Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие современных взглядов на функции и принципы права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;
- охарактеризовать признаки права, как основные черты права, которые придают ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе;
- рассмотреть принципы и функции права, как его ценностно-функциональные основы.
Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общие положения о праве…………………………………..6
1.1.Теории происхождения права………………………………..6
1.2. Понятие и признаки права……………………………….....24
ГЛАВА 2. Принципы права……………………………………………..29
2.1. Общеправовые……………………………………………...29
2.2. Межотраслевые……………………………………………...30
2.3. Отраслевые…………………………………………………..34
ГЛАВА 3. Функции права……………………………………………..36
3.1. Регулятивно – охранительные функции права…………..36
3.2. Социально – экономические функции права……………..40
Заключение……………………………………………………………..….43
Список используемых источников информации …………………….…46
Другими словами, при исследовании государственно-правовых явлений необходимо исходить из многоаспектности бытия, последовательно применяя такой принцип научного познания, как плюрализм. Благодаря плюралистическому подходу к изучению наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права теория создает систему знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной политической и правовой жизни».
6. Социологическая теория. Социологическая теория возникла в XVIII в. (в России - во второй половине XIX в.) Мы относим эту теорию к школе «свободного права», то есть школе, ставящей естественное право выше позитивного. Социологический тип правопонимания предполагал, что право - это социальное явление и существует независимо от государства (хотя часть правовых норм может санкционироваться государством), и его истоки нужно искать в обществе. Приверженцами этой теории были: в Европе - Эрлих, в США - Паунд, а в России XIX в. - М.Н. Коркунов, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев. В данной работе мы раскроем позицию указанных ученых по отношению к процессу происхождения права.
«М.Н. Коркунов исходил из идей Иеринга,
считая главным содержанием
М. Ковалевский занимался
Сторонники социологической
Делая вывод по всему вышесказанному в этом пункте, заострим внимание на особенностях социологического подхода. Социологическая школа не отвергает позитивное право. Позитивное и естественное право вообще нельзя сравнивать, так как они выражают полярные интересы (законы - интересы государства, а естественное право - интересы личности). С точки зрения социологического подхода понятия «закон» и «право» далеко не тождественны друг другу: «Согласно социологическому подходу, закон - собрание во многом «волевых», но далеко не всегда обоснованных и справедливых норм вчерашнего дня. Следовательно, право надо искать не столько в юридических источниках, сколько в самой жизни, хотя и с учетом действующего законодательства. Главное - не «буква», а «дух» закона. Высшее благо - не формальная законность, а благо и справедливость. Важно знать не только закон, но и право».
7. Происхождение права и марксистское правопонимание. В основе марксистской теории лежит историко-материалистическое учение об общественном развитии, а также классовая трактовка права. Основные положения этой концепции изложены в произведениях Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина и (в меньшей степени) Г.В. Плеханова. Как считают некоторые современные ученые, у марксистов не было своей теории правопонимания (а значит, и теории происхождения права). «Существовала лишь догма, объясняющая положение в обществе права и государства с точки зрения исторического детерминизма. Право и государство в этом смысле представлялись надстройками над экономическим базисом общества, способами реализации воли господствующего класса. Так как это надстройки ад экономическим базисом, то по достижении соответствующего уровня общественного развития они неизбежно отомрут».
П.И. Стучка дал праву такое определение:
«Право - это система (или порядок)
общественных отношений, соответствующая
интересам господствующего
Теоретик меновой теории права, представлявший право в историческом аспекте, Е.Б. Пашуканис, рассматривал право как своеобразную форму правовой коммуникации, возникающей на основе обменных отношений. Его теория не сочеталась с господствующим марксистским этатизмом, и Пашуканис был расстрелян.
Наиболее соответствующей
8. Психологическая теория происхождения права. Психологическая концепция права была сформулирована в предреволюционные годы заведующим кафедрой философии права Санкт-Петербургского университета Л.И. Петражицким. По Петражицкому, право есть не правовые отношения (как считала социологическая школа права), не правовые нормы (как считали этатисты), не высшая идея (как считали юснатуралисты), а особого рода эмоции, то есть он выводил нормы права из психики человека. Отличительной особенностью таких эмоций является их атрибутивность.
