Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
определить экономическое содержание процесса приватизации;
провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации;
изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации;
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Формы собственности………………………………………………………..5
1.2 Понятие приватизации……………………………………………………….7
1.3 Формы приватизации………………………………………………………..12
1.4 Цели приватизации…………………………………………………….…….16
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ…………………………….……….20
ГЛАВА 3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ…………………….…….24
ГЛАВА 4. «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ» ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ……………………………………………………………………….…28
ГЛАВА 5. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ……………….....31
Заключение………………………………………………………………….……38
Список литературы……………………………………………………..………..41
Поскольку ваучеры (в отличие от
чехословацких купонных книжек) не
были именными ценными бумагами и
подлежали свободной купле-
На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительные фирмы (около 100 из них впоследствии бесследно исчезли), посулив гражданам огромные дивиденды, сумели получить в «доверительное управление» миллионы ваучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн. граждан был нанесен ущерб в 6 трлн. руб. (тогда это соответствовало примерно 13 млрд. долл.).
Весьма сомнительными
Поскольку сотрудники предприятий
имели право (наряду с бесплатным
получением акций) приобретать часть
акций со скидкой, их администрации
при предшествующей акционированию
оценке стоимости предприятий
ГЛАВА 4. «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ» ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
Анализ организации
Единообразие способов приватизации
для предприятий различных
Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение
в процессе приватизации породило появление
проблем, не решенных в рамках ее начального
этапа. Среди них – порядок
использования и финансирования
объектов социально-культурного
Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.
Процесс приватизации предприятий
обеспечивает следующие институты:
комитеты по управлению имуществом и
фонды имущества различных
В настоящее время в России складывается
ситуация, при которой темпы слома
административно-командной
Выработка общей стратегии
Процесс приватизации нуждается в
поддержке на двух уровнях: всего
общества и трудового коллектива
конкретного предприятия. Недостаточная
пропаганда идей приватизации привела
к тому, что у значительной части
как специалистов, так и населения
в целом сформировался
Передача собственности на государственное
имущество сложившимся
Приватизация муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным
впервые в Государственной
ГЛАВА 5. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
Положительные результаты приватизации
связаны, главным образом, с системной
трансформацией экономического строя
России, в том числе с устранением
монополии госсобственности в стране
и формированием основы многоукладной
экономики. Важным результатом является
также то, что приватизационные программы
реализованы в целом без
О появлении тенденции улучшения
функционирования приватизированных
предприятий по сравнению с
Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько с видами собственности, сколько с компетентностью управления и с условиями макросреды, в которой она функционирует.
Сравнение с практикой других стран
Восточной Европы показывает, что
хотя во многих из них, как и в
России, при решении проблем
К важнейшим особенностям российской модели приватизации можно отнести следующие аспекты:
Приватизация проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись «индивидуальные процедуры приватизации», вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).
Составлялись ежегодные
Из-за отсутствия финансовых средств
у населения осуществлялась бесплатная
раздача государственной
При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.
Фактически устанавливалось
Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.
В конце декабря 2009 года Правительство РФ одобрило прогнозный план приватизации федимущества на 2010 г и основные направления приватизации на 2011-2012 гг.
В план приватизации на 2010 г включены пакеты акций 449 АО, от продажи которых планируется выручить 17 млрд. руб. из них 444 АО - не очень большие предприятия, за акции которых планируется выручить до 5 млрд. руб. Также в перечень включены пакеты акций 5 крупных АО с прогнозной стоимостью продажи на сумму более 500 млн. руб. В их числе ТГК-5, Росгосстрах, Московский метрострой.
Кроме того, около 1 млрд. руб. в следующем году планируется выручить от продажи некоторых объектов казны.
На 2010 г подготовлен перечень из 28 предприятий, входящих в перечень стратегических, пакеты акций которых также могут быть выставлены на продажу в случае одобрения этого решения президентом. Продажи этих пакетов позволят привлечь дополнительно в бюджет 54 млрд. руб. таким образом, доходы от приватизации федерального имущества в 2010 г, по предварительная оценке, составят около 72 млрд. руб.
Правительство решило вернуться к практиковавшемуся в 1990-е гг. способу покрытия бюджетного дефицита и намерено заняться распродажей долей государства в различных компаниях. Инициатором предложения выступило Министерство финансов, о подробностях плана рассказали в интервью российским СМИ источники в ведомстве.
В 2011 - 2013 гг. в Минфине надеются получить за счет продажи акций десятка компаний около 900 млрд. рублей. Так, в 2010 г. ожидается сбыт активов на 298 млрд. руб., в 2012 г. - на 276,1 млрд. руб., в 2013-м - на 309,4 млрд. рублей. В списке организаций, доли в которых решило сбыть государство, числятся такие крупные компании, как "Роснефть", Внешторгбанк, Сбербанк и "Российские железные дороги".
В план, предложенный министерством, включена продажа 27% акций "Транснефти" (сейчас доля государства составляет 78,1%), 24,16% акций "Роснефти" (сейчас - 75,16%), 25% минус одна акция - "РЖД" (100%), 9,3% - "Сбербанка" (60,3%), 24,5% - ВТБ (85,5%), 28,11% - "ФСК ЕЭС" (79,11%), 9,38% - "РусГидро" (60,38%), 49% - АИЖК (100%), 49% - Россельхозбанка (100%), 25% минус одна акция - Совкомфлота (100%).
Стоит отметить, что многие из продаваемых
активов ранее входили в число
стратегических. Однако в июне президент
России Дмитрий Медведев подписал указ,
согласно которому чисто стратегических
предприятий в РФ сокращается
в пять раз. Впрочем, окончательно отказываться
от контроля над компаниями в Белом
доме не намерены: инициатива предусматривает,
что за государством и после продажи
части акций останется
Рыночная стоимость