Принципы и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие современных взглядов на функции и принципы права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;
- охарактеризовать признаки права, как основные черты права, которые придают ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе;
- рассмотреть принципы и функции права, как его ценностно-функциональные основы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общие положения о праве…………………………………..6
1.1.Теории происхождения права………………………………..6
1.2. Понятие и признаки права……………………………….....24
ГЛАВА 2. Принципы права……………………………………………..29
2.1. Общеправовые……………………………………………...29
2.2. Межотраслевые……………………………………………...30
2.3. Отраслевые…………………………………………………..34
ГЛАВА 3. Функции права……………………………………………..36
3.1. Регулятивно – охранительные функции права…………..36
3.2. Социально – экономические функции права……………..40
Заключение……………………………………………………………..….43
Список используемых источников информации …………………….…46

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВ1 (Восстановлен).docx

— 137.62 Кб (Скачать файл)

Московский- финансово юридический университет

Калужский филиал

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Теория государства и права»

На тему: «Принципы и функции права»

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнила: студентка

                                                                          Право и орг. соц.обеспечения

                                                                          Группы: 27ЮРд4110

                                                                          Ахмедов Руслан

                                                                          Преподаватель: Аракелова

                                                                         Анна Геннадьевна

                                                                                    

 

 

 

Дата сдачи курсовой работы:  «  »                         г.


Дата защиты:   «  »                           г.


Оценка:


                                            

                                         Москва 2012г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.   Общие положения о праве…………………………………..6

              1.1.Теории происхождения права………………………………..6

               1.2.  Понятие и признаки права……………………………….....24

ГЛАВА 2.     Принципы права……………………………………………..29

               2.1.  Общеправовые……………………………………………...29

               2.2.  Межотраслевые……………………………………………...30

               2.3.  Отраслевые…………………………………………………..34

ГЛАВА 3.      Функции права……………………………………………..36

               3.1.   Регулятивно – охранительные функции  права…………..36

               3.2.   Социально – экономические функции права……………..40

Заключение……………………………………………………………..….43

Список используемых источников информации …………………….…46

 

 

                                                

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Актуальность темы курсовой  работы. Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.  Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

На любой стадии исторического  развития человеческий коллектив для  того, чтобы сохранить себя как  устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные  и общеобязательные для всех его  членов правила и нормы поведения  – нормативный порядок.  Без  наличия соответствующего порядка  невозможно существование какой-либо общности людей.

Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения  является признаком и назначением  всякой общественной власти.  Именно определенная нормативная организация  всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную  социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия. Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права.  Право возникает тогда, когда  в обществе появляются свободные  и несвободные люди.  Власть в  первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его  членов.    

Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода. На смену институтам и нормам родовой власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма защиты свободы индивидов – субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений.  Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей. Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства. 

          Конечно, наличие несвободных людей не является их обязательным признаком.  Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло.  Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования.

Степень разработанности темы курсовой работы. При работе над темой мы обратились к научным трудам, посвященным принципам и функциям права. Автор опирался на теоретические разработки таких ученных- юристов, как Р.В. Енгибарян, Ю.К.Краснов, Т.Н. Радько, В.А Шевель. и др. В литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и классификации принципов и функций права были высказаны различные взгляды С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер,  Т.Н. Радько и др. Стоит отметить статью М.И. Байтина «О принципах и функциях права: новые моменты», опубликованная в журнале Правоведение, №3 за 2000год.    

В качестве объекта курсовой работы выступают сфера отношений, связанная с действие права, его регулятивно-охранительное воздействие на общество.   

Предметом курсовой работы являются  понятие, сущность и классификация функций права, сложившаяся в общей теории права.

Целью курсовой работы является раскрытие  современных взглядов на функции  и принципы права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;

- охарактеризовать признаки права,  как основные черты права, которые  придают ему характер особенной  господствующей системы нормативного  регулирования в обществе;

- рассмотреть принципы и функции  права, как его ценностно-функциональные основы.

Методологическая основа курсовой работы. При исследовании использовались как общенаучные методы диалектической философии, такие как системный анализ, исторический и логический методы познания, так и специальные и частноправовые.

Структура курсовой работы состоит  из введения, трех разделов, семи подразделов, заключения, списка используемых источников информации.

           

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

Глава 1.   Общие положения о праве

1.1. Теории происхождения права

Право:

- совокупность норм, установленных  или санкционированных государством 

-набор полномочий, принадлежащий  конкретному лицу

Право связано с государством, но существует естественно – правовая теория .

Нормы права:

- понятия и виды норм права

- их действия во времени, в  пространстве и по кругу лиц

Нормы права – это общеобязательные правила поведения, установленные  или санкционированные государством, использование которых обеспечивается принудительной силой государства.

Императивные нормы права –  нормы, содержащие категорические предписания , не может быть изменено по воле сторон .

Диспозитивные нормы права –  правила, действующие  лишь если стороны не установят для себя другие нормы. Например не допускается одностороннее расторжение договора, если иное не предусмотрено соглашением.

Действие норм права во времени:

- когда начинает

- когда прекращает действие

Норма права начинает своё действие с момента вступления ее в силу.

- это может быть указано в  самом нормативном акте

а) путём указания точной  даты

б) с момента официального опубликования

  - если не указано в самом нормативном акте, то закон вступает в силу через 10 дней после опубликования, указ президента – через 7 дней, постановления правительства – с момента утверждения, постановление ведомств – с момента госрегистрации и через 10 дней опубликования.

