Президент РФ: функции и полномочия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является описание и изучение содержания основных функций и полномочий Президента Российской Федерации.
Объект исследования: конституционный статус Президента РФ. Предмет исследования: координация деятельности Президента РФ с ветвями власти.
Следовательно, задачами исследования являются:
- исследование компетенции Президента РФ как главы государства;
- изучение функций и полномочий Президента РФ.

Содержание работы

Введение ..……………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Конституционный статус Президента РФ …………….………... 5
1.1. Конституционная характеристика Президента РФ как главы
государства ………………….………………………………………..….…. 5
1.2. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих
обязанностей ……………………………………………………………….. 9
Глава 2. Основные конституционные функции и полномочия ..…….…. 11
Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражданина ……………..…………………………………………...…… 11
2.2. Органы государственной власти .. .…………………………...……… 13
2.3. Полномочия в сфере законотворчества ..…………………….......…. 15
2.4. Полномочия во внешней и внутренней политике .....…………....… 16
2.5. Военные полномочия …………….……..……………………..…….. 18
2.6. Правовые акты Президента РФ …………….……………..……….... 25
Заключение………………………………………………………………… 28
Список литературы ……….……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Президент РФ.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения полномочий, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, либо личному досмотру по делам, связанным с исполнением полномочий Президента РФ4.

Более детально соответствующий  круг общественных отношений отражен  в федеральном законе от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». В нем были также закреплены теперь и юридические гарантии неприкосновенности бывшего Президента РФ. Кроме того, закреплены существенные социальные гарантии членам умершего Президента РФ, прекратившего исполнение полномочий, и их материальное обеспечение.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может  быть лишен неприкосновенности в  случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные конституционные функции и полномочия

2.1. Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила положение, согласно которому Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Это позволяет нам сделать вывод, что он обязан гарантировать права и свободы каждому и защищать их всеми доступными ему средствами.

Президент Российской Федерации, выступая гарантом прав и  свобод человека и гражданина, обладает широкими полномочиями в области охраны и защиты прав личности. Думается, что такие полномочия вполне оправданы, т.к. Президент страны призван руководить верхними эшелонами власти. Так, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти по защите прав и свобод.

Содержание  правозащитной функции российского  Президента отчетливо выражено в  присяге, произносимой им при вступлении в должность: «...Клянусь уважать  и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Иными словами, Президент обязуется постоянно следить за положением дел в стране с правами и свободами и своевременно реагировать на их нарушения. Для этой цели он наделен разнообразными полномочиями, позволяющими ему выполнять свою правозащитную функцию.

Глава российского  государства выступает с законодательной  инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности. Сегодня  в России есть необходимость, чтобы  Президент Российской Федерации, осуществляя свою функцию по охране прав и свобод личности, активно выступал с законодательной инициативой по наиболее важным направлениям правозащитной деятельности российского государства.

В соответствии со ст. 18 Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение нормативных актов, издаваемых в государстве, а также деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Президент РФ реализует  конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина, во-первых, используя свое право законодательной инициативы, во-вторых, в порядке собственного нормотворчества издавая указы, в том числе в сфере обеспечения охраны и защиты правового статуса личности в целом и отдельных групп граждан РФ.

Решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища – это наиболее значимый аспект полномочий главы государства в указанной сфере.

Действующее на сегодняшний день Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ было утверждено Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года.

Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положение  о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и указанным Положением5.

Президент РФ назначает  референдум Российской Федерации; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование. Президент также вправе учреждать новые награды. Так, Указом Президента РФ от 08.08.2000 г. № 1463 был утвержден Статус ордена Святого Георгия, Положение о знаке отличия – Георгиевском Кресте и их описание. Президент утверждает Положение о Комиссии по государственным наградам.

 

2.2. Органы государственной  власти.

В сфере обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти полномочия Президента РФ являются довольно широкими. В самом общем виде они сформулированы в ч. 2 ст. 80 и ч. 1 ст. 85 Конституции РФ.

Президентом РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ через такие полномочия главы государства, как:

- участие в решении  вопросов принятия и образования  нового субъекта в составе  Российской Федерации6;

- предложение законодательному (представительному) органу субъекта  РФ кандидатуры на пост главы  исполнительной власти субъекта  РФ7, а также право отрешения последнего от должности8;

- роспуск законодательного (представительного) органа субъекта  РФ в случае принятия последним  нормативного акта, противоречащего  федеральному законодательству9;

- учреждение и руководство  деятельностью Государственного совета РФ – совещательного органа, в состав которого по должности входят высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ;

- назначение и руководство  деятельностью полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, обеспечивающих реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующих федеральных округов.

В Конституции РФ предусмотрен широкий спектр полномочий главы государства по формированию федеральных государственных органов. К их числу относятся право назначать выборы в Государственную Думу (например, Указом Президента РФ от 2 сентября 2007 г. «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» выборы были назначены на 2 декабря 2007 г.); право распускать Государственную Думу.

С согласия Государственной  Думы Президент РФ назначает председателя Правительства РФ. При этом ссылаясь на толкование Конституционного Суда РФ он вправе выдвигать одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. После трехкратного отклонения предложенных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ – независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды – Государственная Дума подлежит роспуску.

