Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:59, курсовая работа
Известны следующие теории происхождения государства: Теологическая теория, патриархальная теория, теория договорного происхождения государства, учение о государстве Гегеля, теория насилия (захвата), марксистская теория происхождения государства, теория «инцеста», психологическая теория, ирригационная теория.
1.Государство: сущность, причины
и факторы возникновения
Теории происхождения
Известны следующие теории происхождения государства: Теологическая теория, патриархальная теория, теория договорного происхождения государства, учение о государстве Гегеля, теория насилия (захвата), марксистская теория происхождения государства, теория «инцеста», психологическая теория, ирригационная теория.
Самыми древними из них являются теологическая и патриархальные теории. Согласно, этой теории проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Это выгодно ее творцам, чтобы все безропотно соглашались с ее выводами и направлениями.
Каждая теория происхождения государства, в том числе и эта, имеют свои положительные стороны.
Они следующие:
-она не отвергает необходимость создания и функционирования земного государства, обеспечение надлежащего правопорядка.
-придавая государству и государственной власти божественный ореол, эта теория поднимала его престиж, внушала загадочность и в определенной мере сверхъестественность;
-она осуждает негативное поведение человека, преступность, выступает за взаимопонимание в обществе разумном порядке.
Сама теологическая теория происхождения государства в основном не приемлема большинством населения страны.
Патриархальная теория происхождения государства в чем-то созвучна с предыдущей теорией. Основателем ее был выдающийся ученый Аристотель.
Он считал:
-Государство - естественная форма человеческой жизни.
-Вне государства общение человека с себе подобными невозможно.
-Люди существа общественные и они стремятся к образованию патриархальной семьи.
-Увеличение числа последних к их объединение приводит к образованию государства.
-Государственная власть - продолжение и развитие отцовской власти. [12]
Культовая идеология, а вытекает она из этой теории происхождения: государства, не только оправдывает сосредоточение неограниченной власти в руках одного человека, но и восхваляет ее, включая и негатив в его деятельности. В глубине веков возникла и теория договорного происхождения государства. В древней Греции софисты полагали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Следовательно, государство - не божественное творение, а продукт сознательной деятельности людей. [13]
Соглашение людей - основа законной власти. Каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству) и становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это его уполномоченные, обязанные отчитываться перед ними и сменяться по его воле. Это далеко не везде происходит и сейчас.
Конечно, как любая научная теория, и так и данная, теория происхождения государства имеет и слабые места. Она не может ответить на ряд вопросов, в частности, где, когда, каким образом состоялся общественный договор, кто был ее участником или свидетелем. Частично, об этом уже отмечалось в данной работе. Больше необходимо говорить о ее научной ценности.
Она впервые показала, что государство возникает, хотя и не без участия других причин, в том числе и объективных, как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.
Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, который оказал и оказывает огромное воздействие на жизнь индивидов, социальных групп, всего общества. Из исходной функции государства - управлять обществом - следуют другие черты государства. [14]
Это путь совершенствования государства, что актуально и сегодня.
Она положила начало учениям о народном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур их сменяемости. Это также направления усовершенствования государства.
Ряд постулатов
теологической теории и резкую критику
многих положений теории договорного
происхождения государства
В своем произведении "Философия права" он критикует теорию договорного происхождения государства. Он, соглашаясь, что основы государства в общей воле, но возражает против вывода общей воли из воли
отдельных личностей. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. Государство не служит отдельным: лицам и не может быть их повторением.
Государство есть высшая форма реализации нравственности. По мнению авторов учебника Теории государства и права Гегель считал, что государство не служит чьим либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства. Отвергается народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть не может, по мнению Гегеля, выражать интересы народа, так как народ не только не знает, что хочет разумная воля, но не знает даже чего хочет сам.
Ряд положений учения Гегеля нередко используются властью в своих интересах.
Теория происхождения государства путем насилия (завоевания) возникла и получила распространение сравнительно недавно (конец XIX начало XX века). Мать государства, утверждают ее сторонники - война, завоевания. Основоположниками теории насилия были Л. Гумплович, К. Каутский, Е, Дюринг и другие. Они опирались в своем учении на известные исторически факты возникновения германских и венгерских государств.
Гумплович утверждал: "История не представляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения"[16]. В определенной мере это присуще российскому государству. Еще одной особенностью учения Гумпловича является то, что он переносит законы жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.
Другой представитель этой школы Каутский считал, что классы и государства появляются вместе как продукт войны и завоевания. "Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен спаянных друг с другом актом завоевания"[17].
Для многих наиболее приемлемой теорией происхождения государства - являлась марксистская теория. Она была главенствующей до недавнего времени в ряде стран в силу того, что отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для нее характерен, в отличие от идеалистического подхода Гегеля, материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.
Суть этой теории выражается в формуле "Государство есть продукт к проявление непримиримых классовых противоречий". Профессор Корельский В.М. высказывает критику по этому поводу, считая; появление классов не единственной первопричиной происхождения государства. Государство - отмечает он - нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные общие факторы"[18].
Так как из нее (формулы) не усматривается, что это единственная причина происхождения государства: И ока не исключает другие не менее важные и глубинные причины возникновения государства.
Теория "инцеста"
Французский этнограф и социолог Клод
Леви-Стросс разработал и обосновал идею,
согласно которой особенности производства
человека (воспроизводство рода), а именно
запрет инцеста (кровосмешения), явились
исходным социальным фактом в выделении
человека из мира природы, структурализации
общества и возникновении государства.
