Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие современных взглядов на функции и принципы права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;
- охарактеризовать признаки права, как основные черты права, которые придают ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе;
- рассмотреть принципы и функции права, как его ценностно-функциональные основы.
Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общие положения о праве…………………………………..6
1.1.Теории происхождения права………………………………..6
1.2. Понятие и признаки права……………………………….....24
ГЛАВА 2. Принципы права……………………………………………..29
2.1. Общеправовые……………………………………………...29
2.2. Межотраслевые……………………………………………...30
2.3. Отраслевые…………………………………………………..34
ГЛАВА 3. Функции права……………………………………………..36
3.1. Регулятивно – охранительные функции права…………..36
3.2. Социально – экономические функции права……………..40
Заключение……………………………………………………………..….43
Список используемых источников информации …………………….…46
Московский-
финансово юридический
Калужский филиал
Курсовая работа
По дисциплине: «Теория государства и права»
На тему: «Принципы и функции права»
Дата сдачи курсовой работы: « » г.
Дата защиты: « » г.
Оценка:
Оглавление
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Общие положения о праве…………………………………..6
1.1.Теории происхождения права………………………………..6
1.2. Понятие и признаки права………………
ГЛАВА 2. Принципы права……………………………………………..29
2.1. Общеправовые…………………………………………….
2.2. Межотраслевые……………………………………………
2.3. Отраслевые………………………………………………….
ГЛАВА 3. Функции права……………………………………………..36
3.1. Регулятивно – охранительные функции права…………..36
3.2. Социально – экономические функции права……………..40
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников информации …………………….…46
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти. Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права. Право возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов.
Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода. На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов – субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений. Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей. Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства.
Конечно, наличие несвободных людей не является их обязательным признаком. Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло. Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования.
Степень разработанности темы курсовой работы. При работе над темой мы обратились к научным трудам, посвященным принципам и функциям права. Автор опирался на теоретические разработки таких ученных- юристов, как Р.В. Енгибарян, Ю.К.Краснов, Т.Н. Радько, В.А Шевель. и др. В литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации принципов и функций права были высказаны различные взгляды С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько и др. Стоит отметить статью М.И. Байтина «О принципах и функциях права: новые моменты», опубликованная в журнале Правоведение, №3 за 2000год.
В качестве объекта курсовой работы выступают сфера отношений, связанная с действие права, его регулятивно-охранительное воздействие на общество.
Предметом курсовой работы являются понятие, сущность и классификация функций права, сложившаяся в общей теории права.
Целью курсовой работы является раскрытие современных взглядов на функции и принципы права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;
- охарактеризовать признаки
- рассмотреть принципы и
Методологическая основа курсовой работы. При исследовании использовались как общенаучные методы диалектической философии, такие как системный анализ, исторический и логический методы познания, так и специальные и частноправовые.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех разделов, семи подразделов, заключения, списка используемых источников информации.
Глава 1. Общие положения о праве
1.1. Теории происхождения права
Право:
- совокупность норм, установленных
или санкционированных
-набор полномочий, принадлежащий конкретному лицу
Право связано с государством, но существует естественно – правовая теория .
Нормы права:
- понятия и виды норм права
- их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц
Нормы права – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, использование которых обеспечивается принудительной силой государства.
Императивные нормы права – нормы, содержащие категорические предписания , не может быть изменено по воле сторон .
Диспозитивные нормы права – правила, действующие лишь если стороны не установят для себя другие нормы. Например не допускается одностороннее расторжение договора, если иное не предусмотрено соглашением.
Действие норм права во времени:
- когда начинает
- когда прекращает действие
Норма права начинает своё действие с момента вступления ее в силу.
- это может быть указано в самом нормативном акте
а) путём указания точной даты
б) с момента официального опубликования
- если не указано в самом нормативном акте, то закон вступает в силу через 10 дней после опубликования, указ президента – через 7 дней, постановления правительства – с момента утверждения, постановление ведомств – с момента госрегистрации и через 10 дней опубликования.
Официальным источником опубликования
является «Российская газета» и
собрание законодательства РФ. Это
официальное периодическое
Источники права:
- способы выражения,
1) правовой обычай
2) юридический прецедент
3) нормативно – правовой акт
4) договор
Правовой обычай - санкционированные государством нормы поведения, которые сложились между людьми в обществе и были впоследствии санкционированы в качестве правовых,
Юридический прецедент – решение
судебного или
Нормативно-правовой акт: решение определённого субъекта законодательства, выраженный в письменной форме и содержащий описание нормы права.
