Приватизация в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
определить экономическое содержание процесса приватизации;
провести сравнительный анализ моделей, форм и способов осуществления приватизации;
изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Формы собственности………………………………………………………..5
1.2 Понятие приватизации……………………………………………………….7
1.3 Формы приватизации………………………………………………………..12
1.4 Цели приватизации…………………………………………………….…….16
ГЛАВА 2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВОВАНИЯ В РОССИИ…………………………….……….20
ГЛАВА 3. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ…………………….…….24
ГЛАВА 4. «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ» ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ……………………………………………………………………….…28
ГЛАВА 5. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ……………….....31
Заключение………………………………………………………………….……38
Список литературы……………………………………………………..………..41

Файлы: 1 файл

курсовая инна.docx

— 64.73 Кб (Скачать файл)

Поскольку ваучеры (в отличие от чехословацких купонных книжек) не были именными ценными бумагами и  подлежали свободной купле-продаже, значительная их часть путем перекупки  оказалась в руках различного рода мафиозных структур. Это, с одной  стороны, привело к резкому усилению социального расслоения общества, а  с другой, что еще хуже, - способствовало быстрой криминализации российской экономики.

На основе ваучерной приватизации возникли новые формы экономической преступности. Так, всякого рода сомнительные фирмы (около 100 из них впоследствии бесследно исчезли), посулив гражданам огромные дивиденды, сумели получить в «доверительное управление» миллионы ваучеров и использовать их в своекорыстных целях. В результате 3 млн. граждан был нанесен ущерб в 6 трлн. руб. (тогда это соответствовало примерно 13 млрд. долл.).

Весьма сомнительными оказались  и льготы коллективам предприятий. Надо отметить, что такие льготы во многом оправданы тем, что большинство  предприятий к моменту начала приватизации находились в сложном  финансовом положении или даже были убыточными, а поэтому их акции  не представляли интереса для внешних  инвесторов. В то же время такие  льготы явно противоречат основному  принципу демократии - равноправию  граждан.

Поскольку сотрудники предприятий  имели право (наряду с бесплатным получением акций) приобретать часть  акций со скидкой, их администрации  при предшествующей акционированию оценке стоимости предприятий стремились любыми способами к занижению последней, что, как правило, удавалось сделать. К тому же та часть акций, которая при проведении приватизации продавалась на сторону, скупалась за бесценок. Соответственно бюджет недополучил крупные суммы. Только в 1994 г., с началом второго этапа, льготы коллективам предприятий при проведении приватизации последних были отменены.

 

ГЛАВА 4. «ПЛЮСЫ И МИНУСЫ» ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ

 

Анализ организации приватизационного  процесса в российской экономике  показывает ряд присущих ей черт, носящих  как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными  чертами являются следующие:

Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости  основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности  приватизации были сведены к порядку  согласования планов приватизации предприятий  с министерствами и ограничению  акционирования первым вариантом с  выпуском «золотой акции».

Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и  способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных  властей, выходящих за рамки своей  компетентности.

Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная  форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

Административное установление высоких  «заданий» по срокам и объемам  приватизации.

Внеэкономическое принуждение  в процессе приватизации породило появление  проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядок  использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи  пользователям земельных участков и недвижимости.

Многие элементы приватизационного  механизма начального этапа сохраняются  и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий  обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и  фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

В настоящее время в России складывается ситуация, при которой темпы слома  административно-командной модели значительно опережают создание новой модели государственного управления экономикой. В результате возникает  организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения  предприятий в рыночную среду.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом  для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и  методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается в  поддержке на двух уровнях: всего  общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная  пропаганда идей приватизации привела  к тому, что у значительной части  как специалистов, так и населения  в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально  ориентированные на уравнительную  справедливость («чековая приватизация»).

Передача собственности на государственное  имущество сложившимся коллективам  предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как  мелких, так и стратегических. Поэтому  в схеме приватизации, реализуемой  через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат  – долговременная консервация прямого  соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа  лежит критерий не эффективности (или  массовости), а приоритета трудового  коллектива.

Приватизация муниципального имущества  по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной  собственности преимущественно  является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного  имущества. Для приватизации муниципальных  предприятий характерен и большой  удельный вес средств, поступающих  от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное  общество, обычно закрытого типа. Другими  участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и  сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и  сложная ситуация, складывающаяся с  приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным  впервые в Государственной программе  приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако, я считаю, что банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

 

ГЛАВА 5. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

Положительные результаты приватизации связаны, главным образом, с системной  трансформацией экономического строя  России, в том числе с устранением  монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной  экономики. Важным результатом является также то, что приватизационные программы  реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для  включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые  хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий  факт: в настоящее время уже  до 70% ВВП России создается негосударственным  сектором экономики.

