Принципы и функции права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие современных взглядов на функции и принципы права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;
- охарактеризовать признаки права, как основные черты права, которые придают ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе;
- рассмотреть принципы и функции права, как его ценностно-функциональные основы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общие положения о праве…………………………………..6
1.1.Теории происхождения права………………………………..6
1.2. Понятие и признаки права……………………………….....24
ГЛАВА 2. Принципы права……………………………………………..29
2.1. Общеправовые……………………………………………...29
2.2. Межотраслевые……………………………………………...30
2.3. Отраслевые…………………………………………………..34
ГЛАВА 3. Функции права……………………………………………..36
3.1. Регулятивно – охранительные функции права…………..36
3.2. Социально – экономические функции права……………..40
Заключение……………………………………………………………..….43
Список используемых источников информации …………………….…46

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВ1 (Восстановлен).docx

— 137.62 Кб (Скачать файл)

Другими словами, при исследовании государственно-правовых явлений необходимо исходить из многоаспектности бытия, последовательно  применяя такой принцип научного познания, как плюрализм. Благодаря  плюралистическому подходу к  изучению наиболее общих закономерностей  возникновения, развития и функционирования государства и права теория создает  систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной политической и правовой жизни».

6. Социологическая теория. Социологическая теория возникла в XVIII в. (в России - во второй половине XIX в.) Мы относим эту теорию к школе «свободного права», то есть школе, ставящей естественное право выше позитивного. Социологический тип правопонимания предполагал, что право - это социальное явление и существует независимо от государства (хотя часть правовых норм может санкционироваться государством), и его истоки нужно искать в обществе. Приверженцами этой теории были: в Европе - Эрлих, в США - Паунд, а в России XIX в. - М.Н. Коркунов, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев. В данной работе мы раскроем позицию указанных ученых по отношению к процессу происхождения права.

«М.Н. Коркунов исходил из идей Иеринга, считая главным содержанием общественной жизни столкновение различных интересов. Он делал вывод, что право есть средство регуляции взаимных интересов  и обеспечения общественного  порядка». При этом, как мы считаем, такое право не обязательно должно включать в себя нормы естественного  права. Раскрывая суть своей концепции, М.Н. Коркунов утверждал о релятивности (относительности) права, это положение  снимает противопоставление естественного  и позитивного права. «Право (по Коркунову) не сводится к закону. Закон - лишь один из возможных способов его существования. Особое внимание Коркунов уделял психологическому аспекту права».

М. Ковалевский занимался генетической социологией (происхождением различных  социальных институтов). Идею права  Ковалевский основывал на историко-социологическом  методе познания. Сравнивая общества, находящиеся на одном этапе исторического  развития с обществами, находящимися на иных этапах, и учитывая общие  социологические закономерности развития обществ, можно с большой долей  уверенности говорить о том, что  в конкретном законодательстве должно быть усовершенствовано, а что с  неизбежностью отмирает. Ковалевский  считал, что развитие позитивного  права зависит не от абстрактных  идей, а от социально-экономического уклада в обществе. Одним из первых обратил внимание на то, что право является элементом социальной жизни общества С.А. Муромцев. Основа его учения была в том, что право не является идеальным явлением, которое существует независимо. Это явление социальное, обусловленное существующими общественными отношениями.

Сторонники социологической доктрины считают, что решающую роль в различении «правового» и «неправового»  должен играть суд. «Суд своими решениями  может создавать право, основываясь  на представлениях в обществе о должном  и справедливом. Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет Л. Дюги. Он считает, что люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей  солидарности. Идеи социологической  теории права выражают сущность правового  государства, в котором и государство, и граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага». Однако неприемлемы, на наш  взгляд, идеи отрицания нормативности  как важнейшего свойства права. Следует  отметить, что ни одна из классических концепций правопонимания не является самодостаточной. В то же время теории нуждались друг в друге, так как  каждая из них решала теоретико-правовые задачи. В итоге развитие классических типов правопонимания подготовило  почву для их синтеза в рамках новых научных представлений.

Делая вывод по всему вышесказанному в этом пункте, заострим внимание на особенностях социологического подхода. Социологическая школа не отвергает  позитивное право. Позитивное и естественное право вообще нельзя сравнивать, так  как они выражают полярные интересы (законы - интересы государства, а естественное право - интересы личности). С точки  зрения социологического подхода понятия  «закон» и «право» далеко не тождественны друг другу: «Согласно социологическому подходу, закон - собрание во многом «волевых», но далеко не всегда обоснованных и  справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в  юридических источниках, сколько  в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное - не «буква», а «дух» закона. Высшее благо - не формальная законность, а  благо и справедливость. Важно  знать не только закон, но и право».