Официальным источником опубликования  является «Российская газета» и  собрание законодательства РФ. Это  официальное периодическое издание, в котором публикуется постановление  палат, правительства, Думы, Конституционного Суда.

  Источники права:

- способы выражения, закрепления  и существования юридических  норм

1) правовой обычай

2) юридический прецедент

3) нормативно – правовой акт

4) договор

Правовой обычай - санкционированные государством нормы поведения, которые сложились между людьми в обществе и были впоследствии санкционированы в качестве правовых,

Юридический прецедент – решение  судебного или административного  органа по конкретному делу, которому придаётся обязательная нормативя сила.

Нормативно-правовой акт: решение определённого субъекта законодательства, выраженный в письменной форме и содержащий описание нормы права.

Договор – это соглашение, в  котором указаны права и обязанности  сторон. Широко распространено в международном, гражданском , трудовом праве.

В науке теория государства и права выделяют следующие теории происхождения права:

1. Теологическая (божественная) теория происхождения права.Теологическая концепция считается достаточно древней и при этом упрощенной среди ученых-теоретиков права. Многие современные ученые считают, что данная теория ненаучна. С.Н. Фролов1, адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД РФ посчитал недопустимой подобную ситуацию. В своей статье С.Н. Фролов привел доводы,

подтверждающие  значение божественной теории и в  наше время.

 «С точки зрения философии выделяется три основных концепции осмысления бога и его деяний: теизм, пантеизм и деизм - пишет С.Н. Фролов - Для теизма характерно представление о Боге как о персонифицированном и внеприродном существе, в пантеизме Бог предстает безличной и слитой с природой сущностью, в деизме Бог есть всего лишь первопричина, перводвигатель, а далее мир и человек развиваются по собственным законам, независящим от воли Бога. Тем не менее, современная теоретико-правовая наука данный факт абсолютно не учитывает и использует понимание божественного происхождения права, характерное для теизма, а следовательно, опускает языческие и примитивные представления о божественном начале права и справедливости». Автор статьи считает, что современная трактовка божественной концепции происхождения права построена таким образом, что формирует исключительно позитивистское представление о праве: «Большинство авторов традиционно приводит примеры в образе божественного дара людям перечня письменных установлений, законов, например: Законы Хаммурапи, Законы Ману, скрижали Бога, врученные Моисею, Коран и т.п. Подобная трактовка не только неверна, но и одновременно мешает понять значение божественной концепции происхождения права в становлении и эволюции правовой жизни человеческого общества». В своей работе С.Н. Фролов приводит интересные доводы в обоснование своей концепции.  

Например, полное название Законов  Ману звучит как Манавадхарма-шастра. Еще в XIX в. считалось, что Законы Ману не имеют ничего общего с мифическим Ману, упоминаемым в Ведах, Махабхарате  и других древних памятниках индийской  литературы. Документ вышел из ведийской  школы Манава, скорее всего, просто принявшей имя бога Ману. В своей статье С.Н. Фролов, ссылаясь на религиозные источники, разъясняет позиции деизма: «Бог неоднократно обращался к Моисею и его предшественникам, указывая на то, что земная жизнь народов протекает не так, как бы он хотел. Государства, города, деревни живут в политической системе, имеют систему нормативного регулирования, но они не истинны, являют собой не право. Таким образом, именно божественная концепция происхождения права впервые обращает внимание человека на проблему правовых и неправовых законов, актуальную и для сегодняшнего дня.» Мы так же, как и С.Н. Фролов, считаем, что теологическая теория раскрывает происхождение права естественного, а не позитивного. Именно благодаря вере в Бога появились моральные нормы, составляющие неписанный моральный кодекс.

Данное мнение поддерживал и  знаменитый английский правовед Уильям Блекстоун. «Он в своей работе «Комментарии к законам Англии»  был первым со времен Генри Брактона2, кто обобщил многовековую практику общего права, систематизировал все виды права, которые, на его взгляд, преобладали в Англии, соединил интеллектуальные традиции общего права с теми, которые преобладали в XVII - XVIII вв. в английской политической философии.» Первый том «Комментариев» появился в 1765 г.

 «Человек как творение должен неизбежно подчиняться своему Творцу (Создателю) (Creator), это называется естественным правом (the law of nature). Ибо Бог, когда он создал человека и наделил его свободой регулировать свою жизнь, установил определенные правила, посредством которых эта свобода регулируется и ограничивается, а также наделил разум человека способностью обнаруживать эти правила. Эти правила - вечные законы хорошего и плохого, которые Творец вписал во все свои установления и которые дал возможность открывать человеческому разуму настолько, насколько это необходимо, чтобы руководить своим поведением. Эти законы являются связующими над всем миром, во всех странах и во все времена: нет таких действующих человеческих законов, если они противны этим заповедям». Мысли Блэкстоуна сводятся, на наш взгляд, также к отождествлению Бога и естественного права. Бог - творец мира, создатель человека; он создал первичные законы (вечные нормы хорошего и плохого), общие для всего человечества. «Здесь прослеживается тенденция, характерная для большинства английских правоведов XIII - XVIII вв., направленная на определение роли естественного права в качестве моральной и ценностной основы жизнедеятельности».

Информация о работе Принципы и функции права