Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 01:00, курсовая работа
Эту тему для своей курсовой работы я выбрал, так как она актуальна в настоящее время. В современной России преступность несовершеннолетних составляет значительную часть в общей структуре преступности. Так, в 2005г. в нашей стране несовершеннолетними было совершено 155368 преступлений, что составило 9,6% от всех расследованных преступлений. В 2006г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, выросло, и составило 155614, а их удельный вес в структуре всех расследованных преступлений составил 9,8%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2007г., когда несовершеннолетними было совершено 155734 преступления, составивших 9,1% от всех расследованных . Фактически, каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетним.
Введение ………………………………………………….…………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 объект курсовой работы …..…………….……………………..………………………………….6
1.2 субъект курсовой работы .……………………………..……..….………………………………6
1.3 предмет курсовой работы ….…………………………………….……………………………….6
1.4 цель и задачи курсовой работы …….………………………………………………………6-7
1.5 Нормативная основа курсовой работы ….……………………….………………………..7
1.6 Понятие мер пресечения в уголовном процессе. Основания и условия применения мер пресечения ..…………………………………………………………….………8-12
1.7 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения в уголовном процессе ..……………..………………..………….13-16
Глава 2. Практическая часть.
Научная полемика
2.1 Мнение Н.В.Ткачевой .………….………………………………….…………………..……17-20
2.2 Мнение П.А. Лупинской………………………………………..……………………………..…..21
2.3 Мнение В.И. Радченко……………….………………………………………………………..22-23
2.4 Применение судом меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым……………………….23-25
2.5 Собственное мнение……………………..…………………………………………………….26-29
2.6 Заключение……………………………………………………………………………………………….30
2.7 Список литературы ….……………………………………………………………………………….31
Курсовая работа
На тему:
«Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения в уголовном процессе».
План:
Введение ………………………………………………….…………………………
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 объект курсовой работы …..…………
1.2 субъект курсовой работы .……………………………..……..….…………………………
1.3 предмет курсовой работы ….…………………………………….……………………………….
1.4 цель и задачи курсовой работы …….………………………………………………………6-7
1.5 Нормативная основа курсовой работы ….……………………….………………………..7
1.6 Понятие мер пресечения в уголовном
процессе. Основания и условия применения
мер пресечения ..…………………………………………………………….………
1.7 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения в уголовном процессе ..……………..………………..………….13-16
Глава 2. Практическая часть.
Научная полемика
2.1 Мнение Н.В.Ткачевой .………….………………………………….…………………..…
2.2 Мнение П.А. Лупинской………………………………………..…………
2.3 Мнение В.И. Радченко……………….………………………………………
2.4 Применение судом меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым……………………….23-25
2.5 Собственное мнение……………………..……………………………………
2.6 Заключение……………………………………………………
2.7 Список литературы ….…………………………………………………………………………
Введение:
Эту тему для своей курсовой работы я выбрал, так как она актуальна в настоящее время. В современной России преступность несовершеннолетних составляет значительную часть в общей структуре преступности. Так, в 2005г. в нашей стране несовершеннолетними было совершено 155368 преступлений, что составило 9,6% от всех расследованных преступлений. В 2006г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, выросло, и составило 155614, а их удельный вес в структуре всех расследованных преступлений составил 9,8%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2007г., когда несовершеннолетними было совершено 155734 преступления, составивших 9,1% от всех расследованных . Фактически, каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетним.
Еще до революции И.Я. Фойницкий писал, что развитие преступности в населении вообще весьма значительно, если не всецело, определяется развитием ее среди лиц нежного возраста . Современные ученые также отмечают, что самое главное, что ставит преступность несовершеннолетних в ряд актуальных проблем научного изучения, -характер ее общественной опасности: преступность подвергает социальной деградации молодежь, которая является активным субъектом общественного воспроизводства, важным резервом и гарантом национальной безопасности, экономического благосостояния и духовного становления России .
Вместе с тем, согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и ратифицированной в 1990 г. Россией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.
Постановление Пленума Верховного Суда России "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14.02.2000 г. № 7 подчеркивает, что судопроизводство по уголовным делам этой категории должно "максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, предупреждению совершения новых преступлений".
Одной из важных составляющих при производстве по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних является применение в отношении подозреваемых и обвиняемых мер пресечения, призванных обеспечить невозможность подозреваемому и обвиняемому скрыться от расследования и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Для несовершеннолетнего, привлекающегося к уголовной ответственности, законность предварительного расследования и судебного разбирательства в значительной степени определяется законностью и обоснованностью применения к нему мер пресечения. Оптимальное соотношение этих применяемых к несовершеннолетнему мер процессуального принуждения и охраны его законных прав и интересов - одна из актуальных проблем уголовно-процессуальной науки.
Гуманизация уголовной и уголовно-процессуальной политики, ориентация законодательства на защиту прав и свобод граждан требуют по-иному трактовать проблемы применения мер пресечения. Тенденция законодательства к применению более гуманного обращения с гражданами, в том числе и нарушившими уголовный закон, ведет к применению мер пресечения, не связанных с заключением под стражу.