7. Происхождение права и марксистское правопонимание. В основе марксистской теории лежит историко-материалистическое учение об общественном развитии, а также классовая трактовка права. Основные положения этой концепции изложены в произведениях Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина и (в меньшей степени) Г.В. Плеханова. Как считают некоторые современные ученые, у марксистов не было своей теории правопонимания (а значит, и теории происхождения права). «Существовала лишь догма, объясняющая положение в обществе права и государства с точки зрения исторического детерминизма. Право и государство в этом смысле представлялись надстройками над экономическим базисом общества, способами реализации воли господствующего класса. Так как это надстройки ад экономическим базисом, то по достижении соответствующего уровня общественного развития они неизбежно отомрут».

П.И. Стучка дал праву такое определение: «Право - это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая  интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой  его (то есть классовым государством)».

Теоретик меновой теории права, представлявший право в историческом аспекте, Е.Б. Пашуканис, рассматривал право как своеобразную форму  правовой коммуникации, возникающей  на основе обменных отношений. Его теория не сочеталась с господствующим марксистским этатизмом, и Пашуканис был расстрелян.

Наиболее соответствующей марксистскому  правопониманию явилась теория прокурора  А.Я. Вышинского. Вышинский полагал, что право - это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего  класса, установленных в законодательном  порядке, а также обычаев и  правил общежития, санкционированных  государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства. Таким образом, перефразировав данную теорию, можно  вывести концепцию происхождения  права согласно названному определению: А.Я. Вышинский поддерживал нормативистский  подход к объяснению феномена права, соответственно право появилось  тогда, когда государство создало  систему норм, выражающих волю гсподствующего класса или преобразовало обычаи в правовые нормы, санкционировав их, то есть придав им императивный характер.

8. Психологическая теория происхождения права. Психологическая концепция права была сформулирована в предреволюционные годы заведующим кафедрой философии права Санкт-Петербургского университета Л.И. Петражицким. По Петражицкому, право есть не правовые отношения (как считала социологическая школа права), не правовые нормы (как считали этатисты), не высшая идея (как считали юснатуралисты), а особого рода эмоции, то есть он выводил нормы права из психики человека. Отличительной особенностью таких эмоций является их атрибутивность.

С одной стороны, эти эмоции возлагают  на нас определенные обязанности, с  другой стороны, они представляют другому  право требовать от нас исполнения этих обязанностей. «Именно эта атрибутивная составляющая и является сущностью  права, и она отличает право от общих социальных явлений». Как считает кандидат юридических и филологических наук, доцент Попова Анна Владиславовна7 в своей статье «Общефилософские проблемы права в трудах русских неолибералов в конце XIX - начале XX в.в.», обоснование идеи права у всех представителей русского неолиберального правоведения (в том числе и у представителей психологической школы), включало в себя: противостояние юридическому позитивизму; выявление природы права в контексте его отличия от иных форм регулирования общественной жизни; а также утверждение связи идеи права как системы объективного права и идеи права личности как системы субъективного права. Таким образом, психологическая школа ставила акцент на изучении естественного права. Петражицкий размывает границы права: к правовому полю философ относил и правила карточной игры, и правила поведения за столом, и даже договор с дьяволом. Атрибутивное право Петражицкий называл неофициальным, право же, имеющее поддержку государства - официальным. «Ученый исходил из первичности права, а не государства. Государство производно от права и является формой его защиты. Помимо деления права на официальное и неофициальное, Петражицкий разделил право на интуитивное и позитивное. В первом случае правовые эмоции обусловлены внутренними установками субъекта, во втором - внешней волей (Бог, монарх)».

Можно сделать вывод из учения Петражицкого: право не «выдумывается людьми», право формируется в процессе бессознательного социально-психологического приспособления к наиболее социально  разумному поведению. Ученик Петражицкого П.А. Сорокин увязал его концепцию с социологией, развив её таким образом в коммуникативном направлении, признав объективные проявления права, его социальное бытие. «Питирим Сорокин считал, что право - это совокупность правил поведения, обладающих определенными свойствами. Правила устанавливают взаимоотношения между двумя правовыми центрами, один из которых наделяется правом, а другой - обязанностью (что один вправе требовать от другого, и что другой должен исполнять). Всякая норма, обладающая подобными признаками, является правовой». Как и при характеристике других теорий можно сказать, что психологическую теорию можно серьезно изучать только в совокупности с остальными теориями происхождения государства. Данная теория является типичной концепцией, описывающей становление и развитие естественного права.

