Природа и сущность лидерской власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 08:30, курсовая работа

Описание работы

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. В наше динамичное время управление организацией представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

Содержание работы

Введение .................................................................................................. 4
1. Основы лидерства …………………………………………….6
1.1. История и природа лидерства ……………………….6
1.2. Лидер, его качества и функции ……………………...9
1.3. Типы отношений лидерства …………………………12
1.4. Подходы к изучению феномена лидерства …………13
2. Сущность власти……………………………………………….17
2.1. Понятие власти ………………………………………..17
2.2. Типы власти по Максу Веберу ……………………….19
2.3. Формы власти и влияния ……………………………...22
Заключение……………………………………………………………….23
Список используемой литературы ………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 47.61 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КОЛОМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ  (ФИЛИАЛ)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА»

 

 

 

Факультет: Инженерно-экономический

Кафедра: Экономики и промышленного менеджмента

Направление 081100 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

 

на тему:

 

«Природа и сущность лидерской власти»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ГМУ-21      __________________________                          А.С. Илюхин

                                                               подпись студента

 

 

 

 

Проверил:

преподаватель                   ____________________________       доц., к. э. н. А.Е. Митенкова

                                                                    подпись преподавателя                              (должность, ученое звание)

 

 

 

           

Дата:________________                                              Оценка:________________

 

 

 

 

г. Коломна, 2013 г.

 

Коломенский институт (филиал) ФГБОУ ВПО

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА»

 

Факультет  ____Инженерно-экономический_______________________________________

Кафедра_______Экономики и промышленного менеджмента_________________________

Направление___081100 «Государственное и муниципальное управление»______________

 

 

Задание на курсовую работу (проект)

 

 

По                                                       ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ__________________________

студенту____2_____курса, группы__ГМУ-21___________________очного___отделения

__________________________ Илюхину Алексею Станиславовичу____________________

Фамилия, Имя, Отчество

 

 

Тема задания                   Природа и сущность лидерской власти____________________

 

 

Дата выдачи задания___________02.09.2013 г._____

 

 

 

 

Объем курсовой работы:

 

Расчетно-аналитическая записка

 

Основы лидерства. История и природа лидерства. Лидер, его качества и функции. Типы отношений лидерства. Подходы к изучению феномена лидерства. Сущность власти. Понятие власти. Типы власти по Максу Веберу. Формы власти и влияния.

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ ВЫДАЛ

Преподаватель                                                                                                (Митенкова А.Е.)

 

ЗАДАНИЕ ПРИНЯЛ

Студент                                                                                                                  (Илюхин А.С.)

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение .................................................................................................. 4

1. Основы лидерства …………………………………………….6

1.1. История и природа  лидерства ……………………….6

1.2. Лидер, его качества и функции ……………………...9

1.3. Типы отношений лидерства  …………………………12

1.4. Подходы к изучению  феномена лидерства …………13

2. Сущность власти……………………………………………….17

2.1. Понятие власти ………………………………………..17

2.2. Типы власти по Максу  Веберу ……………………….19

2.3. Формы власти и влияния  ……………………………...22

Заключение……………………………………………………………….23

Список используемой литературы ……………………………………..26

 

Введение.

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Человек играет ключевую роль в управлении, он стал самым ценным «ресурсом». Это - исходная позиция в менеджменте. Лидер является ключевой фигурой в управлении организацией, а лидерство - венцом управленческой деятельности.

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Управление как таковое является стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. В наше динамичное время управление организацией представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым  ситуации отличаются одна от другой.

Управленческая работа  - это, в основном, работа интеллектуальная. Она напоминает попытку сложить сложный мозаичный узор из отдельных кусочков. Руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. Чтобы организация могла четко работать руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.  Для того чтобы сложная организация эффективно выполнила свои задачи, необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Руководство, лидерство является тем видом деятельности, который пронизывает всю систему управления. Невозможно эффективно выполнять функции планирования, организации, мотивации и контроля, если нет эффективного руководства. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других людей и вести их за собой.

 

 

Глава 1. Основы лидерства.

1.1. История и  природа лидерства

Основой лидерства является специфический тип управления, возникший в древности на основе отношений "хозяин - раб" и "лидер - последователь". При этом лидер занимает в группе центральную позицию и концентрирует авторитарную власть, которая доминирует над последователями. Сплочение последователей вокруг лидера позволяет в короткие сроки и в неблагоприятных условиях решать трудные задачи. В истории известно много примеров таких отношений. Это восстание рабов под руководством Спартака, великие завоевания Александра Македонского, морские открытия Христофора Колумба, крестьянская война под предводительством Е. Пугачева, счастливые спасения людей после кораблекрушений и прочее. [3, 378 c.]

