Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:16, курсовая работа
Цель курсового исследования заключается в проведении комплексного исследовании института мировых судей в Российской Федерации, проблем его деятельности, а также обозначения основных направлений совершенствования деятельности указанного института.
Для достижения данной цели были поставлены следующие основные задачи:
- исследовать понятие, особенности и значение института мировых судей в Российской Федерации;
- проанализировать правовые основы института мировой юстиции;
- обозначить проблемы организации деятельности мировых судей в Российской Федерации;
- рассмотреть правовое совершенствование функционирования института мировых судей на примере Забайкальского края.
Департамент мировых судей осуществляет свою деятельность на основании Положения о Департаменте по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 20 апреля 2010 № 161 «Об утверждении Положения о Департаменте по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края»41 (далее – Положение «О Департаменте мировых судей»), согласно которому Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим отраслевое управление в области обеспечения деятельности мировых судей края.
Согласно статье 9 Положения
«О Департаменте мировых судей», Департамент
вносит проекты правовых актов в
Правительство края, Губернатору
края по вопросам, относящимся к
установленной сфере
Согласно Докладу «О результатах работы Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края за 2012 год» в 2012 году Департаментом проводилась работа по подготовке проектов законов края и подзаконных правовых актов. На постоянной основе проводился анализ деятельности мировых судей Забайкальского края с целью оптимизации нагрузки мировых судей, ведется работа по границам судебных участков. Так, результатом ежегодной работы Департамента является Закон Забайкальского края от 6 ноября 2012 г. № 739-ЗЗК «О внесении изменений в Статьи 7 и 8 Закона забайкальского края «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Забайкальском крае»42.
Данным Законом внесены
изменения в часть 3 статьи 6 Закона
края, уточнив полномочие Правительства
Забайкальского края по утверждению
норм возмещения мировым судьям только
командировочных расходов, за исключением
дополнительных расходов, связанных
с проживанием вне места
Принят Закон Забайкальского края от 10 октября 2012 № 701-ЗЗК «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Забайкальского края»44
Данным Законом Департамент
определен уполномоченным органом. В рамках полномочий
- Постановление Правительства Забайкальского края от 8 мая 2013 г. № 180 «О размерах и Порядке оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам на территории Забайкальского края в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание бесплатной юридической помощи»45,
- Постановление Правительства Забайкальского края от 15мая 2013 г. № 242 «О Порядке взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи на территории Забайкальского края»46.
Согласно Плану
Проект закона Забайкальского края «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Закона Забайкальского края «О создании должностей мировых судей и судебных участков в Забайкальском крае» подготовлен с целью уточнения границ территорий судебных участков Ингодинского и Черновского районов города Читы и перераспределения служебной нагрузки мировых судей указанных районов для создания условий для надлежащего отправления правосудия.
Проектом вносятся изменения по ранее неучтенным объектам, например, микрорайоны 3 и 9 не были охвачены подсудностью мировых судей Черновского района; уточняется нумерация объектов, а также вносятся соответствующие изменения адресов объектов недвижимости на основании распоряжений первого заместителя мэра города Читы.
Принятие закона Забайкальского края позволит четко определить подсудность судебных участков Ингодинского и Черновского районов г. Читы, что обеспечит создание благоприятных условий для реализации мировыми судьями конституционного права граждан на правосудие и повысить качество рассмотрения дел в установленные федеральным законодательством сроки.
Проект закона Забайкальского края «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О создании должностей мировых судей и судебных участков Забайкальского края» (в целях распределения нагрузки на мировых судей) и др.
Также в 2013году были внесены изменения в Закон Забайкальского края «О порядке назначения и деятельности мировых судей Забайкальского края» в части урегулирования вопросов возмещения командировочных расходов мировым судьям, установления норм материально-технического обеспечения их деятельности.
Внесены проекты постановлений Правительства Забайкальского края:
- «Об утверждении норм
возмещения командировочных
- «Об утверждении норм материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Забайкальского края».
В 2012 году резко увеличилось количество судебных экспертиз по определениям мировых судей. Оплата экспертам, переводчикам, свидетелям привлекаемым по гражданским и административным делам производится Департаментом за счет средств бюджета Забайкальского края. По уголовным делам оплату производит Управление Судебного Департамента по Забайкальскому краю.
В целях оптимизации судебно для оповещения участников судебного процесса о времени и месте проведения слушания была внедрена система СМС-оповещения. При помощи данной системы существует возможность отправлять короткое сообщение на номер сотового телефона. Данное внедрение позволяет оптимизировать временные трудозатраты сотрудников судебных участков. На данный момент система внедрена только на судебных участках города Чита и в нескольких участках области -c/у №26(г.Сретенск), с/у №57 (пгт.Кокуй), с/у №56 (г.Нерчинск). Пользуются программой только судебные участки №№56, 26 – область, в городе пользуются и считают удобной только участки №4, №14 (Автогенная) №№3,19, 7, 8, 9, 20 (1 мкр., д.43 Дом правосудия). На остальных участках система не пользуется популярностью, в основном, из-за недостаточности сведений о работе с программой.
В подтверждение активного процесса совершенствования нормативной правовой базы Забайкальского края мы приведем примеры из Доклада «Сравнительный анализ работы мировых судей Забайкальского края за 12 месяцев 2012 года» 48, размещенного на интернет ресурсе Департамента мировых судей Забайкальского края, согласно которому наблюдается следующая динамика в деятельности мировых судов Забайкальского края:
- по уголовным делам: число уголовных дел поступивших мировым судьям за 12 месяцев 2012 года составило 5174 дела, что на 0,9% больше чем за аналогичный период 2011 года (5130 дел). Рассмотрено с вынесением приговора 3014 дел, или 58,6% от общего числа оконченных производством (за 12 месяцев 2011 года - 3055 дел, или 58,4%). Прекращено производством по различным основаниям 2038 дел, или 39,6% от числа оконченных дел (за 12 месяцев 2011 года - 2035 дел, или 38,9%).