В связи с этим более широкое применение мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, в том числе присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, на стадии предварительного расследования, одной из самых сложных и трудоемких стадий уголовного судопроизводства, должно способствовать решению задач уголовно-процессуальной деятельности, минимально ограничивая права личности.
Уголовно-процессуальным законом предусмотрена специальная мера пресечения, применяемая только к несовершеннолетним, - присмотр за несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым. Применение этой меры пресечения имеет ряд достоинств. В первую очередь это проявляется в том, что обвиняемый не отрывается от семьи, находится в привычных условиях, может продолжать учиться, в результате чего создаются благоприятные условия для проведения с ним воспитательной работы. Родители и другие законные представители в целях выполнения принятых на себя в связи с избранием меры пресечения обязательств стремятся установить за подростком жесткий контроль и обеспечить тем самым надлежащее поведение обвиняемого и его явку по вызовам следователя .
Тем не менее, как показывает практика, специальная мера пресечения в отношении несовершеннолетних применяется достаточно редко.
Принятие в 2001 году Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) не привело к решению многих проблем как теории, так и практики применения в качестве меры пресечения присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Уголовно-процессуальный закон не содержит четкой регламентации процедуры избрания этой меры пресечения, отдельные практические работники недостаточно хорошо знают законодательство о мерах пресечения и применяют его на практике. Поэтому важно установить причины сохранения в практической деятельности негативных моментов, определить направления усовершенствования законодательства о специальной мере пресечения в отношении несовершеннолетних, что позволит более широко применять в качестве меры пресечения присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об актуальности теоретического исследования вопросов, связанных с применением меры пресечения - присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, что и обусловило выбор темы курсовой работы.
Степень разработанности темы диссертационного исследования. Вопросы применения мер пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых изучались как в советской, так и в современной уголовно-процессуальной науке. При этом особенности применения специальной меры пресечения -присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым -рассматривались в совокупности с вопросами применения других мер пресечения к несовершеннолетним в рамках научных исследований, посвященных как институту мер пресечения, так и особенностям производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, но проблемы применения присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым в этих исследованиях не получили подробного освещения. Научных исследований, специально посвященных мере пресечения - присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым, до настоящего времени не проводилось.
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в связи с применением следователями органов внутренних дел на стадии предварительного расследования специальной меры пресечения в отношении несовершеннолетних - присмотр за несовершеннолетним подозреваемых и обвиняемых.
1.2 Субъектами осуществления присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым могут быть: родители, усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, другие заслуживающие доверия лица, должностные лица специализированных детских учреждений. К таким учреждениям можно отнести: специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органов управления образованием; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; воспитательные колонии; арестные дома.
1.3 Предметом работы являются закономерности регулирования нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и международно-правовых актов уголовно-процессуальной деятельности органов и должностных лиц по применению при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних меры пресечения - присмотр за несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, а также практическая деятельность следователей органов внутренних дел по применению этих норм, сам механизм правоприменения.
1.4 Цель и задачи работы. Целью курсовой работы является разработка комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по применению в качестве меры пресечения присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.
Для достижения названной цели мною были поставлены следующие задачи:
- определить сущность мер
- дать понятие специальной меры
пресечения в отношении
- установить особенности
- проанализировать проблемы, возникающие
в процессе применения
1.5 Нормативную основу работы составляют Конвенция ООН о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и международные договоры, Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Уголовно процессуальный кодекс РСФСР, федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иные федеральные законы, регламентирующие отдельные вопросы уголовного судопроизводства, ведомственные акты Генеральной Прокуратуры РФ и Министерства внутренних дел РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ.
1.6 Понятие мер пресечения в уголовном процессе1. Основания и условия применения мер пресечения.
Уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает случаи, когда к гражданину, вовлеченному в сферу уголовного судопроизводства (подозреваемому, обвиняемому) могут быть применены меры уголовно-процессуального принуждения. Из них самыми строгими являются меры пресечения, в особенности - заключение под стражу, которое уголовно-процессуальное законодательство определяет как меру исключительную.
Меры уголовно-процессуального пресечения (гл. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ, далее УПК РФ) являются основной составной частью института мер уголовно-процессуального принуждения и представляют собой способ обеспечения деятельности правосудия в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а в исключительных случаях, в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. Меры пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных и сферу уголовно-процессуальной деятельности.
Целью применения мер пресечения является обеспечение успешного расследования и судебного разбирательства уголовного дела. В отличие от мер уголовного наказания, меры пресечения не имеют карательного и воспитательного воздействия и действуют до вступления приговора в законную силу. Меры пресечения нельзя рассматривать как меры процессуальной ответственности, так как они применяются не за совершение преступления и не за совершение процессуального нарушения, а для предотвращения совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуальных нарушений и новых преступлений.
Меры пресечения обладают свойством принудительности. Практически любая из форм уголовно-процессуального принуждения всегда влечет за собой то или иное ограничение личной свободы граждан (свободы воли, передвижения, неприкосновенности и т.д.)