Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:55, курсовая работа
Целью данной работы является описание и изучение содержания основных функций и полномочий Президента Российской Федерации.
Объект исследования: конституционный статус Президента РФ. Предмет исследования: координация деятельности Президента РФ с ветвями власти.
Следовательно, задачами исследования являются:
- исследование компетенции Президента РФ как главы государства;
- изучение функций и полномочий Президента РФ.
Введение ..……………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Конституционный статус Президента РФ …………….………... 5
1.1. Конституционная характеристика Президента РФ как главы
государства ………………….………………………………………..….…. 5
1.2. Гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих
обязанностей ……………………………………………………………….. 9
Глава 2. Основные конституционные функции и полномочия ..…….…. 11
Президент РФ – гарант Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражданина ……………..…………………………………………...…… 11
2.2. Органы государственной власти .. .…………………………...……… 13
2.3. Полномочия в сфере законотворчества ..…………………….......…. 15
2.4. Полномочия во внешней и внутренней политике .....…………....… 16
2.5. Военные полномочия …………….……..……………………..…….. 18
2.6. Правовые акты Президента РФ …………….……………..……….... 25
Заключение………………………………………………………………… 28
Список литературы ……….……………………
Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ регулируются Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Указы и распоряжения главы государства подлежат обязательному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.
Акты Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания в «Российской газете» и в информационном бюллетене «Собрание законов Российской Федерации» (кроме актов или отдельных их положений, содержащих государственную тайну или имеющих конфиденциальный характер) и, если они носят нормативно-правовой характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты главы государства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Кроме того, они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П не противоречит Конституции РФ издание Президентом РФ указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Основному закону и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.
Таким образом, даже становясь актами подзаконного характера, нормативные правовые акты Президента РФ могут регулировать общественные отношения, которые составляют предмет отсутствующего федерального закона.
В конкретных условиях необходимости быстрого и радикального обновления правовой основы процессов становления рыночной экономики, демократизации, гражданского общества и правового государства в РФ указы Президента сыграли важную роль в становлении новой правовой системы.
Для успешного осуществления своих многообразных полномочий президент РФ формирует Администрацию Президента РФ, которую возглавляет Руководитель Администрации, в обязанности которого входит координация деятельности управлений, отделов и служб Администрации.
Совет Безопасности РФ является конституционным органом, помогающим в решении возложенных на Президента задач по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Заключение.
Первая из основных функций Президента РФ – быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Президент должен находиться в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними. Этот вывод можно сделать, из того, что никакой государственный орган не может претендовать на суверенное осуществление всей полноты государственной власти в стране. Сама государственная власть не делится между органами - она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграничения функций между органами, осуществляющими соответственно законодательную, исполнительную и судебную власть.
По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Будучи юридически
дистанцирован от всех ветвей власти,
Президент нормотворчествует, управляет,
разрешает споры, осуществляет функции
конституционного контроля. Реализуя
полномочия по защите прав и свобод,
глава государства взаимодейств
Президент обязан
добиваться того, чтобы Конституция
и нормативные акты субъектов
федерации полностью
Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент РФ реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.
Власть Президента РФ ограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанности Президента РФ гарантировать Конституцию РФ, права и свободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президенту РФ свои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочий Президента РФ определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Сказанное о высокой роли Президента РФ как главы государства не означает, что его правомочия ничем не ограничены, и он может взять на себя решение любого вопроса. Рамки деятельности Президента РФ определяются Конституцией РФ и федеральным законодательством, базирующихся на принципе разделения властей.
Список литературы
3. Конституционное право Российской Федерации: учебник /ред. Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Кулушева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 369 с. – (Основы наук).
4. Конституционное право России : учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко. – М.: Издательство Юрайт; 2011. – 581 с. Серия: Бакалавр.
5. Конституционное право России : учебник / В.Г. Стрекозов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 327 с. – Серия : Основы наук.
6. Конституция Российской Федерации, постатейный
научно-практический комментарий. http://constitution.garant.ru/
7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»
8. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
9. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении»
10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
11. Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»
12. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ»
13. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
14. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»
1 Комкова Г.Н. Конституционное право Российской Федерации. – М.; ИД Юрайт, 2010. – с. 192
2 ч. 1 ст. 82 Конституции РФ. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента РФ уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу». Конституция Российской Федерации. – М.: 2011г. – с.14
3 Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: 2010. – С. 454
4 Стрекозов В.Г. Конституционное право России. – М.: ИД Юрайт, 2011. – с. 236
5 Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: 2010. – с. 459
6 ч. 2 ст. 6, ст. 10-12 Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»
7 п. 2 ст. 18 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
8 подп. «б» п. 1 ст. 19 указанного выше закона
9 ст. 9 указанного выше закона
10 п. «ж», «и», «к» ст. 83 Конституции РФ. – М.: 2011г. – с.14
11 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»
12 Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: 2010. – с. 462
13 Нудненко Л.А. Конституционное право России. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – с. 439
14 п. «в» ст. 86 Конституции РФ. – М.: 2011г. – с. 15
15 п. «г» ст. 86 Конституции РФ. – М.: 2011г. – с. 15
16 ст. 85 Конституции РФ. – М.: 2011г. – С.15
17 Эпизоо́тия - широкомасштабное распространение инфекционной болезни среди одного или многих видов животных на определённой территории, значительно превышающее уровень заболеваемости, обычно регистрируемый на данной территории. Говоря нестрого, эпизоотия — это «эпидемия у животных».
18 Нудненко Л.А. Конституционное право России. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – с. 440