Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Эту тему для своей курсовой работы я выбрал, так как она актуальна в настоящее время. В современной России преступность несовершеннолетних составляет значительную часть в общей структуре преступности. Так, в 2005г. в нашей стране несовершеннолетними было совершено 155368 преступлений, что составило 9,6% от всех расследованных преступлений. В 2006г. количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, выросло, и составило 155614, а их удельный вес в структуре всех расследованных преступлений составил 9,8%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2007г., когда несовершеннолетними было совершено 155734 преступления, составивших 9,1% от всех расследованных . Фактически, каждое десятое преступление в России совершается несовершеннолетним.

Содержание работы

Введение ………………………………………………….…………………………………………………..3-5
Глава 1. Теоретическая часть.
1.1 объект курсовой работы …..…………….……………………..………………………………….6
1.2 субъект курсовой работы .……………………………..……..….………………………………6
1.3 предмет курсовой работы ….…………………………………….……………………………….6
1.4 цель и задачи курсовой работы …….………………………………………………………6-7
1.5 Нормативная основа курсовой работы ….……………………….………………………..7
1.6 Понятие мер пресечения в уголовном процессе. Основания и условия применения мер пресечения ..…………………………………………………………….………8-12
1.7 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения в уголовном процессе ..……………..………………..………….13-16
Глава 2. Практическая часть.
Научная полемика
2.1 Мнение Н.В.Ткачевой .………….………………………………….…………………..……17-20
2.2 Мнение П.А. Лупинской………………………………………..……………………………..…..21
2.3 Мнение В.И. Радченко……………….………………………………………………………..22-23
2.4 Применение судом меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым……………………….23-25
2.5 Собственное мнение……………………..…………………………………………………….26-29
2.6 Заключение……………………………………………………………………………………………….30
2.7 Список литературы ….……………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 64.33 Кб (Скачать файл)

Это, тем не менее, не должно относиться к должностным лицам детских специализированных учреждений. Предоставление им возможности отказаться от присмотра за находящимся в их учреждении несовершеннолетним ограничивает право последнего на применение к нему облегченной (по сравнению с заключением под стражу) меры пресечения. Следует согласиться с В.А. Михайловым по поводу того, что функции уголовно-процессуального характера не совпадают с профессиональными функциями соответствующих должностных лиц, но это не может быть препятствием для возложения на них еще и определенных уголовно-процессуальных обязанностей. Конечно, при решении вопроса применять или не применять к обвиняемому эту меру пресечения, следователь (дознаватель и т.д.) должен учитывать мнение администрации детского учреждения, уже знакомой с личностью несовершеннолетнего, о неэффективности такого присмотра. Но ставить в зависимость решение вопроса о применении этой меры от усмотрения данных должностных лиц (как это предусматривается в ч.2 ст.123 УПК РБ, ч.2 ст.556 УПК РУ, ч.2 ст.108 УПК КР, ч.2 ст.147 УПК РК) - положение, не соответствующее общепризнанным стандартам по охране прав несовершеннолетнего, согласно которым "все государственные учреждения обязаны уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка".

Между тем, отдача несовершеннолетнего под присмотр администрации закрытого детского учреждения - жесткая мера пресечения, значительно ограничивающая права несовершеннолетнего.                                                                      При ее применении подросток лишен свободы передвижения, ограничено его право на уединение, личную жизнь в различных ее проявлениях, общение с другими людьми, а также право свободно располагать собой. Вследствие этого "несовершеннолетний обвиняемый должен помещаться в закрытое детское учреждение лишь тогда, когда применение к нему иной меры пресечения, кроме заключения под стражу, не может явиться надежной гарантией явки к следователю и в суд и его надлежащего поведения, а заключение под стражу применять нельзя или оно явилось бы для него слишком строгой мерой пресечения".217  УПК РУ (ч.2 ст.556) выставляет еще одно условие: отдача несовершеннолетнего под присмотр может осуществляться только с согласия последнего. На наш взгляд, такое условие является излишним, т.к. мотивы отказа несовершеннолетнего могут быть различными и не всегда преследовать те же цели, что и цели применения мер пресечения, т.е. обеспечение его надлежащего поведения. Однако необходимо обязать следователя (дознавателя и т.д.) выяснять в каждом случае мотив отказа подростка от помещения его под присмотр (такой обязанности не предусматривает ни один из рассматриваемых УПК).6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть.

Научная полемика.

2.1 Мнение Н.В. Ткачёвой. 7                                            

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц заслуживающих доверия именно та мера пресечения, которая наиболее связана с воспитательной функцией уголовно-процессуального принуждения. Под воспитательной функцией понимается направление уголовно-процессуального принуждения, которое связано с формированием такого состояния сознания и воли субъектов,  которое выступает основанием правомерного и нравственного поведения. Такое состояние сознания и воли может быть либо результатом полной солидарности с законом, либо результатом страха перед неизбежностью осуждения и наказания. Поэтому в правовом воспитании тесно переплетаются такие средства воздействия на сознание и волю субъектов, как убеждение и принуждение.