О появлении тенденции улучшения  функционирования приватизированных  предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья.

Очевидно, что эффективность работы любой компании связана не столько  с видами собственности, сколько  с компетентностью управления и  с условиями макросреды, в которой  она функционирует.

Сравнение с практикой других стран  Восточной Европы показывает, что  хотя во многих из них, как и в  России, при решении проблем приватизации преобладали политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный  эффект от приватизации наблюдался в  Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного хуже, чем в России, результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и  союзных республик бывшего СССР. Сопоставление таких параметров, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина и продолжительность экономического спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности прошёл в России с весьма относительным успехом.

К важнейшим особенностям российской модели приватизации можно отнести  следующие аспекты:

Приватизация проводилась не столько  по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным  документам Госкомимущества (которые  даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).

Для предприятий госсектора были разработаны  типовые стандарты процедур приватизации, однако широко применялись «индивидуальные  процедуры приватизации», вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).

Составлялись ежегодные государственные  программы приватизации, но включение  в эти программы адресных заданий  означало выбор лучших предприятий  и их форсированный передел.

Из-за отсутствия финансовых средств  у населения осуществлялась бесплатная раздача государственной собственности  и продажа ее по минимальным ценам, главным образом в интересах  директоров и государственных чиновников.

При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая  политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора  развития рыночной экономики, оказывала  не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие.

Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и  крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась  малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.

В конце декабря 2009 года Правительство  РФ одобрило прогнозный план приватизации федимущества на 2010 г и основные направления приватизации на 2011-2012 гг.

В план приватизации на 2010 г включены пакеты акций 449 АО, от продажи которых  планируется выручить 17 млрд. руб. из них 444 АО - не очень большие предприятия, за акции которых планируется  выручить до 5 млрд. руб. Также в перечень включены пакеты акций 5 крупных АО с прогнозной стоимостью продажи  на сумму более 500 млн. руб. В их числе  ТГК-5, Росгосстрах, Московский метрострой.

Кроме того, около 1 млрд. руб. в следующем  году планируется выручить от продажи  некоторых объектов казны.

На 2010 г подготовлен перечень из 28 предприятий, входящих в перечень стратегических, пакеты акций которых  также могут быть выставлены на продажу  в случае одобрения этого решения  президентом. Продажи этих пакетов  позволят привлечь дополнительно в  бюджет 54 млрд. руб. таким образом, доходы от приватизации федерального имущества  в 2010 г, по предварительная оценке, составят около 72 млрд. руб.

Правительство решило вернуться к  практиковавшемуся в 1990-е гг. способу  покрытия бюджетного дефицита и намерено заняться распродажей долей государства в различных компаниях. Инициатором предложения выступило Министерство финансов, о подробностях плана рассказали в интервью российским СМИ источники в ведомстве.

В 2011 - 2013 гг. в Минфине надеются получить за счет продажи акций десятка  компаний около 900 млрд. рублей. Так, в 2010 г. ожидается сбыт активов на 298 млрд. руб., в 2012 г. - на 276,1 млрд. руб., в 2013-м - на 309,4 млрд. рублей. В списке организаций, доли в которых решило сбыть государство, числятся такие крупные компании, как "Роснефть", Внешторгбанк, Сбербанк и "Российские железные дороги".

В план, предложенный министерством, включена продажа 27% акций "Транснефти" (сейчас доля государства составляет 78,1%), 24,16% акций "Роснефти" (сейчас - 75,16%), 25% минус одна акция - "РЖД" (100%), 9,3% - "Сбербанка" (60,3%), 24,5% - ВТБ (85,5%), 28,11% - "ФСК ЕЭС" (79,11%), 9,38% - "РусГидро" (60,38%), 49% - АИЖК (100%), 49% - Россельхозбанка (100%), 25% минус одна акция - Совкомфлота (100%).

Стоит отметить, что многие из продаваемых  активов ранее входили в число  стратегических. Однако в июне президент  России Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому чисто стратегических предприятий в РФ сокращается  в пять раз. Впрочем, окончательно отказываться от контроля над компаниями в Белом  доме не намерены: инициатива предусматривает, что за государством и после продажи  части акций останется контрольный  пакет.

Рыночная стоимость продаваемой  государством доли значительно выше. Если исходить из текущей биржевой и оценочной стоимости активов, которые Минфин планирует к продаже, сумма может быть существенно  больше. Каким именно образом Минфин посчитал суммы, которые они планируют  привлечь от продажи, не понятно, только пакет Роснефти при текущей капитализации  компании будет стоить более 500 миллиардов рублей".

Информация о работе Приватизация в Росии