Мировыми судьями было рассмотрено 3174 (за 12 месяцев 2011 года - 3453) представления, ходатайства и жалобы (по числу лиц). Из общего числа рассмотренных материалов материалы по составам частного обвинения, поступившие из правоохранительных органов, составили 2145 или 67,6% (за 12 месяцев 2011 года - 2223 или 64,4%) в общей структуре материалов в порядке уголовного производства. Из них приняты к уголовному производству 66 или 3,1% (за 12 месяцев 2011 года - 151 или 6,8%), отказано в принятии 1000 или 46,6% (в 2011 году - 1188 или 53,8). Заявления по делам частного обвинения, поступившие от граждан составили 561 или 17,7% (за 12 месяцев 2011 года - 764 или 22,1%) от числа рассмотренных мировыми судьями представлений, ходатайств и жалоб.
- по гражданским делам: На 14,2% уменьшился объем поступивших к мировым судьям гражданских дел. За 12 месяцев 2011 года принято к производству исков и заявлений — 106630, что на 15125 больше, чем за 12 месяцев 2012 года (91505).
Остаток не оконченных дел на конец отчётного периода по делам мировых судей по состоянию на 1 января 2012 года составил 2,3% (2139) от общего числа поступивших гражданских дел (на 1 января 2011 года такой остаток составил 2068 или 1,9%) от оконченных дел.
Количество оконченных дел за 12 месяцев 2012 года составило 91434 дела (за 12 месяцев 2011 года 106928 дел).
В сроки свыше установленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации рассмотрено 1228 дел, что составляет 1,3% от общего числа дел, оконченных производством (за 12 месяцев 2011 года — 1786 дел, или 1,7%).
- по делам
об административных
Доля дел об административных правонарушениях, рассмотренных мировыми судьями с нарушением сроков статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , уменьшилось на 214 дел. Так, за 12 месяцев 2012 года доля таких дел составила 0,6%, или 328 дел, за аналогичный период 2011 года она составила 114 дел или 0,3%.
В заключении данной главы курсового исследования мы пришли к выводу, что деятельность исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, в лице Правительства Забайкальского края и Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края, направлена на совершенствование нормативной правовой базы, приведения таковой в соответствие с федеральным законодательством, что является не только предпосылкой усовершенствования процедуры судопроизводства, но и эффективного обеспечения деятельности мировых судей на территории Забайкальского края.
Заключение
В заключение проведенного нами курсового исследования, целью которого является изучение правовых основ и проблем деятельности института мировой юстиции в Российской Федерации, мы сформулируем ряд выводов, отражающих его итоги.
При рассмотрении сущности института мировых судей, мы пришли к выводу, что он является звеном судебной системы судов общей юрисдикции, с присущими им особенностями, выражающимися в полномочиях мировых судей, а именно в том, что они являются должностными лицами - носителями судебной власти, судьями судов общей юрисдикции, низшим звеном единой судебной системы Российской Федерации, одновременно представляют собой суды субъектов Российской Федерации, формируемые в особом, более демократичном порядке, имеют специальную юрисдикцию, в значительной мере определяемую законодательством субъектов Федерации.
Правовое регулирование
Особенности, рассматриваемого нами института наряду со всеми присущими ему положительными чертами, выражаются в довольно обширном количестве проблем правового, организационного и финансового характера.
В спектре рассматриваемых
Примером правовых проблем, является коллизия норм права, приведенная нами на основании материалов судебной практики Конституционного суда Российской Федерации и Президиума Верховного суда Российской Федерации, в части касающейся порядка закрепления компетенции мирового судьи в субъектах Российской Федерации, на примере статьи 5 Закона республики Татарстан «О мировых судьях республики Татарстан, воспроизводящей статью 3 «Компетенция мирового судьи» Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации».
В области процессуальных норм, по мнению представителей судейского корпуса, также существую ряд правовых пробелов: в области процедуры обжалования решений мировых судей, осуществления правосудия, при невозможности осуществления своих полномочий судьями в результате болезни и других проблем, требующих законодательного разрешения.
Для всестороннего рассмотрения деятельности института мировых судей в Российской Федерации, нами исследовано законодательство субъекта Российской Федерации на примере Забайкальского края, что позволило отметить нам положительные тенденции в области нормотворчества, а также соответствия правовых норм Забайкальского края федеральному законодательству.
Так в 2012 году Департаментом по обеспечению деятельности мировых судей Забайкальского края (далее - Департамент) было внесено 4 проекта законов Забайкальского края, непосредственно касающихся деятельности мировых судов и др. правовых актов.
Также мы проанализировали деятельность Правительства Забайкальского края, Департамента и непосредственно мировых судов Забайкальского края, опираясь на статистическую информацию, приведенную на сайте Департамента.
Полученные данные, в отдельно взятом субъекте Российской Федерации, дают нам основания полагать о положительной тенденции в области деятельности мировой юстиции, обеспечиваемой эффективным взаимодействием всех ветвей власти (Законодательного Собрания Забайкальского края, органов исполнительной власти Забайкальского края на примере Правительства и Департамента).
Информация о работе Правовые проблемы деятельности мировых судей в РФ