деятельности этого государственного института, нуждаются в совершенствовании: в обсуждении и соответствующем законодательном разрешении.

Степень научной  разработанности проблемы. В связи с возрождением института мировых судей в Российской Федерации, и как следствие сопутствующих этому проблем правосудия, конституционных основ организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации становятся объектом научных интересов   ученых-правоведов. Это, прежде всего работы: В.В. Яркова, Н.А. Чичериной,  В.Н. Баландиной, А.А. Павлушиной,  В.А. Устюжанинова.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности мирового суда как самостоятельного государственного института в судебной системе РФ.

Предметом исследования  являются нормативные правовые акты Российской Федерации и Субъектов Российской Федерации, регулирующие общественные отношения, связанные с установлением правовых основ статуса и организационного обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации.

Цель курсового исследования заключается в проведении комплексного исследовании института мировых судей в Российской Федерации, проблем его деятельности, а также обозначения основных направлений совершенствования деятельности указанного института.

Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:

- исследовать понятие, особенности и значение института мировых судей в Российской Федерации;

           -  проанализировать правовые основы института мировой юстиции;

           - обозначить проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации;

            - рассмотреть правовое совершенствование функционирования  института мировых  судей на примере Забайкальского края.

Методологическая  основа. В основу исследования работы по теме положены следующие методы: общенаучный, специально-юридический исторический, сравнительно - правовой и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

 Теоретическая  основа курсовой работы складывается из  трудов следующих ученых: В.Лебедева, А.А. Смыкалина, М.М. Курманова и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ МИРОВЫХ  СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО  ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

1.1 Понятие, особенности  и значение института мировых  судей в Российской Федерации

 

Институт мировой юстиции в России был упразднен Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. № 11, согласно которому, мировые суды были заменены на местные.

Возрождение института мировых  судей было вызвано необходимостью облегчения доступа населения к  правосудию, воплощения идеи судебного  федерализма, разгрузки районных судов  и повышения оперативности судопроизводства.

Впервые о необходимости  возрождения в России мировых  судей было обозначено в Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г2. При рассмотрении различных научных источников, мы определили, что у авторов данного решения были противники, ссылавшиеся на то, что институт мировых судей характерен для прецедентной или не вполне сформировавшейся правовой системы государства. По их мнению, этот институт не востребован временем, а проблему перегруженности судов можно решить путем простого увеличения числа судей районных судов 3.

Так В.Н. Баландин отмечает, что: «Создание дополнительного  звена в системе судов общей  юрисдикции повлекло за собой значительные материальные затраты, что введение института мировых судей не соответствует  действующей судебной системе, а  его создание является бессмысленным  и нецелесообразным и в дальнейшем приведет к удалению из правосудия «народного правосознания»4.

В противовес данной позиции  ряд авторов подтверждает необходимость  возрождения института мировых  судей в России, следующие доводы.

 В.С. Устюжанинов утверждает, что «Мировые судьи обеспечивают  россиянам надежную судебную  защиту в связи с их близостью  к населению, в том числе  в условиях особой географической  обстановки, серьезно ограничивающих  реальную возможность обратиться  в суд за защитой своих прав  и свобод (огромные расстояния, суровые  климатические условия и др.)»5.

Положительную сторону рассмотрения мировыми судами дел  определенной категории выделяет в своих работах В.Л. Лебедев: «Несложные малозначительные дела должны быть сосредоточены у судей, специализирующихся на рассмотрении подобной категории дел. Правосудие территориально приблизится к населению, позволит судьям оперативно рассматривать дела, облегчит для граждан доступ к правосудию, создаст условия для нормальной, творческой и ответственной работы судей, что, несомненно, должно повлиять на качество отправления правосудия»6

Но, несмотря на разногласия Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1 – ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»7 (далее – Закон «О судебной системе») закрепил институт мировых судей в отечественной судебной системе.

 В действующем законодательстве определение термина «мировой судья» сформулировано посредством статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»8 (далее -  Закон «О мировых судьях»).

Данная норма устанавливает, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации.

