Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа
Целью данной работы является описание и изучение содержания основных функций и полномочий Президента Российской Федерации.
Объект исследования: конституционный статус Президента РФ. Предмет исследования: координация деятельности Президента РФ с ветвями власти.
Следовательно, задачами исследования являются:
- исследование компетенции Президента РФ как главы государства;
- изучение функций и полномочий Президента РФ.
Введение ..……………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Конституционный статус Президента РФ …………….………... 5
1.1. Конституционная характеристика Президента РФ как главы
государства ………………….………………………………………..….…. 5
1.2. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих
обязанностей ……………………………………………………………….. 9
Глава 2. Основные конституционные функции и полномочия ..…….…. 11
Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражданина ……………..…………………………………………...…… 11
2.2. Органы государственной власти .. .…………………………...……… 13
2.3. Полномочия в сфере законотворчества ..…………………….......…. 15
2.4. Полномочия во внешней и внутренней политике .....…………....… 16
2.5. Военные полномочия …………….……..……………………..…….. 18
2.6. Правовые акты Президента РФ …………….……………..……….... 25
Заключение………………………………………………………………… 28
Список литературы ……….……………………
Иванов Петр Иванович
IV курс, очно-заочная форма обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Президент РФ: функции и полномочия»
Научный руководитель:
_____________________
_____________________
Допустить к защите:
___________________
___________________
«___»________ 2012 г.
Люберцы
2012
Содержание
Введение ..……………………………………………………………..……
Глава 1. Конституционный статус Президента РФ …………….………... 5
1.1. Конституционная характеристика Президента РФ как главы
государства ………………….………………………………………..….…. 5
1.2. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих
обязанностей ……………………………………………
Глава 2. Основные конституционные функции и полномочия ..…….…. 11
и гражданина ……………..…………………………………………...…… 11
2.2. Органы государственной власти .. .…………………………...……… 13
2.3. Полномочия в сфере законотворчества ..…………………….......…. 15
2.4. Полномочия во внешней и внутренней политике .....…………....… 16
2.5. Военные полномочия …………….……..……………………..…….. 18
2.6. Правовые акты Президента РФ …………….……………..……….... 25
Заключение……………………………………………………
Список литературы ……….…………………………………....…………. 30
Введение
Президент (от латинского Prаesidens – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. Президент наделён широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями, и выступает как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путём разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
Президент Российской Федерации – высшая государственная должность Российской Федерации. Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
В Российской Федерации должность Президента была учреждена в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской государственности. Президент получил власть из рук народа – избран на основе всеобщего равного прямого тайного голосования граждан России.
Наряду с функциями главы государства Президент Российской Федерации наделен широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.
Конституционный статус президента реализуется в нормах Конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства, по вопросам, отнесённым к его компетенции.
В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства.
Функции Главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объёме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в Конституции полномочия, которые выявляются в непредвиденных экстраординарных условиях.
Целью данной работы является описание и изучение содержания основных функций и полномочий Президента Российской Федерации.
Объект исследования: конституционный статус Президента РФ. Предмет исследования: координация деятельности Президента РФ с ветвями власти.
Следовательно, задачами исследования являются:
- исследование компетенции Президента РФ как главы государства;
- изучение функций и полномочий Президента РФ.
Глава 1. Конституционный статус Президента РФ
1.1. Конституционная характеристика Президента РФ как главы государства.
Введение института президента в советский период характеризуется негативным отношением власти к этому вопросу. В 1962 г. Н.С. Хрущев высказывается об идее создания института президента, но после его устранения с руководящих постов работа конституционной комиссии в данном направлении прерывается. В 1990 г. на февральском пленуме ЦК КПСС обсуждается вопрос об учреждении института Президента СССР. Первым и последним Президентом СССР стал М.С. Горбачев.
IV Съездом народных депутатов РСФСР в России был учрежден институт Президента РСФСР и 24 апреля 1991 года приняты законы «О Президенте РСФСР» и «О выборах Президента РСФСР». 12 июня 1991 г. состоялись выборы первого Президента России, которым стал Б.Н. Ельцин.
Президент РФ является главой государства, что отражено в ч. 1 ст. 80 Конституции РФ 1993 г. Таким образом, закреплено особое место главы государства в системе органов государственной власти. Он не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.