Стоит отметить, что принятие решения об отставке Правительства  РФ также одна из прерогатив главы  государства, что отражено в п. «в» ст. 83 Конституции РФ. Только Президент РФ вправе устанавливать систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Президент РФ на основе п. «г» ст. 83 Конституции РФ представляет Государственной Думе кандидатуру  для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, а также ставит вопрос об освобождении его от должности.

В соответствии с п. «е»  ст. 83 Конституции РФ Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры  для назначения на должности судей  Конституционного Суда РФ, назначает  судей других федеральных судов, представляет кандидатуру Генерального прокурора РФ, а также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности.

Государственной Думе представляет кандидатуру Председателя Счетной  палата РФ, а Совету Федерации –  его заместителя.

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ10.

Решение кадровых вопросов в сфере обороны, внутренних дел  также принадлежит Президенту РФ. Он назначает и освобождает высшее военное командование Вооруженных Сил РФ, присваивает воинские звания высшим офицерам.

Назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях после  консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания.

Президент РФ по результатам  проведения консультаций с общественными  объединениями, объединениями некоммерческих организаций, российскими академиями наук и творческими союзами определяет кандидатуры 42 граждан РФ, имеющих особые заслуги перед государством и обществом, и предлагает этим гражданам войти в состав Общественной палаты РФ11.

2.3. Полномочия  в сфере законотворчества.

Президент РФ является субъектом  права законодательной инициативы (п. «г» ст. 84, ст. 104 Конституции РФ). Он довольно часто использует это полномочие, подготавливая и внося в Государственную Думу законопроекты, касающиеся различного круга общественных отношений. Так, в примерной программе законопроектной работы Государственной Думы только в период осенней сессии 2007 г. Президент РФ указан в качестве инициатора 16 проектов федеральных законов12.

Подписание и обнародование законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также право вето в законотворческой сфере являются очень существенными полномочиями. Причинами отклонения закона может быть принципиальное несогласие с основными положениями закона или его отдельных разделов, глав, статей, нарушение процедуры обсуждения и принятия закона.

Право вето Президента РФ не может быть использовано в отношении  законов РФ о поправках к Конституции  РФ, а также федеральных конституционных  законов, которые подлежат подписанию и обнародованию главой государства  в течение 14 дней.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П за Президентом РФ закреплено право возвращать федеральный закон  в соответствующую палату Федерального собрания РФ, если палата нарушила установленные  Конституцией РФ требования к порядку принятия федеральных законов и предусмотренные ею условия и процедуры.

На практике имеют место и  регулярные встречи, совещания и  консультации Президента с руководством палат Федерального Собрания по наиболее важным проблемам внутренней политики, и прежде всего по актуальным законопроектам.

2.4. Полномочия  во внутренней и внешней политике.

Президент осуществляет руководство внешней политикой  Российской федерации, непосредственно  инструктирует министра иностранных  дел. Он ведет переговоры, устанавливает прямые контакты с главами иностранных государств, наносит визиты в зарубежные страны, подписывает международные договоры РФ13. Исходными основаниями для такого рода полномочий является право главы государства определять основные направления внутренней и внешней политики.

Президент РФ во всей своей внешнеполитической деятельности опирается на соответствующие государственные и политические структуры, с учетом самых разных факторов определяет государственные интересы и позиции Российской Федерации в тех или иных конкретных ситуациях и последовательно их отстаивает.

Президент РФ может использовать следующие инструменты для определения  основных направлений внутренней политики:

- обращение к Федеральному Собранию  РФ с ежегодными посланиями о положении в стране и о приоритетах внутренней и внешней политики;

- законодательную инициативу;

- право вето;

- определение состава и порядка  деятельности Правительства РФ;

- формулирование конкретных поручений  Правительства РФ;

- издание указов и распоряжений;

- встречи с руководителями палат Федерального Собрания РФ, руководителями депутатских объединений, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, лидерами политических партий, общественных и религиозных объединений, предпринимателями, деятелями науки и культуры;

- участие в различных  мероприятиях, проводимых органами  государственной власти Российской  Федерации, субъектов РФ, органами  местного самоуправления, политическими  партиями, общественными объединениями  и иными институтами гражданского  общества;

- выступление с различными заявлениями, интервью в средствах массовой информации.

Свое видение внешнеполитических интересов Российской Федерации Президент формирует в ежегодных посланиях о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Правовые рамки определения  президентом РФ основных направлений  как внутренней, так и внешней  политики обусловлены тем, что и  те и другие должны соответствовать  Конституции РФ и федеральным  законом. Для заслушивания посланий палаты Федерального Собрания РФ собираются на совместное заседание. Особенность подобного заседания состоит в том, что не предполагаются дискуссии, обсуждения тезисов, прозвучавших в обращении Президента РФ, его ответов на вопросы. Содержание указанных посланий посвящено основным направлениям внутренней и внешней политики; главными целями в экономике, политике, социальной сфере; оценке деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также деятельности общественных объединений и иных институтов гражданского общества. С 2000 по 2009 г. Президенты РФ выступали с посланиями к Федеральному Собранию РФ ежегодно (8 июня 2000 г., 3 апреля 2001 г., 18 апреля 2002 г., 16 мая 2004 г., 25 апреля 2005 г., 10 мая 2006 г., 26 апреля 2007 г., 5 ноября 2008 г., 12 ноября 2009 г.).

Информация о работе Президент РФ: функции и полномочия