Воспитательная функция тесно смыкается с функцией профилактической,  поскольку  профилактика - это  система средств, направленных на предотвращение правонарушений, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Таким образом, эффективность данной меры пресечения зависит от тех методов и средств, которые используются в воспитательных целях, т.е. чем большее воспитательное воздействие оказывают эти средства и методы, тем о большем уровне эффективности меры пресечения присмотр можно говорить.

Рассматриваемая мера пресечения является специальной, применяется она с учетом характера и тяжести совершенного преступления, оснований для избрания меры пресечения, возрастных особенностей, условий жизни и воспитания несовершеннолетнего  подозреваемого или обвиняемого. При избрании этой меры пресечения следователь должен иметь подробные сведения о социальном облике лица, которому несовершеннолетний отдается под присмотр, о его возможностях по контролю над поведением несовершеннолетнего и обеспечению явки последнего по вызовам следственных и судебных органов. Таким образом, принимая решение об избрании данной меры пресечения, дознаватель, следователь, прокурор, суд должны проверить, заслуживает ли доверия лицо, дающее обязательство обеспечить присмотр за несовершеннолетним, может ли оно по состоянию здоровья, роду занятий, имущественному положению, складу своего характера и нравственным качествам осуществить должный присмотр за поведением обвиняемого (подозреваемого). Это объясняется тем, что только то лицо, которое заслуживает доверия и имеет авторитет у несовершеннолетнего, может оказать на него необходимое влияние и обеспечить его надлежащее поведение.

Обязательным условием избрания данной меры пресечения является согласие родителей, опекунов, попечителей на взятие несовершеннолетнего под присмотр. Причем отказ этих лиц от взятия под присмотр по уважительным причинам, например, слабое состояние здоровья, представляется вполне допустимым. В противном случае применение этой меры вряд ли окажется эффективным. Родители, опекуны, попечители, принимая на себя обязательства по присмотру, должны проводить в отношении несовершеннолетнего комплекс мероприятий воспитательного характера: запрещать находиться на улице в определенное время, пресекать контакты с определенными людьми, проводить беседы, окружать семейными заботами и т.п. К лицам, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения ими принятого обязательства могут быть применены меры взыскания аналогичные мерам взыскания при личном поручительстве. Однако, по нашему мнению, взыскание наступает в тех случаях, когда присматривающие лица имели возможность предупредить неправомерные действия обвиняемого или своевременно сообщить о них органу, избравшему меру пресечения, но из-за халатности не сделали этого.

Вместе с тем необходимо отметить, что в следственной практике отдача несовершеннолетнего под присмотр как мера пресечения применяется крайне редко. Представляется, что необходимо более широкое ее применение. Однако необходимо учитывать, что обстоятельствами, способствующими совершению преступлений несовершеннолетними, являются, как правило, ненормальная обстановка в семье, отсутствие авторитета родителей у детей, бесконтрольность подростков, отсутствие надлежащей воспитательной работы в детских образовательных учреждениях. И если родители, опекуны, попечители ранее не смогли оказать на несовершеннолетнего положительное воспитательное воздействие, то при отдаче под присмотр они вряд ли справятся с взятыми обязательствами. Поэтому при избрании данной меры пресечения очень серьезно должен стоять вопрос о реальности выполнения обязательств, возлагаемых на родителей, опекунов, попечителей, что в свою очередь обеспечивает эффективность данной меры пресечения. Существенным упущением законодателя, на наш взгляд, является отсутствие правила о согласии несовершеннолетнего обвиняемого на избрание в отношении него данной меры пресечения. К сожалению, нередки случаи конфликтных взаимоотношений между родителями и детьми, поэтому при наличии согласии родителя, но  отсутствии согласия ребенка данная мера пресечения не принесет ожидаемого результата. Т.о., норму статьи 105 УПК РФ необходимо дополнить следующим пунктом: «Избрание в качестве меры пресечения отдачи под присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц заслуживающих доверия допускается лишь с согласия несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)».

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым  должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится. Так как данная мера пресечения касается несовершеннолетних, то воспитательный момент при ее применении играет существенную роль, так же как и при присмотре за несовершеннолетним родителей, опекунов, попечителей или других заслуживающих доверия лиц. Однако при применении данной меры пресечения у подозреваемых или обвиняемых возникают еще обязанности, вытекающие из внутреннего распорядка работы специализированного учреждения, как перед администрацией, так и перед членами коллектива, в котором он находится.