Из ч. 2 ст. 81 Конституции РФ Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Из мировой же практики известны более серьезные ограничения. Например, требование гражданства по рождению, языковые, образовательные, национальные и другие барьеры.
Статус кандидатов на пост Президента РФ регулируется Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии со ст. 40 данного Закона кандидаты на пост Президента РФ обладают равными правами и несут равные обязанности, кроме случаев, установленных российским законодательством.
В 2008 г. в Конституцию РФ была внесена поправка, согласно которой Президент РФ избирается сроком на шесть лет, а не на четыре года как было ранее. Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной системе абсолютного большинства1. Одно и то же лицо не может занимать должность главы государства более двух сроков подряд.
Не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ:
- признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
- занимающий на день
официального опубликования (
- имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
- осужденный к лишению
свободы за совершение тяжкого
и (или) особо тяжкого
- в отношении которого вступивши
На должность Президента РФ кандидаты могут быть выдвинуты как политическими партиями, так и в порядке самовыдвижения. Свою кандидатуру гражданин РФ может выдвинуть при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей, насчитывающей не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Те избиратели, которые проживают за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу.
Зарегистрированный кандидат считается избранным, при условии, что он получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Возможность повторных выборов Президента РФ, если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися или недействительными, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом предусматривается в законе «О выборах Президента Российской Федерации».
Вступление в должность Президента РФ происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией РФ о результатах выборов. Президент в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ приносит присягу2.
В соответствии со ст. 91 Конституции РФ Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что никто не может применить в отношении главы государства физическое или психическое принуждение; его нельзя задержать, обыскать, арестовать, привлечь к любому виду ответственности, пока он состоит в должности Президента; наконец, Президента нельзя ни свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.
Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. По истечении срока полномочий государственная охрана предоставляется ему пожизненно.
Возможность и основания прекращения полномочий главы государства являются одним из существенных элементов конституционного статуса Президента РФ.
Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.
Исполнение полномочий Президента прекращается с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Указание, что Президент приступает к исполнению обязанностей "с момента" принесения присяги и прекращает их исполнение опять же "с момента" принесения присяги вновь избранным Президентом, подчеркивает очень важное для государства обстоятельство, которое заключается в том, что исполнение обязанностей Президента, в принципе, вообще не прекращается. Меняются только лица, исполняющие обязанности Президента.
Президент, как и любой человек,
может оказаться в таком
Во-первых, это его отставка. Представляется, что она может быть инициирована только лично Президентом.
Во-вторых, это стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья исполнять свои обязанности. Конституция и российские законы не дают толкования этого понятия. Очевидно, стойкая неспособность по состоянию здоровья исполнять свои обязанности означает такое состояние здоровья, при котором человек не только не может исполнять обязанности в данный момент, но и не сможет их исполнять и в будущем. Таким образом, под это понятие не подпадает временное расстройство здоровья.
В-третьих, это отрешение от должности. Условия и порядок отрешения от должности изложены в ст. 93 Конституции РФ.
«31 декабря 1999 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ, которым объявил, что с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 года прекращает исполнять полномочия Президента РФ и назначает исполняющим обязанности Президента РФ В.В. Путина (занимавшего тогда пост Председателя Правительства РФ)»3.
При досрочном прекращении
Стоит отметить, что механизмов, которые предусмотрены Конституцией РФ и упомянуты в постановлении Конституционного суда РФ, недостаточно, поскольку они не затрагивают обстоятельства, при которых Председатель Правительства РФ не в состоянии замещать Президента РФ.
1.2. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих обязанностей.
В.В. Путин, который исполнял обязанности Президента РФ принял Указ от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Согласно этому Указу бывшему Президенту РФ и членам его семьи предоставлялись ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 % месячного денежного вознаграждения Президента РФ, государственная дача, правительственная связь, аппарат помощников (материальные гарантии); ежемесячное пособие каждому члену семьи после смерти лица, замещавшего должность Президента РФ; медицинское обслуживание бывшему Президенту РФ и проживающим совместно с ним членам его семьи; обязательное страхование жизни и здоровья (социальные гарантии); государственная охрана.