С одной стороны, эти эмоции возлагают на нас определенные обязанности, с другой стороны, они представляют другому право требовать от нас исполнения этих обязанностей. «Именно эта атрибутивная составляющая и является сущностью права, и она отличает право от общих социальных явлений». Как считает кандидат юридических и филологических наук, доцент Попова Анна Владиславовна7 в своей статье «Общефилософские проблемы права в трудах русских неолибералов в конце XIX - начале XX в.в.», обоснование идеи права у всех представителей русского неолиберального правоведения (в том числе и у представителей психологической школы), включало в себя: противостояние юридическому позитивизму; выявление природы права в контексте его отличия от иных форм регулирования общественной жизни; а также утверждение связи идеи права как системы объективного права и идеи права личности как системы субъективного права. Таким образом, психологическая школа ставила акцент на изучении естественного права. Петражицкий размывает границы права: к правовому полю философ относил и правила карточной игры, и правила поведения за столом, и даже договор с дьяволом. Атрибутивное право Петражицкий называл неофициальным, право же, имеющее поддержку государства - официальным. «Ученый исходил из первичности права, а не государства. Государство производно от права и является формой его защиты. Помимо деления права на официальное и неофициальное, Петражицкий разделил право на интуитивное и позитивное. В первом случае правовые эмоции обусловлены внутренними установками субъекта, во втором - внешней волей (Бог, монарх)».
Можно сделать вывод из учения Петражицкого: право не «выдумывается людьми», право формируется в процессе бессознательного социально-психологического приспособления к наиболее социально разумному поведению. Ученик Петражицкого П.А. Сорокин увязал его концепцию с социологией, развив её таким образом в коммуникативном направлении, признав объективные проявления права, его социальное бытие. «Питирим Сорокин считал, что право - это совокупность правил поведения, обладающих определенными свойствами. Правила устанавливают взаимоотношения между двумя правовыми центрами, один из которых наделяется правом, а другой - обязанностью (что один вправе требовать от другого, и что другой должен исполнять). Всякая норма, обладающая подобными признаками, является правовой». Как и при характеристике других теорий можно сказать, что психологическую теорию можно серьезно изучать только в совокупности с остальными теориями происхождения государства. Данная теория является типичной концепцией, описывающей становление и развитие естественного права.
9. Другие теории происхождения права. В настоящее время существует множество теорий, объясняющих происхождение права. В нашей курсовой работе мы рассмотрели в подробностях лишь некоторые из них. В этом пункте нам хотелось бы раскрыть содержание и основные положения теорий, которые, по нашему мнению, тоже имеют право на существование.
Значительную роль играют смешанные
теории происхождения права. Так, школа
возрожденного естественного
На основе учения школы естественного
права базируется интегративная
школа. Разработчиком интегративного
правопонимания в России был философ
Владимир Соловьев - человек глубоко
верующий, поэтому для Соловьева
характерен приоритет нравственно-
Давая аксиологическое определение
права, Соловьев оперирует понятиями
«справедливость» и «равенство»: справедливость
не синонемична равенству
Существующую связь идеи права с вопросами этики отмечал в своей концепции этического персонализма И.А. Покровский. «Право в соответствии с его теорией есть не самоцель, а лишь средство для достижения цели, подчиняющее поведение человека в интересах высшего блага. Вследствие этого каждая норма права предстоит не только с точки зрения ее «данности», но и ее «должности», что требует не только познания этой нормы как она есть, но и оценки того, как она должна быть». Таким образом, эта теория подтверждает положения теории естественного права.
Итак, право есть система общеобязательных
правил поведения, которые устанавливаются
и охраняются государством, выражают
общие и индивидуальные интересы
населения и выступают
1.2. Понятие и признаки права
Право возникает на определенном этапе
человеческого развития. Люди первобытно-общинного
строя не знали права и
Право появилось гораздо позднее, и его судьба в значительной мере связана с появлением такого важного института социальной жизни, как государство.
Возникновение государства и права
обусловлено общественными
необходимостью установления стабильности и единого порядка отношений новой общности людей — народа, населяющего ту или иную территорию;
необходимостью поддержания
необходимостью ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.
Праву присущи следующие
1. Право состоит из норм, т.
е. из правил поведения,