О применении этой меры пресечения могут ходатайствовать родители, опекуны, попечители, если они не в состоянии сами осуществлять присмотр, то такая ответственность возлагается на администрацию специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний. Следователь, дознаватель, прокурор, суд (судья) могут инициировать избрание данной меры пресечения, но при этом должны располагать достоверными сведениями о том, что у соответствующих должностных лиц имеются реальные возможности обеспечить надежный присмотр за несовершеннолетним, и они хотят принять на себя письменное обязательство об обеспечении присмотра. Т.о. одним из условий эффективности данной меры пресечения являются реальные возможности администрации специализированного детского учреждения обеспечить надежный присмотр за несовершеннолетним.

Несмотря на то, что профессия этих лиц обязывает их осуществлять воспитание несовершеннолетних, им должно быть во всех случаях разъяснены меры ответственности за неисполнение принятых обязательств: на лиц, которым несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, не выполнивших принятое обязательство по обеспечению присмотра, может быть наложено судом денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.

Данная мера пресечения является более строгой, чем присмотр родителей, усыновителей, опекунов, попечителей, т.к. обвиняемый обязан находиться на территории учреждения под постоянным контролем кого – либо из администрации; встречи, выход за пределы территории допустимы только с разрешения лиц, отвечающих за его поведение. Таким образом, нахождение лица в учреждении и наложение на него тем самым ряда ограничений является условием эффективности данной меры пресечения.

Затрудняет применение данной меры пресечения, на наш взгляд, то обстоятельство, что в законе отсутствует указание, кто должен давать подписку о принятии несовершеннолетнего под присмотр – руководитель учреждения, вся администрация и кто к ней относится. Поэтому указанная мера пресечения по правовому регулированию порядка избрания несколько уступает другим мерам пресечения. По нашему мнению, под администрацией в данном случае необходимо понимать директора и непосредственного воспитателя, за которым закреплен несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый).

Подводя итог исследованию эффективности каждой конкретной меры пресечения не связанной с заключением под стражу, можно сформулируем рекомендации, практическое применение которых повысит уровень их эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Мнение П.А. Лупинской 8

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. Эта мера пресечения предусмотрена ст. 105 УПК и заключается в обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого в соответствии с требованиями ст. 102 УПК. Письменное обязательство обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего берут на себя родители, опекуны, попечители или иные лица, заслуживающие доверия, а также должностные лица специализированного детского учреждения, где находится несовершеннолетний. Они могут обратиться с ходатайством об избрании присмотра за подростком в качестве меры пресечения или дать согласие на присмотр, если инициатива исходит от дознавателя, следователя, прокурора, судьи (суда). Лица, полномочные избрать меру пресечения, должны располагать достоверными сведениями, что тот, кто берет на себя обязательство по присмотру, действует на добровольных началах и способен обеспечить условия, при которых цель меры пресечения будет достигнута.

При избрании меры пресечения каждому, кто дал обязательство по присмотру, полномочные должностные лица разъясняют существо подозрения или обвинения и ответственность за невыполнение ими принятого обязательства, которая определяется в судебном порядке в виде денежного взыскания — до ста минимальных размеров оплаты труда (ч. 4 ст. 103, 118 УПК).

Избрание данной меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя, следователя, прокурора, судьи или определением суда. Письменное обязательство о присмотре удостоверяется подпиской лица, взявшего на себя это обязательство. С этого момента мера пресечения считается избранной, о чем объявляется несовершеннолетнему, принятому под присмотр. При этом ему разъясняются требования надлежащего поведения.

Существует практика сообщать об избранной мере пресечения в отношении подростка в подразделение милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, сотрудники которого содействуют в проведении присмотра.

 

 

 

 

 

 

2.3 Мнение В.И. Радченко 9

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым

(ст. 105 УПК РФ) состоит в принятии  на себя родителями, опекунами, попечителями  или иными заслуживающими доверия  лицами, а также должностными  лицами специализированных детских  учреждений, в которых находятся  несовершеннолетние, письменного обязательства  в том, что подозреваемый (обвиняемый) не по>кинет постоянного или  временного места жительства  без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в назначенный  срок будет являться по их  вызовам, иным путем не будет  препятствовать производству по  уголовному делу, т.е. обязуется соблюдать  требования ст. 102 УПК РФ. Указанная  мера пресечения применяется  по ходатайству или с согласия  родителей, опекунов, попечителей. От  должностных лиц специализированного  детского учреждения такого согласия  не требуется, они не вправе  отказаться от поручения. Должностные  лица детских воспитательных  учреждений принимают меры присмотра, следующие из правил их внутреннего  распорядка, например поручают одному  из воспитателей наблюдение за  несовершеннолетним, ограничивают  его выход за пределы учреждения  и встречи с посторонними лицами  и т.д. В случае невыполнения  лицами, которым несовершеннолетний  был передан под присмотр, принятого  обязательства к ним могут  быть применены меры денежного  взыскания в размере до 100 минимальных  размеров оплаты труда.

Информация о работе Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым как мера пресечения в уголовном процессе