Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа
Целью данной работы является описание и изучение содержания основных функций и полномочий Президента Российской Федерации.
Объект исследования: конституционный статус Президента РФ. Предмет исследования: координация деятельности Президента РФ с ветвями власти.
Следовательно, задачами исследования являются:
- исследование компетенции Президента РФ как главы государства;
- изучение функций и полномочий Президента РФ.
Введение ..……………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Конституционный статус Президента РФ …………….………... 5
1.1. Конституционная характеристика Президента РФ как главы
государства ………………….………………………………………..….…. 5
1.2. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих
обязанностей ……………………………………………………………….. 9
Глава 2. Основные конституционные функции и полномочия ..…….…. 11
Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражданина ……………..…………………………………………...…… 11
2.2. Органы государственной власти .. .…………………………...……… 13
2.3. Полномочия в сфере законотворчества ..…………………….......…. 15
2.4. Полномочия во внешней и внутренней политике .....…………....… 16
2.5. Военные полномочия …………….……..……………………..…….. 18
2.6. Правовые акты Президента РФ …………….……………..……….... 25
Заключение………………………………………………………………… 28
Список литературы ……….……………………
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения полномочий, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, либо личному досмотру по делам, связанным с исполнением полномочий Президента РФ4.
Более детально соответствующий круг общественных отношений отражен в федеральном законе от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». В нем были также закреплены теперь и юридические гарантии неприкосновенности бывшего Президента РФ. Кроме того, закреплены существенные социальные гарантии членам умершего Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий, и их материальное обеспечение.
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.
Глава 2. Основные конституционные функции и полномочия
2.1. Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет нам сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами.
Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области охраны и защиты прав личности. Думается, что такие полномочия вполне оправданы, т.к. Президент страны призван руководить верхними эшелонами власти. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти по защите прав и свобод.
Содержание
правозащитной функции
Глава российского
государства выступает с
В соответствии со ст. 18 Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение нормативных актов, издаваемых в государстве, а также деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления.
Президент РФ реализует конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина, во-первых, используя свое право законодательной инициативы, во-вторых, в порядке собственного нормотворчества издавая указы, в том числе в сфере обеспечения охраны и защиты правового статуса личности в целом и отдельных групп граждан РФ.
Решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища – это наиболее значимый аспект полномочий главы государства в указанной сфере.
Действующее на сегодняшний день Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ было утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года.
Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и указанным Положением5.
Президент РФ назначает референдум Российской Федерации; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование. Президент также вправе учреждать новые награды. Так, Указом Президента РФ от 08.08.2000 г. № 1463 был утвержден Статус ордена Святого Георгия, Положение о знаке отличия – Георгиевском Кресте и их описание. Президент утверждает Положение о Комиссии по государственным наградам.
2.2. Органы государственной власти.
В сфере обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти полномочия Президента РФ являются довольно широкими. В самом общем виде они сформулированы в ч. 2 ст. 80 и ч. 1 ст. 85 Конституции РФ.
Президентом РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ через такие полномочия главы государства, как:
- участие в решении
вопросов принятия и
- предложение законодательному
(представительному) органу
- роспуск законодательного
(представительного) органа
- учреждение и руководство деятельностью Государственного совета РФ – совещательного органа, в состав которого по должности входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ;
- назначение и руководство
деятельностью полномочных
В Конституции РФ предусмотрен широкий спектр полномочий главы государства по формированию федеральных государственных органов. К их числу относятся право назначать выборы в Государственную Думу (например, Указом Президента РФ от 2 сентября 2007 г. «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» выборы были назначены на 2 декабря 2007 г.); право распускать Государственную Думу.
С согласия Государственной Думы Президент РФ назначает председателя Правительства РФ. При этом ссылаясь на толкование Конституционного Суда РФ он вправе выдвигать одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. После трехкратного отклонения предложенных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ – независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды – Государственная Дума подлежит роспуску.