Договор – это соглашение, в
котором указаны права и
В науке теория государства и права выделяют следующие теории происхождения права:
1. Теологическая (божественная) теория происхождения права.Теологическая концепция считается достаточно древней и при этом упрощенной среди ученых-теоретиков права. Многие современные ученые считают, что данная теория ненаучна. С.Н. Фролов1, адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД РФ посчитал недопустимой подобную ситуацию. В своей статье С.Н. Фролов привел доводы,
подтверждающие значение божественной теории и в наше время.
«С точки зрения философии выделяется три основных концепции осмысления бога и его деяний: теизм, пантеизм и деизм - пишет С.Н. Фролов - Для теизма характерно представление о Боге как о персонифицированном и внеприродном существе, в пантеизме Бог предстает безличной и слитой с природой сущностью, в деизме Бог есть всего лишь первопричина, перводвигатель, а далее мир и человек развиваются по собственным законам, независящим от воли Бога. Тем не менее, современная теоретико-правовая наука данный факт абсолютно не учитывает и использует понимание божественного происхождения права, характерное для теизма, а следовательно, опускает языческие и примитивные представления о божественном начале права и справедливости». Автор статьи считает, что современная трактовка божественной концепции происхождения права построена таким образом, что формирует исключительно позитивистское представление о праве: «Большинство авторов традиционно приводит примеры в образе божественного дара людям перечня письменных установлений, законов, например: Законы Хаммурапи, Законы Ману, скрижали Бога, врученные Моисею, Коран и т.п. Подобная трактовка не только неверна, но и одновременно мешает понять значение божественной концепции происхождения права в становлении и эволюции правовой жизни человеческого общества». В своей работе С.Н. Фролов приводит интересные доводы в обоснование своей концепции.
Например, полное название Законов Ману звучит как Манавадхарма-шастра. Еще в XIX в. считалось, что Законы Ману не имеют ничего общего с мифическим Ману, упоминаемым в Ведах, Махабхарате и других древних памятниках индийской литературы. Документ вышел из ведийской школы Манава, скорее всего, просто принявшей имя бога Ману. В своей статье С.Н. Фролов, ссылаясь на религиозные источники, разъясняет позиции деизма: «Бог неоднократно обращался к Моисею и его предшественникам, указывая на то, что земная жизнь народов протекает не так, как бы он хотел. Государства, города, деревни живут в политической системе, имеют систему нормативного регулирования, но они не истинны, являют собой не право. Таким образом, именно божественная концепция происхождения права впервые обращает внимание человека на проблему правовых и неправовых законов, актуальную и для сегодняшнего дня.» Мы так же, как и С.Н. Фролов, считаем, что теологическая теория раскрывает происхождение права естественного, а не позитивного. Именно благодаря вере в Бога появились моральные нормы, составляющие неписанный моральный кодекс.
Данное мнение поддерживал и знаменитый английский правовед Уильям Блекстоун. «Он в своей работе «Комментарии к законам Англии» был первым со времен Генри Брактона2, кто обобщил многовековую практику общего права, систематизировал все виды права, которые, на его взгляд, преобладали в Англии, соединил интеллектуальные традиции общего права с теми, которые преобладали в XVII - XVIII вв. в английской политической философии.» Первый том «Комментариев» появился в 1765 г.
«Человек как творение должен неизбежно подчиняться своему Творцу (Создателю) (Creator), это называется естественным правом (the law of nature). Ибо Бог, когда он создал человека и наделил его свободой регулировать свою жизнь, установил определенные правила, посредством которых эта свобода регулируется и ограничивается, а также наделил разум человека способностью обнаруживать эти правила. Эти правила - вечные законы хорошего и плохого, которые Творец вписал во все свои установления и которые дал возможность открывать человеческому разуму настолько, насколько это необходимо, чтобы руководить своим поведением. Эти законы являются связующими над всем миром, во всех странах и во все времена: нет таких действующих человеческих законов, если они противны этим заповедям». Мысли Блэкстоуна сводятся, на наш взгляд, также к отождествлению Бога и естественного права. Бог - творец мира, создатель человека; он создал первичные законы (вечные нормы хорошего и плохого), общие для всего человечества. «Здесь прослеживается тенденция, характерная для большинства английских правоведов XIII - XVIII вв., направленная на определение роли естественного права в качестве моральной и ценностной основы жизнедеятельности».