В юридической литературе, в большинстве случаев, под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами.9

Мировые судьи осуществляют свою деятельность только единолично и в пределах судебных участков, которые создаются и  упраздняются законами субъектов Федерации, например статьей 15 Закона Забайкальского края «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Забайкальском крае» от 06 ноября 2012 года №739-ЗЗК 10.

Особенность института мировых судей состоит в том, что мировые судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территории закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда.

В соответствии с законодательством  на мировых судей возлагаются  обязанности, единые для всех судей  России осуществлять правосудие, точно  и неукоснительно соблюдая требования Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, материальных и процессуальных законов, не допускать в своей судебной деятельности и вне ее поступков, несовместимых с высоким званием представителя судебной власти. 

Процедура судебного разбирательства у мировых судей регламентирована следующими нормами: частью 4 статьи 30 «Состав суда», статьей 31 «Подсудность дел мировому судье»,  Разделом XI «Особенности производства у мирового судьи» и др. статьями  Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации от 18 октября 2001 года № 174-ФЗ11.

Статьей «Законодательство о гражданском судопроизводстве», статьей 16 «Основания для отвода мирового судьи», статьей 23 «Гражданские дела, подсудные мировому судье» и др. статьями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ12.

 Статьей 22.1 «Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», др. статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ13

 Кодексы достаточно четко прописывают участников, сроки, процессуальный порядок и оформление всего судебного разбирательства, а также виды и порядок принятия решений мировым судьей по уголовным, гражданским и административным делам. Мировой судья рассматривает дела единолично.

Мировой суд может выступать  также в качестве «вышестоящей»  судебной инстанции при пересмотре своих же собственных решений  по гражданским делам в связи  с вновь открывшимися обстоятельствами. На мировых судей распространяются установленные законодательством Российской Федерации гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.

Вопросы, связанные с определением границ участков, на которые должна распространятся деятельность конкретных мировых судей, выделением помещений для размещения мировых судей решает Субъект Российской Федерации, а точнее его законодательный орган.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность  населением соответствующего судебного  участка в порядке, установленном  законом субъекта Федерации.

Так статьей 56 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 125-ЗЗК «Устав Забайкальского края» (далее - Устав Забайкальского края)14 предусматривается, что мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Забайкальского края.

Институт  мировых судей в нашей стране является тем звеном судебной системы, который представляет собой судебный орган со следующими характерными  признаками: 

1. Мировой судья является  носителем судебной власти. Он  наделяется полномочиями осуществлять  правосудие, исполняя свои обязанности  на профессиональной основе, выступать  от имени судебной власти.

2. Мировой судья - судья  общей юрисдикции, т.е. относится  к судьям, которые рассматривают  и разрешают дела в порядке  гражданского, уголовного и административного  судопроизводства. Он является частью  судебной системы, судьей общей  юрисдикции, чьи решения обжалуются  в апелляционном, кассационном, надзорном  порядке.

3. Мировые судьи одновременно  признаются судьями субъектов  Российской  Федерации и судами  субъектов Российской Федерации.

4. Мировые судьи являются  элементом (звеном) единой судебной  системы Российской Федерации.  Данное положение закреплено  в статье 4 Закона «О судебной системе». 

Все судьи в Российской Федерации, в том числе мировой  судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией. Законодательное определение компетенции мировых судей позволяет говорить о разделении полномочий между районными судами, которые являются основным звеном судебной власти, и мировыми судьями.

Так в  отличие от федерального судьи мировой судья, согласно статье 3  Закона «О мировых судьях » рассматривает следующую категорию дел:

1) уголовные дела о  преступлениях, за совершение  которых максимальное наказание  не превышает трех лет лишения свободы;

2) дела о выдаче судебного  приказа;

3) дела о расторжении  брака, если между супругами  отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между  супругами совместно нажитого  имущества при цене иска, не  превышающей пятидесяти тысяч  рублей;

5) иные возникающие из  семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании  отцовства (материнства), об установлении  отцовства, о лишении родительских  прав, об ограничении родительских  прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам  о детях и дел о признании  брака недействительным;

Информация о работе Правовые проблемы деятельности мировых судей в РФ