Предмет и система римского частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

Римское право связано со всеми основными правовыми системами современности в их историческом развитии и закладывает основы сравнительного подхода к правовым институтам.
Римское право пережило своего создателя - античное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредованно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государственного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например, послужило одним из источников образцового свода законов - Гражданского кодекса Наполеона 1804 года).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Предмет римского права
1.1 Понятие и предмет римского права
1.2 Система римского частного права
Глава 2. Римское публичное и частное право
2.1 Понятие римского публичного и частного права
2.2 Отличия частного права от права публичного
Глава 3. Роль римского права в истории права и правовых учений
3.1 Значение римского права для современного юриста
3.2 Роль римского права в истории права
3.3 Роль римского права в правовых учениях
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Римское право.(2).docx

— 112.32 Кб (Скачать файл)

Частное право содержало стройную разработанную систему норм, регулирующих различные виды имущественных и иных отношений.

Деление права на публичное и частное было воспринято многими современными правовыми системами.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Роль римского права в истории права и правовых учений

3.1 Значение римского права для  современного юриста

Самое наивысшее достижение римского права - это создание одной из двух моделей общественных отношений. Римское право создало западную модель. Рассмотрим эти две модели - восточную и западную.

Восточная модель отношения к человеку и бытию есть модель преображения действительности. Человек по природе алчен, невоздержен, эгоистичен, а потому и в отношениях между людьми не может быть гармонии. Единственное состояние, к которому стоит стремиться - идеальное, божественное совершенство. Для этого следует преобразить человеческую натуру, произвести в самом человеке очищение, просветление его духа.

Эта модель проявляется в практике христианских монастырей, буддизме, суфизме и мало способствует развитию частного права. Для развития права необходим отказ от обязательного преображения несовершенного по природе человека. Только рассмотрение человека таким, какой он есть, вместе со всеми его недостатками, страстями и интересами, только уважение к его свободе вместе со стремлением укрепить государственность как наиболее всеохватывающую модель человеческого общежития могут выдвинуть проблему права на первый план.

Именно так подходит к человеку вторая модель отношений, нашедшая выражение в культуре Запада и в римском праве в частности.

Отсюда прагматизм римского права, сам образ римского судопроизводства.

Вторая особенность римского права - отношение авторов древности к слову. Римские юристы были мастерами правовых определений, создали юридическую терминологию. Многие термины гражданского права, а также институты гражданского права могут быть лучше осознаны лишь при изучении римского права. Римское право отличается четкостью определений, хорошей юридической техникой.

Римское частное право наделяет человеческий индивид такой свободой воли и так твердо убеждено в его возможности предусмотреть все возможные последствия своих поступков, что мера ответственности человека за эти поступки не может быть смягчена ничем.

В римском праве не придается никакого значения раскаянию, добровольному признанию вины. Рим не знает оправдания слабости и не умеет оградить слабых от сильных.

Римское право смогло приспособиться к товарно-денежным отношениям.

Римское право является основой для современных отраслей права, таких как гражданское право, коммерческое, семейное, трудовое, административное и базой для подготовки квалифицированных юристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Роль римского права в истории  права

Особое значение римского права объясняется влиянием на развитие человечества. Римское право оказалось основным источником современных кодификаций права. Римское право вводилось как субсидиарное, но по своему объему оно занимало первое место. Поскольку римское право было приспособленным к различным жизненным условиям, оно образовало "современное римское право", которое действовало в Германии до 1900 г.

Всеобщее применение римского права в Европе официально впервые осуществлялось в XII в. по закону Лотаря II (Франция), но фактически его применение никогда не прекращалось.

Римское право определило характер всех будущих правовых систем, поскольку сами "варвары" - завоеватели не имели системы частного права. При отсутствии римского права они, возможно, выработали бы свою систему, но в данном случае оказалась в готовом виде система, которая соответствовала возникающим запросам.

Римское право было построено как абстрактное право и как частное право. Оно существовало и при феодализме, и при капитализме, выражая интересы эксплуататоров: купцов (нашедших свободу частной собственности и договоров); помещиков (захвативших общинные земли); церкви (в качестве политической силы и одного из крупнейших землевладельцев).

Римское право имело огромное влияние на развитие культуры в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Роль римского права в правовых  учениях

В связи с завоеванием варварами Рима в 1080 г. была образована Болонская юридическая школа (с этой даты ведут свою родословную европейские университеты). Эта школа насчитывала 10 000 слушателей и положила начало течению глоссаторов (Ирнерий, Аккурсий и др.), которые не допускали противоречий римского частного права.

Болонская юридическая школа породила другую школу - постглоссаторов, или комментаторов, (XII в., Бартол). Одной и основных целей деятельности этой школы явилось приспособление римского права к практическим нуждам.