9. Другие теории происхождения права. В настоящее время существует множество теорий, объясняющих происхождение права. В нашей курсовой работе мы рассмотрели в подробностях лишь некоторые из них. В этом пункте нам хотелось бы раскрыть содержание и основные положения теорий, которые, по нашему мнению, тоже имеют право на существование.

Значительную роль играют смешанные  теории происхождения права. Так, школа  возрожденного естественного права (её сторонниками были П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой), которая  в виде отдельного направления существовала только в Росси, базировалась на идеях  юснатурализма и договорной или договорно-правовой концепции. «П. Новгородцев считал, что право - это совокупность нравственных требований к действующему праву, большую роль играют религиозные нормы. Для Чичерина сама идея права возможна только в случае признания человека основной ценностью, целью общественного развития». Е. Трубецкой отождествлял естественное право, нравственность и правду. Его конечный вывод состоял в том, что в «образовании и развитии права участвуют два фактора: идея разума, лежащая в основе правосознания, и исторический коллективный опыт человечества. Причем первый фактор понимался в качестве цели права, а второй - в качестве средства для осуществления этой цели. Таким образом, Е.Н. Трубецкой пришел к мысли о том, что понимание природы права требует необходимость синтеза двух противоположных фундаментальных философско-правовых парадигм: естественно-правовой и позитивистской».

На основе учения школы естественного  права базируется интегративная  школа. Разработчиком интегративного правопонимания в России был философ  Владимир Соловьев - человек глубоко  верующий, поэтому для Соловьева  характерен приоритет нравственно-религиозных  ценностей. Он дал два определения  права - онтологическое и аксиологическое. «При определении аксиологической  сущности права Соловьев исходил  из примата человеческой личности, признания её духовного начала, признания  за ней свободы: ограничение свободы  и порождает право, так как  означает признание свободы другого  лица, то есть право есть свобода, ограниченная на основах равенства.

Давая аксиологическое определение  права, Соловьев оперирует понятиями  «справедливость» и «равенство»: справедливость не синонемична равенству справедливость есть мера нравственно-должного. а нравственно-должное - основной признак права».

Существующую связь идеи права  с вопросами этики отмечал  в своей концепции этического персонализма И.А. Покровский. «Право в  соответствии с его теорией есть не самоцель, а лишь средство для  достижения цели, подчиняющее поведение  человека в интересах высшего  блага. Вследствие этого каждая норма права предстоит не только с точки зрения ее «данности», но и ее «должности», что требует не только познания этой нормы как она есть, но и оценки того, как она должна быть». Таким образом, эта теория подтверждает положения теории естественного права.

Итак, право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются  и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения и выступают государственным  регулятором общественных отношений.

1.2.  Понятие и признаки права

Право возникает на определенном этапе  человеческого развития. Люди первобытно-общинного  строя не знали права и руководствовались  в своей деятельности обычаями и  традициями. Большую роль в их жизни  играли мифы, ритуалы, обряды. В тог  далекий период зарождались и  религиозные нормы.  

Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного  института социальной жизни, как  государство.

Возникновение государства и права  обусловлено общественными потребностями, а именно:

необходимостью установления стабильности и единого порядка отношений  новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;

необходимостью поддержания единого  порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение  которых стало существенно различным, что вызывало неустранимые противоречия и конфликты;

необходимостью ограничения и  смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся  в развитии постоянного обмена и  соседских взаимоотношений и  защите своих интересов мирными  средствами.

Праву присущи следующие специфические  признаки.

1. Право состоит из норм, т.  е. из правил поведения, которые  являются обязательными. Суть  данного признака заключается  в соблюдении норм права независимо  от отношения к ним со стороны  физических, юридических лиц, государственных  и муниципальных образований.  Это свойство права обусловлено  верховенством и независимостью (суверенитетом) государственной  власти, от которой в основном  и исходят нормы права. Однако  степень обязательности норм  права может быть разной, что  зависит от круга их адресатов.  Так, норма, устанавливающая налог  на доходы физических лиц, общеобязательна,  а положения, касающиеся местных  налогов, имеют силу только  в отношении субъектов, проживающих  или осуществляющих свою деятельность  на определенной территории. Нормы  корпоративные действуют в отношении  работников и акционеров данной  корпорации и обязательны только  для них.

Информация о работе Принципы и функции права