Президент РФ: функции и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описание и изучение содержания основных функций и полномочий Президента Российской Федерации.
Объект исследования: конституционный статус Президента РФ. Предмет исследования: координация деятельности Президента РФ с ветвями власти.
Следовательно, задачами исследования являются:
- исследование компетенции Президента РФ как главы государства;
- изучение функций и полномочий Президента РФ.

Содержание работы

Введение ..……………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Конституционный статус Президента РФ …………….………... 5
1.1. Конституционная характеристика Президента РФ как главы
государства ………………….………………………………………..….…. 5
1.2. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих
обязанностей ……………………………………………………………….. 9
Глава 2. Основные конституционные функции и полномочия ..…….…. 11
Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражданина ……………..…………………………………………...…… 11
2.2. Органы государственной власти .. .…………………………...……… 13
2.3. Полномочия в сфере законотворчества ..…………………….......…. 15
2.4. Полномочия во внешней и внутренней политике .....…………....… 16
2.5. Военные полномочия …………….……..……………………..…….. 18
2.6. Правовые акты Президента РФ …………….……………..……….... 25
Заключение………………………………………………………………… 28
Список литературы ……….……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Президент РФ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Глава государства подписывает ратифицированные грамоты14, назначает дипломатические представительства Российской Федерации в других государствах и международных  организациях.

Послы иностранных государств аккредитованы при Президенте РФ. Он принимает их верительные (при назначении иностранным государством нового посла) и отзывные (при прекращении послом полномочий) грамоты15.

2.5. Военные  полномочия

В компетенцию Президента РФ входит:

Определять основные направления военной политики, среди  которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных  возможностей государства. Наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны. Назначать высшее командование Вооруженных Сил РФ.

Обеспечивать подготовку страны к отражению возможной  агрессии, управлять всеми сторонами  процесса поддержания армии и  флота Российской Федерации в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны. Осуществлять непосредственное управление Вооруженными Силами,  утверждать структуру и состав Вооруженных Сил.

Дважды в год Президент РФ издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Президент РФ утверждает военную доктрину, является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами. Военная доктрина определена как совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности страны. В ней конкретизируются применительно к военной сфере положения Концепции национальной безопасности страны.

Военная доктрина России носит оборонительный характер. Это означает, что наша страна поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России и ее союзников в соответствии с международными договорами.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ издает приказ о введении военного положения. Оно  может быть введено Указом Президента на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны. Незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента утверждается Советом Федерации в течение 48 часов. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации.

Президент РФ не имеет прав единолично объявлять состояние войны.

Согласно ст. 88 глава 4 Конституции РФ, Президент России при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным  законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных  ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Наиболее полно полномочия Президента РФ в области обороны  представлены в ст. 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». Отмечу некоторые из них:

- утверждение федеральных  государственных программ вооружения  и развития оборонного промышленного  комплекса;

- утверждение программ  ядерных и других специальных  испытаний и санкционирование  проведения указанных испытаний;

- утверждение структуры,  состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала органов и т.д.

Широкими полномочиями Президент РФ обладает в сфере  деятельности внутренних войск МВД  России.

Постановлением Совета Федерации от 7 июля 2006 г. № 219-СФ «Об  использовании формирований Вооруженных  Сил Российской Федерации и подразделений  специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности» Президенту РФ было предоставлено право в соответствии с законодательными актами Российской Федерации использовать формирования Вооруженных сил РФ и подразделения специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности против Российской Федерации либо против граждан РФ или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке  предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала  для участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности» решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом РФ. Он же определяет район действий указанных военнослужащих, их задачи, подчиненность, срок пребывания и порядок замены, а также устанавливает в соответствии с федеральными законами дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и членам их семей.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации, а также в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом16.

Отдельным пунктом в  данном разделе можно выделить полномочия Президента РФ в условиях военного и чрезвычайного положения.

Военное положение и  чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Подробно полномочия главы государства в данной сфере регулируются Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Так, ст. 5 Закона «О чрезвычайном положении» закрепляет, что в указе  Президента РФ о чрезвычайном положении  должны быть определены следующие обстоятельства:

- причины, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

- обоснование необходимости  введения чрезвычайного положения;

- границы территории, на которой вводится чрезвычайное  положение;

- силы и средства, обеспечивающие  режим чрезвычайного положения;

- перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

- государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

- время вступления  указа в силу, а также срок  действия чрезвычайного положения.

Законом «О военном положении» предусматривается обширный перечень сфер общественных отношений, подлежащих регулированию указами Президента РФ. На территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:

- усиление охраны общественного  порядка и обеспечения общественной  безопасности, охраны военных, важных  государственных и специальных  объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

- эвакуация объектов  хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;

- введение и обеспечение  особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

- приостановление деятельности  политических партий, других общественных  и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

- привлечение граждан  в порядке, установленном Правительством  РФ, к выполнению работ для  нужд обороны, ликвидации последствий  применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями17;

- изъятие в соответствии  с федеральными законами необходимого  для нужд обороны имущества  у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

- запрещение или ограничение  выбора места пребывания либо  места жительства;

- запрещение или ограничение  проведения собраний, митингов и  демонстраций, шествий и пикетирования,  а также иных массовых мероприятий;

- запрещение забастовок  и иных способов приостановления  или прекращения деятельности  организаций;

- ограничение движения  транспортных средств и осуществление  их досмотра;

- запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

- запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций помимо перечисленного – изъятие боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

- введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем СМИ, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

- введение военной  цензуры за почтовыми отправлениями  и сообщениями, передаваемыми  с помощью телекоммуникационных  систем, а также контроля за  телефонными переговорами, создание  органов цензуры, непосредственно  занимающихся указанными вопросами;

- интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными  принципами и нормами международного  права граждан иностранного государства,  воюющего с Российской Федерацией;

- запрещение или ограничение  выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

- введение в органах  государственной власти, иных государственных  органах, органах военного управления, органах местного самоуправления  и организациях дополнительных  мер, направленных на усиление  режима секретности;

- прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

2.6. Правовые акты Президента РФ.

В процессе осуществления  своих полномочий Президент РФ принимает определенные правовые акты, основными формами которых являются указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Указы нормативного характера  содержат общие правила поведения, относятся к более или менее широкому кругу физических и юридических лиц и рассчитаны на многократное применение, в отличие от ненормативных (индивидуальных) указов, относящихся к конкретным лицам, предприятиям, органам и отношениям (например, указы о назначении определенных лиц на должность, награждении орденами и медалями).

Распоряжения Президента РФ принимаются по оперативным, кадровым и организационным вопросам и имеют, как правило, ненормативный характер. Однако по вопросам организации Администрации распоряжения Президента могут быть нормативными18.

Акты Президента РФ не нуждаются в контрассигнации  и обязательны для исполнения на всей территории РФ, хотя и носят подзаконный характер, ибо не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Информация о работе Президент РФ: функции и полномочия