Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:16, курсовая работа
Цель курсового исследования заключается в проведении комплексного исследовании института мировых судей в Российской Федерации, проблем его деятельности, а также обозначения основных направлений совершенствования деятельности указанного института.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
- исследовать понятие, особенности и значение института мировых судей в Российской Федерации;
- проанализировать правовые основы института мировой юстиции;
- обозначить проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации;
- рассмотреть правовое совершенствование функционирования института мировых судей на примере Забайкальского края.
Введение
Произошедшие в Российской Федерации кардинальные изменения политических и социально-экономических отношений предопределили проведение судебной реформы, позволившей реализовать идею максимального доступа граждан к правосудию путем учреждения института мировых судей, а закрепление за субъектами Российской Федерации полномочий формировать региональную судебную власть явилось важным и ответственным шагом в развитии института мировой юстиции в Российской Федерации.
Однако воссозданный
в наши дни институт мировых
судей находится в стадии
Актуальность темы исследования заключается в исследовании проблем, выявившиеся с началом деятельности мировых судей: недостатки в организационно-правовом обеспечении деятельности участков мировых судов, уточнении статуса мировых судей, их территориальной организации, разработке единого подхода к организационному обеспечению мировых судей. Нуждаются в изучении и разграничении полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере правового регулирования мировой юстиции. Так же имеют место быть проблемы в области процессуального законодательства, не отвечающего реалиям судебной деятельности мировых судей.
Принятые нормы
Степень научной разработанности проблемы. В связи с возрождением института мировых судей в Российской Федерации, и как следствие сопутствующих этому проблем правосудия, конституционных основ организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации становятся объектом научных интересов ученых-правоведов. Это, прежде всего работы: В.В. Яркова, Н.А. Чичериной, В.Н. Баландиной, А.А. Павлушиной, В.А. Устюжанинова.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности мирового суда как самостоятельного государственного института в судебной системе РФ.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации и Субъектов Российской Федерации, регулирующие общественные отношения, связанные с установлением правовых основ статуса и организационного обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации.
Цель курсового исследования заключается в проведении комплексного исследовании института мировых судей в Российской Федерации, проблем его деятельности, а также обозначения основных направлений совершенствования деятельности указанного института.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
- исследовать понятие, особенности и значение института мировых судей в Российской Федерации;
- проанализировать правовые основы института мировой юстиции;
- обозначить проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации;
- рассмотреть правовое совершенствование функционирования института мировых судей на примере Забайкальского края.
Методологическая основа. В основу исследования работы по теме положены следующие методы: общенаучный, специально-юридический исторический, сравнительно - правовой и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретическая основа курсовой работы складывается из трудов следующих ученых: В.Лебедева, А.А. Смыкалина, М.М. Курманова и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ МИРОВЫХ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1 Понятие, особенности и значение института мировых судей в Российской Федерации
Институт мировой юстиции в России был упразднен Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. № 11, согласно которому, мировые суды были заменены на местные.
Возрождение института мировых
судей было вызвано необходимостью
облегчения доступа населения к
правосудию, воплощения идеи судебного
федерализма, разгрузки районных судов
и повышения оперативности
Впервые о необходимости возрождения в России мировых судей было обозначено в Концепции судебной реформы в РСФСР 1991 г2. При рассмотрении различных научных источников, мы определили, что у авторов данного решения были противники, ссылавшиеся на то, что институт мировых судей характерен для прецедентной или не вполне сформировавшейся правовой системы государства. По их мнению, этот институт не востребован временем, а проблему перегруженности судов можно решить путем простого увеличения числа судей районных судов 3.
Так В.Н. Баландин отмечает, что: «Создание дополнительного звена в системе судов общей юрисдикции повлекло за собой значительные материальные затраты, что введение института мировых судей не соответствует действующей судебной системе, а его создание является бессмысленным и нецелесообразным и в дальнейшем приведет к удалению из правосудия «народного правосознания»4.
В противовес данной позиции ряд авторов подтверждает необходимость возрождения института мировых судей в России, следующие доводы.
