Приватизация в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
определить экономическое содержание процесса приватизации;
провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации;
изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Формы собственности………………………………………………………..5
1.2 Понятие приватизации……………………………………………………….7
1.3 Формы приватизации………………………………………………………..12
1.4 Цели приватизации…………………………………………………….…….16
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ…………………………….……….20
ГЛАВА 3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ…………………….…….24
ГЛАВА 4. «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ» ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ……………………………………………………………………….…28
ГЛАВА 5. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ……………….....31
Заключение………………………………………………………………….……38
Список литературы……………………………………………………..………..41

Файлы: 1 файл

курсовая инна.docx

— 64.73 Кб (Скачать файл)

Учет данной закономерности трансформации  мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

долю государственного сектора  в структуре ВВП необходимо существенно  сократить, при этом ответственность  за производство большей части продукции  и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных  лиц к частным предпринимателям;

государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;

необходимо провести инвентаризацию государственной собственности  и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;

прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной  собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной  собственностью, повысится;

реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;

с целью недопущения захвата  государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с  государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально  открытым, с детально разработанным  правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять  коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;

должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных  предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив  контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;

должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь  от роли владельца, контролирующего  производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной  частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок  новых экономических субъектов  и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов - денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.

Но всё же приватизация выполняла  две основные функции. С одной  стороны, она должна была стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных  преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного  характера.

Также можно сказать о том, что  каждый гражданин на начальном этапе  приватизации в России по-разному  понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая  к рукам» огромное государственное  имущество, а кто-то смотрел на это  со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.

На этот счет интересен доклад, подготовленный Центральным финансово-контрольным  управлением США, в котором говорилось о следующих целях приватизации государственной собственности  в России:

«Стремление ранее господствующего  класса номенклатуры в условиях быстрого рушения старых ограничений приватизировать  де-факто, а затем и де-юре объекты  государственной собственности, созданные  тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность  в кратчайшие сроки захватить  и юридически оформить государственную  собственность в собственность  частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного процесса приватизации в России».

 

ГЛАВА 2.         НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ

приватизация собственность  разгосударствление

Есть рыночные экономики с более  или менее значительным государственным  сектором, но нет таких, в которых  существует только государственный  сектор или в которых государственный  сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции. Падение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии. Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы были полностью убеждены (как прежде марксисты), что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.

К тому же тенденции монополизации  и национализации, имевшие место  в развитых странах еще после  Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с возвратом экономического либерализма сменились противоположной тенденцией: приватизация повсюду стала модой. Наиболее известны реформы М. Тэтчер в Великобритании, осуществившей в их числе приватизацию значительной части угольной промышленности. В США проводились эксперименты с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Социалист Ф. Миттеран предпринял во Франции последнюю крупную попытку национализации, которая полностью провалилась, и он сам вынужден был пойти на попятный. В такой атмосфере начинались российские реформы.

В сущности, мы ушли не вперед, а в  сторону от магистрального пути цивилизации  и зашли в тупик, из которого и  пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства  выхода из сложившегося положения явилось  создание рыночной экономики в России. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры: приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка; система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене; достаточное число производителей, формирующих предложения товаров; устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей; наличие конкуренции; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража; развитие внешнеэкономических связей; формирование у людей рыночных норм поведения. Программа приватизации в России разрабатывалась на три года, и состояла из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации (три группы - объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, структуро-определяющие гиганты индустрии, фармацевтическая промышленность, предприятия по выпуску детского питания и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий, условия кредитования, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет РФ, бюджеты республик в составе РФ, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов РФ, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.

В программе также устанавливался перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежавших приватизации. Организация  приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный  комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа  убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики. Главными целями приватизации в 1992 году являлись:

Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной  рыночной экономики;

Повышение эффективности деятельности предприятий;

Социальная защита населения и  развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ;

Создание конкурентной среды и  содействие демонополизации народного  хозяйства;

Привлечение иностранных инвестиций.

При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные  предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные  предприятия. Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского  государства, как средство решения  многих экономических и хозяйственных  проблем, нависших в результате длительного  сохранения в России административно-командного механизма управления экономикой.

 

ГЛАВА 3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

 

В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них пришелся на 1992 г. - первую половину 1994 г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К  июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий  общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые  предприятия подлежали продаже  на аукционах и по конкурсу. В  итоге же получилось так, что подавляющее  большинство из них выкупили их коллективы.

Большая приватизация на этом этапе  осуществлялась преимущественно в  безвозмездной форме, посредством  приватизационных чеков (ваучеров). Всего  было распространено среди 96% населения (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели  все граждане) 144 млн ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоминированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую - за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс.

С середины 1994 г. осуществляется переход  ко второму этапу, когда безвозмездная  приватизация была прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий  возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает  вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся  в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения. Как показали социологические  опросы, лишь 6-7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных  предприятий. По многим причинам не проявили большой активности в приобретении таких акций российские и иностранные инвесторы.

Малая приватизация

Малая приватизация не достигла своей  главной экономической и социальной цели - создать мощный средний класс, который во всех развитых странах  является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в  пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства.

При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время всего около 1 млн. малых предприятий (по российскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало.

Как известно, во всех странах с  развитой рыночной экономикой именно данная группа предприятий, а не крупные  фирмы и концерны, обеспечивает занятость  большей части самодеятельного  населения. Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние  годы в РФ проблемы, связанные с  безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без  ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная  политика государства скорее враждебны  мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему. 

Большая приватизация

Еще более противоречивыми и  во многом негативными оказались  итоги большой приватизации. С  одной стороны, положительным само по себе является то обстоятельство, что  к настоящему времени около 55 млн российских граждан владеют акциями. Причем 40 млн из них приобрели акции за ваучеры (как правило, посредством чековых инвестиционных фондов, число которых достигало 685). С другой стороны, и этот способ «рассеивания собственности» не привел к образованию сильного среднего класса. Эти граждане, получая от своих мелких пакетов акций доход, в лучшем случае подобный проценту по сберегательным вкладам, в отличие от мелких предпринимателей никак не влияют на эффективность хозяйственной деятельности предприятий и занятость населения.

Информация о работе Приватизация в Росии