Дискуссиям о лидерстве более двух тысяч лет. Еще в Древнем Китае во времена Конфуция велись дискуссии о том, что важнее для лидера - власть, искусство управления или знание законов. Ученик Сюнь-цзы (китайского мыслителя конфуцианской школы) Хань-Фэйцзы отмечал, что если правитель не владеет искусством управления, то в верхах ему будут льстить, вводя в заблуждение, и он не сможет выявить изменников.

В 3 в. до н. э. считали, что главное назначение искусства управления - разделять преданных и вероломных чиновников, проверять их способности и контролировать успехи для укрепления управления, основанного на законе. Также древнекитайские философы времен Конфуция утверждали, что подчинение людей силой не приводит к подчинению сердец, что люди подчиняются из-за недостатка в силах, а подчинение людей добродетелью вызывает радость в сердцах, и люди изъявляют настоящую покорность. [6, 212 c.]

Дискуссиям о лидерстве на основе добродетели или силы конец не положен, приоритеты зависят от ситуационных факторов.

Классические исследования лидерства начались с обращения к проблеме использования власти и полномочий (анализ работы Макиавелли) «Князья». Макиавелли первым стал описывать политику не такой, какой она должна быть, а такой, какова она в реальной жизни, и притом вне связи с религиозными догматами и метафизическими посту латами. Этот автор отметил наличие некоей тайной связи, нечто вроде сговора между властвующим и повинующимся в пространстве власти, которая действенна и реальна в той мере, в какой остается еще нереализованной угрозой. Политические учения, ищущие основание власти в справедливости и естественных правах индивида, в свете наследия Макиавелли следовало бы охарактеризовать как стратегию защиты от страха, благодаря которому впервые обнаруживается власть. Европейская мысль движется от пугающего откровения власти к самоутверждению личности.

 

Отношения "лидер - последователь" известны с детства и воспринимаются вполне естественно, хотя иногда и болезненно. Воспитатель в детском саду, родители в семье, учитель в школе, тренер в спортсекции, староста в студенческой группе - все они на какое-то время занимают место лидера в нашей жизни. [3, 378 c.]

Право на власть приобретается лидером в ходе формирования группы последователен и заключается в принятии решении и распоряжении ресурсами группы для достижения поставленных целей. Реально этим правом лидер пользуется только до того момента, пока это признается его последователями в неформальной организации.

Пример поведения лидера - главное для его признания в группе и во многих случаях служит причиной последующего обожания последователями (харизма).Для этого лидеру нужно найти своих последователей и постоянно демонстрировать личностные качества и образцы поведения (ум, силу, мужество, быстрое принятие решений, находчивость, юмор и др.).

Лидерство - это способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей. Управление - это процесс воздействия на коллективы людей с целью эффективной координации их действий в производстве. Таким образом, управление носит всеобщий характер, оно существует всегда и везде, а лидерство - это вершина управления, когда необходимо обеспечить наиболее эффективное достижение целей.

Лидерство не заменяет управление и не существует вне его, а дополняет управление в тех случаях, когда традиционные методы управления не дают высоких результатов и не позволяют эффективно достигать поставленной цели.

Лидерство построено на проникновении целей в сознание людей, побуждает их к активным действиям, но зависит от состава последователей и не может механически переноситься из одной группы в другую. Управление менее зависимо от состава людей, т.к. базируется на более общих принципах и категориях и меньше пронизано духовностью между лидером и последователями. Развитие теории лидерства позволит распространять его с верхних на нижние звенья управления и тем самым расширять и углублять теорию управления производством. В перспективе лидерство по мере его осмысления может стать базовой теорией построения гибких систем работы с персоналом, особенно в матричных структурах управления, когда роль руководителя проекта, безусловно, является ключевой.

Таким образом, лидерство - это часть управления, основанная на исключительных способностях лидера влиять на группы людей в целях эффективного достижения поставленных целей. Эффективное лидерство является наиболее желательным типом отношений управления с самыми высокими возможностями участия работников в управлении И достижении конечных целей.

1.2. Лидер, его качества  и функции.

Лидер — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Выработка организаторских, управленческих качеств лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к лидеру.

В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный выбор (людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Иным оказывается лидерство на уровне большой политики, управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их.

Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой. Его личные качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают значение, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому большое значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

На всех уровнях лидерство реально при определенных условиях. Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию.

Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций:

  • Административная функция. Наиболее очевидной для лидера является роль верховного координатора деятельности группы. Независимо от того, сам ли он разрабатывает основные направления деловой политики или они предписываются ему сверху, в круг его ответственности неизменно входит функция наблюдения за исполнением. Причем сущность административной функции заключается не в самостоятельном выполнении работы, а в предписании ее другим членам группы.
  • Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.

Информация о работе Природа и сущность лидерской власти