Приватизация в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
определить экономическое содержание процесса приватизации;
провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации;
изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Формы собственности………………………………………………………..5
1.2 Понятие приватизации……………………………………………………….7
1.3 Формы приватизации………………………………………………………..12
1.4 Цели приватизации…………………………………………………….…….16
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ…………………………….……….20
ГЛАВА 3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ…………………….…….24
ГЛАВА 4. «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ» ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ……………………………………………………………………….…28
ГЛАВА 5. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ……………….....31
Заключение………………………………………………………………….……38
Список литературы……………………………………………………..………..41

Файлы: 1 файл

курсовая инна.docx

— 64.73 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...2                                                                                                                                           

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

1.1  Формы собственности………………………………………………………..5

1.2  Понятие приватизации……………………………………………………….7

1.3 Формы приватизации………………………………………………………..12

1.4 Цели приватизации…………………………………………………….…….16

ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ…………………………….……….20

ГЛАВА 3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ…………………….…….24

ГЛАВА 4. «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ» ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ……………………………………………………………………….…28

ГЛАВА 5. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ПРИВАТИЗАЦИИ……………….....31

Заключение………………………………………………………………….……38

Список литературы……………………………………………………..………..41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике - сложный  социально-экономический и общественно-политический процесс. Проблема преобразования отношений  и структуры собственности является одной из ключевых в ходе реформ, проводимых в любой из стран с  переходной экономикой. Триада "стабилизация - либерализация - приватизация" стала  классической для содержательного  определения направлений таких  реформ, по крайней мере, на первой их стадии. Поэтому, просматривая множество  тем для своей курсовой работы, меня привлек вопрос о приватизации государственной собственности  в Российской Федерации. Мне кажется, что в современных условиях это  достаточно актуальный вопрос, тем  более что в нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу не законности проведенной  приватизации, её экономической и  политической не целесообразности. А  некоторые известные политические деятели высказываются за пересмотр  итогов проведенной приватизации.

Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью  и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного  процесса занимает все более важное место в отечественной экономической  науке. Это обусловлено тремя  причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.

В теории приватизации и обобщении  ее практики сохраняется множество  дискуссионных и нерешенных проблем  как методологического, так и  прикладного характера. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями  «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте  приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности  приватизации, либерализации цен  и структурной перестройки; о  целях приватизации; наконец, о сочетании  экономической эффективности и  социальной справедливости, платности  и бесплатности в используемых моделях  приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов приоритетов.

Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического  процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги  этого процесса.

Целью курсовой работы является: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

определить экономическое содержание процесса приватизации;

провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления  приватизации;

изучить основные подходы, концепции  и этапы приватизации;

проанализировать предварительные  итоги приватизации в стране, плюсы  и минусы, негативные и позитивные факторы, повлиявшие на ход приватизационного  процесса в России;

рассмотреть перспективы приватизации в России.

При написании работы использовался  материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также законодательные и  правительственные документы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

1.1 Формы собственности

 

В развитой рыночной экономике важную роль играют экономические институты  и государство. Упразднив советскую  модель в различных ее проявлениях, правительства ряда стран выразили желание ввести рыночную экономику. Говоря о рынке, о процессе перехода от административно-командной к рыночной системе хозяйства, нельзя не сказать о собственности.

Радикальная реформа отношений  собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике  России. Обусловлено это тем, что  отношения собственности составляют основу любой экономической системы. Сложившиеся более чем за 70 лет  отношения собственности в России составляли основу административно-командной  системы хозяйства. Если они остаются неизменными, то система рыночных отношений  обречена на провал. Для перехода к  рыночной экономике необходим ряд  условий, среди которых важнейшим  является наличие многообразных  форм собственности.

Проблемы содержания отношений  собственности как экономической  категории являются важнейшими методологическими  проблемами экономической теории. Они  служат предметом самого пристального изучения многих экономистов-ученых. Эти  проблемы уже не один десяток лет  выступают объектом теоретических  споров и дискуссий.