Стоит отметить, что принятие решения об отставке Правительства РФ также одна из прерогатив главы государства, что отражено в п. «в» ст. 83 Конституции РФ. Только Президент РФ вправе устанавливать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
Президент РФ на основе п. «г» ст. 83 Конституции РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, а также ставит вопрос об освобождении его от должности.
В соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, назначает судей других федеральных судов, представляет кандидатуру Генерального прокурора РФ, а также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности.
Государственной Думе представляет кандидатуру Председателя Счетной палата РФ, а Совету Федерации – его заместителя.
Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ10.
Решение кадровых вопросов в сфере обороны, внутренних дел также принадлежит Президенту РФ. Он назначает и освобождает высшее военное командование Вооруженных Сил РФ, присваивает воинские звания высшим офицерам.
Назначает и отзывает
дипломатических представителей Российской
Федерации в иностранных
Президент РФ по результатам
проведения консультаций с общественными
объединениями, объединениями некоммерческих
организаций, российскими академиями
наук и творческими союзами определя
2.3. Полномочия в сфере законотворчества.
Президент РФ является субъектом
права законодательной инициати
Подписание и обнародование законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также право вето в законотворческой сфере являются очень существенными полномочиями. Причинами отклонения закона может быть принципиальное несогласие с основными положениями закона или его отдельных разделов, глав, статей, нарушение процедуры обсуждения и принятия закона.
Право вето Президента РФ
не может быть использовано в отношении
законов РФ о поправках к Конституции
РФ, а также федеральных
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П за Президентом РФ закреплено право возвращать федеральный закон в соответствующую палату Федерального собрания РФ, если палата нарушила установленные Конституцией РФ требования к порядку принятия федеральных законов и предусмотренные ею условия и процедуры.
На практике имеют место и регулярные встречи, совещания и консультации Президента с руководством палат Федерального Собрания по наиболее важным проблемам внутренней политики, и прежде всего по актуальным законопроектам.
2.4. Полномочия
во внутренней и внешней
Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской федерации, непосредственно инструктирует министра иностранных дел. Он ведет переговоры, устанавливает прямые контакты с главами иностранных государств, наносит визиты в зарубежные страны, подписывает международные договоры РФ13. Исходными основаниями для такого рода полномочий является право главы государства определять основные направления внутренней и внешней политики.
Президент РФ во всей своей внешнеполитической деятельности опирается на соответствующие государственные и политические структуры, с учетом самых разных факторов определяет государственные интересы и позиции Российской Федерации в тех или иных конкретных ситуациях и последовательно их отстаивает.
Президент РФ может использовать
следующие инструменты для
- обращение к Федеральному
- законодательную инициативу;
- право вето;
- определение состава и порядка деятельности Правительства РФ;
- формулирование конкретных
- издание указов и распоряжений;
- встречи с руководителями палат Федерального Собрания РФ, руководителями депутатских объединений, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, лидерами политических партий, общественных и религиозных объединений, предпринимателями, деятелями науки и культуры;
- участие в различных
мероприятиях, проводимых органами
государственной власти
- выступление с различными заявлениями, интервью в средствах массовой информации.
Свое видение
Правовые рамки определения президентом РФ основных направлений как внутренней, так и внешней политики обусловлены тем, что и те и другие должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законом. Для заслушивания посланий палаты Федерального Собрания РФ собираются на совместное заседание. Особенность подобного заседания состоит в том, что не предполагаются дискуссии, обсуждения тезисов, прозвучавших в обращении Президента РФ, его ответов на вопросы. Содержание указанных посланий посвящено основным направлениям внутренней и внешней политики; главными целями в экономике, политике, социальной сфере; оценке деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также деятельности общественных объединений и иных институтов гражданского общества. С 2000 по 2009 г. Президенты РФ выступали с посланиями к Федеральному Собранию РФ ежегодно (8 июня 2000 г., 3 апреля 2001 г., 18 апреля 2002 г., 16 мая 2004 г., 25 апреля 2005 г., 10 мая 2006 г., 26 апреля 2007 г., 5 ноября 2008 г., 12 ноября 2009 г.).