Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа
Целью данной работы является описание и изучение содержания основных функций и полномочий Президента Российской Федерации.
Объект исследования: конституционный статус Президента РФ. Предмет исследования: координация деятельности Президента РФ с ветвями власти.
Следовательно, задачами исследования являются:
- исследование компетенции Президента РФ как главы государства;
- изучение функций и полномочий Президента РФ.
Введение ..……………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Конституционный статус Президента РФ …………….………... 5
1.1. Конституционная характеристика Президента РФ как главы
государства ………………….………………………………………..….…. 5
1.2. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих
обязанностей ……………………………………………………………….. 9
Глава 2. Основные конституционные функции и полномочия ..…….…. 11
Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражданина ……………..…………………………………………...…… 11
2.2. Органы государственной власти .. .…………………………...……… 13
2.3. Полномочия в сфере законотворчества ..…………………….......…. 15
2.4. Полномочия во внешней и внутренней политике .....…………....… 16
2.5. Военные полномочия …………….……..……………………..…….. 18
2.6. Правовые акты Президента РФ …………….……………..……….... 25
Заключение………………………………………………………………… 28
Список литературы ……….……………………
Глава государства подписывает ратифицированные грамоты14, назначает дипломатические представительства Российской Федерации в других государствах и международных организациях.
Послы иностранных государств аккредитованы при Президенте РФ. Он принимает их верительные (при назначении иностранным государством нового посла) и отзывные (при прекращении послом полномочий) грамоты15.
2.5. Военные полномочия
В компетенцию Президента РФ входит:
Определять основные направления военной политики, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны. Назначать высшее командование Вооруженных Сил РФ.
Обеспечивать подготовку страны к отражению возможной агрессии, управлять всеми сторонами процесса поддержания армии и флота Российской Федерации в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны. Осуществлять непосредственное управление Вооруженными Силами, утверждать структуру и состав Вооруженных Сил.
Дважды в год Президент РФ издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Президент РФ утверждает военную доктрину, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Военная доктрина определена как совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности страны. В ней конкретизируются применительно к военной сфере положения Концепции национальной безопасности страны.
Военная доктрина России носит оборонительный характер. Это означает, что наша страна поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности России и ее союзников в соответствии с международными договорами.
В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено Указом Президента на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны. Незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента утверждается Советом Федерации в течение 48 часов. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации.
Президент РФ не имеет прав единолично объявлять состояние войны.
Согласно ст. 88 глава 4
Конституции РФ, Президент России
при обстоятельствах и в
Наиболее полно полномочия Президента РФ в области обороны представлены в ст. 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне». Отмечу некоторые из них:
- утверждение федеральных
государственных программ
- утверждение программ
ядерных и других специальных
испытаний и санкционирование
проведения указанных
- утверждение структуры, состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность гражданского персонала органов и т.д.
Широкими полномочиями Президент РФ обладает в сфере деятельности внутренних войск МВД России.
Постановлением Совета Федерации от 7 июля 2006 г. № 219-СФ «Об использовании формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности» Президенту РФ было предоставлено право в соответствии с законодательными актами Российской Федерации использовать формирования Вооруженных сил РФ и подразделения специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террористической деятельности против Российской Федерации либо против граждан РФ или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности» решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом РФ. Он же определяет район действий указанных военнослужащих, их задачи, подчиненность, срок пребывания и порядок замены, а также устанавливает в соответствии с федеральными законами дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и членам их семей.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации, а также в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом16.
Отдельным пунктом в данном разделе можно выделить полномочия Президента РФ в условиях военного и чрезвычайного положения.
Военное положение и чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Подробно полномочия главы государства в данной сфере регулируются Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Так, ст. 5 Закона «О чрезвычайном положении» закрепляет, что в указе Президента РФ о чрезвычайном положении должны быть определены следующие обстоятельства:
- причины, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
- обоснование необходимости
введения чрезвычайного
- границы территории,
на которой вводится
- силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
- перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
- государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
- время вступления
указа в силу, а также срок
действия чрезвычайного
Законом «О военном положении» предусматривается обширный перечень сфер общественных отношений, подлежащих регулированию указами Президента РФ. На территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
- усиление охраны общественного
порядка и обеспечения
- введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
- эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;
- введение и обеспечение
особого режима въезда на
- приостановление деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
- привлечение граждан
в порядке, установленном
- изъятие в соответствии
с федеральными законами
- запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
- запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
- запрещение забастовок
и иных способов
- ограничение движения
транспортных средств и
- запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;
- запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций помимо перечисленного – изъятие боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
- введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем СМИ, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
- введение военной
цензуры за почтовыми
- интернирование (изоляция)
в соответствии с
- запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
- введение в органах
государственной власти, иных государственных
органах, органах военного
- прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
2.6. Правовые акты Президента РФ.
В процессе осуществления своих полномочий Президент РФ принимает определенные правовые акты, основными формами которых являются указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Указы нормативного характера содержат общие правила поведения, относятся к более или менее широкому кругу физических и юридических лиц и рассчитаны на многократное применение, в отличие от ненормативных (индивидуальных) указов, относящихся к конкретным лицам, предприятиям, органам и отношениям (например, указы о назначении определенных лиц на должность, награждении орденами и медалями).
Распоряжения Президента РФ принимаются по оперативным, кадровым и организационным вопросам и имеют, как правило, ненормативный характер. Однако по вопросам организации Администрации распоряжения Президента могут быть нормативными18.
Акты Президента РФ не нуждаются в контрассигнации и обязательны для исполнения на всей территории РФ, хотя и носят подзаконный характер, ибо не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.