В XIX в. существовала историческая школа Гуго и Савиньи, которая занималась римским правом в реакционных целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Римское право отлично от права современных правовых систем: оно основано не на абстрактных правовых установлениях, а на отдельных случаях, взятых из повседневной жизни, поэтому его называют лабораторией юристов. На примере римского права можно проследить, как устанавливается единый политический и правовой порядок, какими механизмами право связывается с реальностью, каково соотношение между правом и хозяйством и т.д. Римское право - это эксперимент, который поставила сама жизнь.

Исключительность римского права - результат интенсивного развития общества, его культуры, а также товарно-денежных отношений, имевших в Римской империи международный характер.

Римское право является не только феноменом мирового культурного наследия, но и основой преподавания юриспруденции в вузах юридического профиля, а его подходы к созданию цивилистических конструкций - образцом для законотворческой и правоприменительной деятельности в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

Дождев Д.В. Римское частное право: учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. - 784 с.

Дубровский С.А. Римское частное право: учебное пособие для студентов. - Чита: ЧитГУ, 2010. - 150 с.

Новицикий И.Б. Римское право: учебник для вузов. - М.: ТЕИС, 2006 - 310 с.

Омельченко О.А. Римское право: учебник. М.: ТОН-Остожье, 2008. - 208 с.

Список литературы

 

Алексеев С.С. Самое святое, что есть у бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.

Виноградов П. Г. Римское право в средневековой Европе. Москва, 1910.

Иеринг Р. Дух римского права. СПб. 1875.

Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000.

Коркунов Н.М. История философии права. СПб. 1908.

Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб. 1904.

Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998.

Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. М., 1999.

Покровский И.А. История римского права. Мн.: Харвест, 2002.

Пухта Г.Ф. Курс римского гражданского права. М., 1874.

Хвостов В.М. История римского права. М., 1910.

Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб. 1907.

 

1 Шершеневич Г.Ф. История  философии права. СПб. 1907; Коркунов  Н.М. История философии права. СПб. 1908; Его же. Лекции по общей  теории права. СПб. 1904; Хвостов В.М. История римского права. М., 1910; Новгородцев  П.И. Историческая школа юристов. М., 1999; Алексеев С.С. Самое святое, что есть у бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998; Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. М., 1998.

2 Цикл работ О.С. Иоффе, посвященных развитию юридической  мысли от древнего Рима до  современности. См.: Иоффе О.С. Избранные  труды по гражданскому праву. М., 2000.

3 Иоффе О.С. Указ соч. С. 48.

4 Пухта Г.Ф. Курс римского  гражданского права. М., 1874. С. 3 - 4

5 Иеринг Р. Дух римского  права. СПб. 1875. С. 2.

6 Виноградов П. Г. Римское  право в средневековой Европе. Москва, 1910.

7 Покровский И.А. История  римского права. Мн.: Харвест, 2002, С.271.

8 Виноградов П. Г. Римское  право в средневековой Европе. С. 61.

9 «О законах и обычаях  Англии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы по теме ЭССЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рецепция  римского права некоторыми государствами  Западной Европы в средние  века и новое время.

Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание — использование опыта прошлого в создании нового права.

Первый этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости.

Пониманию рецепции помогает ее соотнесение с Возрождением, Ренессансом. Передовые люди видели выход из средневекового варварства в восстановлении сохранившихся остатков культуры Древней Греции и Рима. Поэтому пристальное внимание они уделяли изучению античных источников. Возрождение не следует понимать

как новое только в области искусства и архитектуры. Оно означало коренные преобразования в мировоззрении, в духовной жизни; это было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всех областях человеческой деятельности. Еще русскими дореволюционными авторами устанавливалась живая неразрывная связь между рецепцией и «возрождением Запада к новой умственной жизни». Сложность, однако, обнаруживается в их хронологическом несовпадении. Возрождение обычно относят к XIII—XIV вв., тогда как изучение римского права началось в XI—XII вв. Столь раннее начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданского права с товарным производством, развитием товарно-денежных отношений, но и относительной самостоятельностью права, его принадлежностью духовной жизни народа. Конечно, следует учитывать и то, что в XI— XII вв. имело место лишь начало рецепции — изучение римского права, а широкое усвоение вместе с переработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям — дело более позднего времени.

Развивающаяся промышленность и торговля требовали развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно им—и территориально и по существу. Применение косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений и было овеяно величием славного прошлого. Немалую роль сыграли при этом отмеченная выше «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.

Римское частное право стало, таким образом, «общим правом» ряда государств и фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы.

Информация о работе Предмет и система римского частного права