Истории известны разные типы собственности, главными из которых является общая  и частная. Исторически исходной была общая собственность. Она основывалась на общем труде и совместном присвоении. В дальнейшем появилась частная собственность. В России в соответствии с законом признаются частная, государственная, коллективная и иные формы собственности.

Частная форма собственности - форма, при которой правом владения, пользования  и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода обладает отдельный индивид (семья). Здесь собственность выступает в двух видах: трудовая и нетрудовая. Субъекты трудовой частной собственности - единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица, которые живут своим трудом. Второму виду частной собственности свойственно обогащение за счет чужого труда.

Государственная собственность - система  отношений, при которой управление и распоряжение объектами собственности  осуществляют представители государственной  власти. Государственная собственность  существует на уровне всего народного  хозяйства (федеральная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная  собственность).

Коллективная собственность - система  экономических отношений, при которой  трудовой коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается средствами и продуктами производства Формами  коллективной собственности в России является кооперативная, акционерная, собственность трудовых коллективов, общественных организаций и т.п.

Собственность традиционно относится  к важнейшим элементам национальной экономики и затрагивает проблемы политики и социальных отношений. Формы  централизованного и индивидуального  использования собственности, средств производства, недвижимости определяют сущностные характеристики общественного строя. Процесс и результативность реформирования экономики тесно связаны с эффективностью управления собственностью как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях.

Известно, что никакой рынок  не может функционировать без  развитого института частной  собственности. Поэтому вопрос о переходе от государственной собственности к частной был одним из кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика вплотную подошла к необходимости постепенного перехода от единой государственной собственности к многообразию ее форм.

 

1.2 Понятие приватизации

 

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Само слово приватизация означает (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Наиболее короткое определение  приватизации формулируется как  переход государственного имущества  в частый сектор экономики. Связь  понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной  собственности ее истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения  приватизации. В западных странах  можно встретить множество определений, такие как:

- переход прав собственности  государства в пользу частных  лиц (частного сектора) или  смена государственной собственности  на частную;

- полная продажа государственных  предприятий частным лицам;

- продажа части активов;

- передача функций государственной  собственности частному сектору  народного хозяйства с тем,  чтобы распределение и взаимодействие  ресурсов осуществлялось через  рынок.

Несмотря на разнообразие определений  можно выделить две основные модели приватизации - платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы. Бесплатная приватизация: основные доводы в ее пользу сводятся к следующему: так как при государственной  монополии каждый гражданин являлся  совладельцем собственности, то его  надо превратить из формального в  реального собственника, наделив  его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному  труду, к экономии затрат и более  рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана  с наделением всех граждан приватизационными  чеками - ваучерами.

Платная приватизация: в этом случае государственная собственность  подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа  на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие  акционируется, а затем его акции  продаются на фондовом рынке. Ее сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета. Один из серьезных  вопросов касающийся приватизации это  сроки ее проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части  ведущих экономистов, что находящуюся  в государственной собственности  экономику вряд ли возможно приватизировать  за 2-3 года. Реальное ее осуществление  должно быть медленным по трем основным причинам:

- сбережения, необходимые для приобретения  в частную собственность объектов  промышленности, накапливаются медленно;

- требуется время, чтобы рынок  стал хорошо функционировать  и определил рыночную стоимость  предприятий;

- монополизированную социалистическую  промышленность необходимо реструктурировать,  прежде чем производственные  предприятия можно было бы  выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно  в сжатые сроки создать новый  класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная»  приватизация жилого фонда, мелких и  средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение  приводит к ожидаемому результату.

Понятие приватизация государственных  и муниципальных предприятий  так же было дано и в Законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г., где  сказано, что «приватизация государственных  и муниципальных предприятий  – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства  и местных советов народных депутатов  в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений  этих предприятий (действующих и  ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».

Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также  социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик  в составе Российской Федерации.

Информация о работе Приватизация в Росии