В.С. Устюжанинов утверждает,
что «Мировые судьи
Положительную сторону рассмотрения мировыми судами дел определенной категории выделяет в своих работах В.Л. Лебедев: «Несложные малозначительные дела должны быть сосредоточены у судей, специализирующихся на рассмотрении подобной категории дел. Правосудие территориально приблизится к населению, позволит судьям оперативно рассматривать дела, облегчит для граждан доступ к правосудию, создаст условия для нормальной, творческой и ответственной работы судей, что, несомненно, должно повлиять на качество отправления правосудия»6.
Но, несмотря на разногласия Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1 – ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»7 (далее – Закон «О судебной системе») закрепил институт мировых судей в отечественной судебной системе.
В действующем законодательстве определение термина «мировой судья» сформулировано посредством статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»8 (далее - Закон «О мировых судьях»).
Данная норма устанавливает, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации.
В юридической литературе, в большинстве случаев, под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами.9
Мировые судьи осуществляют свою деятельность только единолично и в пределах судебных участков, которые создаются и упраздняются законами субъектов Федерации, например статьей 15 Закона Забайкальского края «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Забайкальском крае» от 06 ноября 2012 года №739-ЗЗК 10.
Особенность института мировых судей состоит в том, что мировые судьи действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территории закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с председателем областного или равного ему суда.
В соответствии с законодательством на мировых судей возлагаются обязанности, единые для всех судей России осуществлять правосудие, точно и неукоснительно соблюдая требования Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, материальных и процессуальных законов, не допускать в своей судебной деятельности и вне ее поступков, несовместимых с высоким званием представителя судебной власти.
Процедура судебного разбирательства у мировых судей регламентирована следующими нормами: частью 4 статьи 30 «Состав суда», статьей 31 «Подсудность дел мировому судье», Разделом XI «Особенности производства у мирового судьи» и др. статьями Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации от 18 октября 2001 года № 174-ФЗ11.
Статьей «Законодательство о гражданском судопроизводстве», статьей 16 «Основания для отвода мирового судьи», статьей 23 «Гражданские дела, подсудные мировому судье» и др. статьями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ12.
Статьей 22.1 «Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях», др. статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ13.
Кодексы достаточно четко прописывают участников, сроки, процессуальный порядок и оформление всего судебного разбирательства, а также виды и порядок принятия решений мировым судьей по уголовным, гражданским и административным делам. Мировой судья рассматривает дела единолично.
Мировой суд может выступать также в качестве «вышестоящей» судебной инстанции при пересмотре своих же собственных решений по гражданским делам в связи с вновь открывшимися обстоятельствами. На мировых судей распространяются установленные законодательством Российской Федерации гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты.
Вопросы, связанные с определением границ участков, на которые должна распространятся деятельность конкретных мировых судей, выделением помещений для размещения мировых судей решает Субъект Российской Федерации, а точнее его законодательный орган.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации.
Так статьей 56 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 125-ЗЗК «Устав Забайкальского края» (далее - Устав Забайкальского края)14 предусматривается, что мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Забайкальского края.
Институт мировых судей в нашей стране является тем звеном судебной системы, который представляет собой судебный орган со следующими характерными признаками:
1. Мировой судья является
носителем судебной власти. Он
наделяется полномочиями
2. Мировой судья - судья
общей юрисдикции, т.е. относится
к судьям, которые рассматривают
и разрешают дела в порядке
гражданского, уголовного и
3. Мировые судьи одновременно
признаются судьями субъектов
Российской Федерации и судами
субъектов Российской
4. Мировые судьи являются элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации. Данное положение закреплено в статье 4 Закона «О судебной системе».
Все судьи в Российской Федерации, в том числе мировой судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией. Законодательное определение компетенции мировых судей позволяет говорить о разделении полномочий между районными судами, которые являются основным звеном судебной власти, и мировыми судьями.
Так в отличие от федерального судьи мировой судья, согласно статье 3 Закона «О мировых судьях » рассматривает следующую категорию дел:
1) уголовные дела о
преступлениях, за совершение
которых максимальное
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
5) иные возникающие из
семейно-правовых отношений
Информация о работе Правовые проблемы деятельности мировых судей в РФ