Суть теории состоит в том, что для обеспечения
реализации запрета инцеста необходимо
было применять весьма суровые, жестокие
меры пресечения. Для этого понадобилось
создание внутри родовой общины специальных
органов, которые как посредством насильственного
пресечения кровосмешения внутри рода,
так и путем развития связей с иноплеменниками
в целях взаимообмена женщинами явились
прообразом будущей государственной структуры.[13]Несмотря
на внешнюю простоту и привлекательность
данной теории, вряд ли оправданно в качестве
первопричины образования государства
рассматривать установление запрета инцеста
и создание внутриродового общества структур,
обеспечивающих его реализацию. Исторически
данный запрет возник задолго до возникновения
первых государств, следовательно, их
появление связано не только с действием
названной причины, но и иных факторов.[14
Представители этой теории - Цицерон, Н.М.
Коркунов, Л.И. Петражицкий, 3. Фрейд, Дж.
Ф. Мейт-ленд-Джонс - обосновывают происхождение
государства особыми свойствами человеческой
психики: врожденной потребностью жить
вместе, осознания массой своей зависимости
от власти, биопсихологическими, сексуальными
инстинктами, деятельностью той или иной
"сильной личности".
Так, Цицерон полагал, что государство
есть достояние народа. Народ - не любое
соединение людей, собранных вместе каким
бы то ни было образом, а соединение многих
людей, связанных с собой в вопросах права
и общности интересов. Первой причиной
для такого соединения людей является
не столько их слабость, сколько врожденная
потребность жить вместе.
Русский государствовед Н.М. Коркунов
связывал возникновение государства с
потребностью к "психологическому единению
людей", "коллективному сознанию",
к необходимости разграничения интересов.
Государство возникает, по мнению Н.М.
Коркунова, в результате осознания массой
своей зависимости от власти. Один из основных
представителей психологической школы
права Л.И. Петражицкий считал, что в основе
возникновения государства и права лежат
правовые переживания людей, психологические
закономерности развития человека.
Основатель влиятельного психоаналитического
направления в западной социологии и учениях
о государстве и праве 3. Фрейд исходил
из существования первоначальной патриархальной
орды, деспотический глава которой еще
на заре истории будто бы был убит своими
взбунтовавшимися сыновьями, движимыми
особыми биопсихологическими, сексуальными
инстинктами. Для подавления в дальнейшем
агрессивных влечений человека и понадобилось,
по Фрейду, создать государство, право,
всю систему социальных норм и вообще
цивилизацию.
Современный западный политолог Дж.Ф.
Мейтленд-Джонс полагает, что независимые
государства в Африке возникли вследствие
волевой деятельности той или иной "сильной
личности".
Говоря о научности рассматриваемой теории,
следует согласиться с Г.Ф. Шершеневичем,
который отмечал, что свести всю общественную
жизнь к психологическому взаимодействию
людей, объяснить жизнь общества и государства
общими законами психологии - такое же
преувеличение, как и все другие представления
об обществе и государстве. Те или иные
свойства психики человека, безусловно,
оказывают влияние на возникновение, развитие
и функционирование государства и права,
но они не являются решающими по крайне
мере в вопросе происхождения государства.[20]
В основе этой теории лежит концепция
К. Витфогеля, в соответствии с которой
обосновывается происхождение государств
в странах Древнего Востока: Древнем Египте,
Шумере, Древнем Китае и других странах.
Современный немецкий ученый в работе
"Восточный деспотизм" возникновение
государств, их первые деспотические формы
связывает с необходимостью строительства
гигантских ирригационных сооружений
в восточных аграрных областях. Эта необходимость
приводит к образованию "менеджериально-
К. Витфогель считал, что основной причиной
возникновения государств в странах этого
региона являлась объективно существовавшая
потребность организовать огромные массы
людей для строительства ирригационных
сооружений (каналов, дамб, водоподъемников
и др.). Без решения задачи обеспечения
водой соответствующих регионов люди
были обречены либо на изменение места
жительства, либо на вымирание.
Данная теория вполне может быть признана
научной, поскольку исторический опыт
свидетельствует о том, что решающую роль
в возникновении государств и правовых
систем в названных странах сыграла обозначенная
выше потребность. Понятно, что ее нельзя
рассматривать в качестве единственной,
но то, что она была ведущей - неоспоримо.
Действительно, процессы создания и поддержания
мощных ирригационных систем происходили
в регионах образования первичных городов-государств,
в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других
областях. Также очевидны и связи этих
процессов с формированием многочисленного
класса управленцев-чиновников, служб,
защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих
по ним судоходство и т. п.
Оригинальна и идея КА. Витгфогеля, пытающаяся
связать деспотические формы государств
азиатского способа производства с ведением
грандиозных ирригационных строительств.
Эти работы диктовали необходимость жесткого,
централизованного управления, распределения,
учета, подчинения и т. п.
И вместе с тем ирригационная теория (гидравлической)
улавливает лишь отдельные связи, отдельные стороны
процесса государствообразования, но
опять-таки гиперболизирует и универсализирует
их. Да, действительно, в некоторых регионах
формирования государственных образований
и ведение крупных ирригационных работ
шли параллельно, влияя друг на друга.
Однако и в этих процессах возникновение
государства было первичным. Именно его
наличие позволяло организовывать столь
крупные и скоординированные работы. Но
в других регионах города-государства
возникали в процессах становления производящей
экономики, опирающейся на иные формы
трудовой, производственной деятельности:
разработку рудников, металлургию, металлообработку,
развитие мореплавания и ведение на этой
основе морской торговли.[21]
1.2. Основные характеристики государства (признаки, функции).
Понятия и признаки
и философ П. Струве и т.д. Несколько
иной позиции придерживался крупный
правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал,
что «государство есть общественный
союз свободных людей с