Харизматический тип легитимного господства
представляет собой прямую противоположность
традиционному. Если традиционный тип
господства держится приверженностью
к обычному, раз и навсегда заведенному,
то харизматический, напротив, опирается
на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся.
Основной базой харизматического господства
является аффективный тип социального
действия. Вебер рассматривает харизму
как великую революционную силу в традиционном
типе общества, способную внести изменения
в лишенную динамизма структуру этих обществ.
Однако следует отметить, что при всем
различии и даже противоположности традиционного
и харизматического типов господства
между ними есть и нечто общее, а именно:
тот и другой опираются на личные отношения
между господином и подчиненным. В этом
отношении оба этих типа противостоят
формально-рациональному господству как
безличному.
2.3. Формы власти и влияния.
Власть – это функция зависимости, а
точнее, взаимозависимости. Чем больше
один человек зависит от другого, тем больше
власти и у того, и у другого. Обладание
властью – это возможность влияния на
удовлетворение потребностей.
Формы власти можно классифицировать
так:
власть, опирающаяся на принуждение,
обоснована верой в то, что руководитель
имеет возможность наказывать подчиненного;
власть, базирующаяся на вознаграждении,
основана на вере исполнителя в то, что
влияющий может удовлетворить потребности
исполнителя;
экспертная власть строится
на вере в то, что влияющий обладает специальными
знаниями, которые позволят удовлетворить
потребность;
эталонная власть – власть
примера основана на привлекательности
черт влияющего настолько, что его примеру
хочется следовать;
законная власть построена
на вере исполнителя в то, что влияющий
имеет право отдавать приказания, а долг
исполнителя – подчиняться.
Существует много способов управленческого
влияния – это и воздействие через общественные
нормы, принципы и мораль данной организации,
и прямые приказы, поручения, и, наконец,
негласный контроль, манипулирование,
закулисная игра и прочее.
Влияние и власть в равной мере зависят
от личности, на которую оказывается влияние,
а также от ситуации и способности руководителя.
Поэтому реальной абсолютной власти не
существует, так как никто не может влиять
на всех людей во всех ситуациях. В организации,
например, власть только отчасти определяется
иерархией. Сколько власти имеет тот или
иной человек в данной ситуации, определяется
не уровнем его формальных полномочий,
а степенью зависимости от другого лица.
Чем больше зависимость от другого лица,
тем больше власть данного лица.
Вместе с тем в любой организации подчиненные
обладают властью над своими начальниками.
Даже тюремные надзиратели в некоторой
степени зависят от заключенных. Они допускают
некоторые нарушения тюремных правил
со стороны заключенных в обмен на более
покорное поведение. Руководитель должен
сознавать, что, поскольку подчиненные
часто тоже обладают властью, использование
им в одностороннем порядке своей власти
в полном объеме может вызвать у подчиненных
адекватное противодействие.
Каждый эффективный руководитель должен
поддерживать разумный баланс власти,
достаточной для достижения целей организации,
но не вызывающей у подчиненных чувства
протеста и непокорности. Кроме подчиненных
над руководителем могут иметь власть
его коллеги-руководители, секретари начальников,
поскольку они обладают необходимыми
ему информационными ресурсами.
Заключение.
Готовность многих
людей брать на себя инициативу, выполнять
функции лидера, выявляя проблемы на своем
уровне и решая их, определяется как важнейшее
условие жизнеспособности современной
организации, а также общества в целом.
Организации, добившиеся
успеха, отличаются от противоположных
им главным образом тем, что имеют более
динамичное и эффективное руководство.
Синонимами слов руководство и руководитель
являются слова лидерство и лидер.
С одной стороны, лидерство
рассматривается как наличие определенных
наборов качеств, приписываемых тем, кто
успешно оказывается влияние или взаимодействует
на других, с другой, лидерство – это процесс
преимущественно несилового воздействия
в направлении достижения группой или
организацией своих целей. Лидерство представляет
собой специфический тип управленческого
взаимодействия, основанный на наиболее
эффективном сочетании различных источников
власти и направленный на побуждение людей
к достижению общих целей.
Лидерство как тип
отношений управления отлично от собственно
управления и строится больше на отношениях
типа «лидер-последователь», чем «начальник
подчиненный». Лидер осуществляет непринудительное
влияние. Лидерство не связано с возможностью
применения силы, принуждением, давлением,
обусловленными положением в организации
(должность, позиция) или официальными
полномочиями. Оно предполагает взаимодействие
людей и поддержку лидера членами группы,
в которую он включен. Все перечисленное
относится к неформальному лидерству.
Руководители рассматриваются
как формальные лидеры, которые одновременно
могут быть неформальными лидерами или
не быть таковыми. Успех в управлении не
компенсирует плохого лидерства. Подходы к изучению
лидерства различаются комбинацией трех
основных переменных, привлекающих внимание
исследователей по сей день: лидерские
качества, лидерское поведение и ситуация,
в которой действует лидер. Важную роль
при этом играют характеристики и поведение
последователей.
Список используемой литературы.
1. Басовский Л.Е. Менеджмент:
Учебное пособие/ Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА
-М, 2007. - 216с.
2. Веснин В.Р., Менеджмент: Учебник.
- 3-е изд. перераб и доп. - М.: ТК Велби, Издательство
Проспект, 2007. - 512с.
3. Егоршин А.П. Управление персоналом:
Учебник для вузов. - 3-е изд. –
Н. Новгород: НИМБ,2001. – 720 с.
4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина
Т.О. Организационное поведение: Учебник.
– М.: ИНФРА-М,2004. – 220 с. – (Высшее
образование).
5. Соколова М.И., Дементьева А.Г.
Управление человеческими ресурсами:
учеб. / М.И. Соколова, А.Г. Дементьева. –
М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 240 с.
6. Организационное поведение: Учебник
для вузов / Под ред. Г.Р. Латфуллина,
О.Н. Громовой. – СПб.: Питер,2004. – 432 с.:
ил. – (Серия «Учебник для вузов»)