Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 18:25, контрольная работа
По моему мнению, механизмы восполнения пробелов в Российской Федерации должны разрабатываться юридической наукой в первую очередь, потому что законодательная власть не в состоянии в один миг разобраться с данной проблемой, в короткий срок заполнить пробелы российскогоё законодательства. На сегодняшний день единственным механизмом устранения пробелов, помимо законотворческой деятельности в российской практике, выступают Постановления Конституционного и Высшего Арбитражного Суда России. О правильности данного суждения свидетельствует многократный рост исследований, посвященных нетипичным и спорным ситуациям в праве, т.е. пробелам в праве, механизмам их толкования и применения аналогии.
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Пробелы в праве: понятие, виды, причины возникновения …………5
3. Способы устранения пробелов в законодательстве…………………….10
3.1. Аналогия права ………….………………………………………………13
3.2. Аналогия закона..………..…………………………………………........14
3.3. Коллизия………………...………………………………………...……...15
3.4. Субсидиарная аналогия…………………………………………………17
4. Заключение…………………………………………………………...............19
5. Список использованной литературы………….………………………….22
Содержание
1. Введение………………………………………
2. Пробелы в праве: понятие, виды, причины возникновения …………5
3. Способы устранения
пробелов в законодательстве………
3.1. Аналогия права ………….…………………………
3.2. Аналогия закона..………..……………………
3.3. Коллизия………………...…………………………………
3.4. Субсидиарная аналогия………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список использованной литературы………….………………………….22
1. Введение
Социальные отношения в мире с каждым годом усложняются. Государство издает все увеличивающееся количество нормативных актов, призванных регулировать эти отношения. Однако далеко не всегда удается охватить те или иные сферы жизни, и тогда возникает пробел в праве.
Пробел в праве — это отсутствие в праве нормы, при помощи которой необходимо решать конкретные жизненные ситуации, требующие правового регулирования.
Следует отметить, что в советском
праве термин «пробел в праве»,
как правило, не употреблялся. Говорилось
об отсутствии нормы, регулирующей данные
или сходные с ними отношения.
Связано это с тем, что советское
право считалось совершенным
и превосходящим всякое другое не
только по своей сущности, но и по
своей эффективности, адекватности
объективной реальности. В связи
с этим считалось, что всякие проблемы,
связанные с отсутствием
Отличительная черта пробела в праве в том, что те фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем и целом правом урегулированы: законодатель выразил здесь свою волю через урегулирование аналогичных обстоятельств, через общие нормы права, общие и отраслевые правовые принципы. Таким образом, пробелы представляют собой своего рода «пропуски» в правовом пространстве, в ткани юридических норм, которые нежелательны и в принципе должны быть исключены из общего правила адекватного правового регулирования социальной сферы.
По моему мнению, механизмы восполнения пробелов в Российской Федерации должны разрабатываться юридической наукой в первую очередь, потому что законодательная власть не в состоянии в один миг разобраться с данной проблемой, в короткий срок заполнить пробелы российскогоё законодательства. На сегодняшний день единственным механизмом устранения пробелов, помимо законотворческой деятельности в российской практике, выступают Постановления Конституционного и Высшего Арбитражного Суда России. О правильности данного суждения свидетельствует многократный рост исследований, посвященных нетипичным и спорным ситуациям в праве, т.е. пробелам в праве, механизмам их толкования и применения аналогии.
В условиях законности наличие пробелов в праве бцыть не должно. Пробелы в праве это существенный недостаток действующей правовой системы, который обусловлен отсутствием достаточного внимания к совершенствованию законодательства и своевременному устанению этой пробемы
Чем меньше пробелов в законодательстве, тем оно совершенней, тем прочнее законность. Известный учёный Н.И. Матузов так пишет : "В современных условиях России очень важно всемерно повышать роль законов, других нормативных правовых актов в создании юридических гарантий прав человека, свободы личности, её защищенности, поскольку именно это остаётся пока одной из наиболее острых и нерешенных проблем общества".1
В то же время пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны.
В данной контрольной работе я предприняла попытку дать характеристику понятию и видам пробелов в праве, раскрыть их природу и способы устранения данной проблемы.
2. Пробелы в праве: понятие, виды, причины возникновения.
2.1 Понятия и виды пробелов в праве.
Иногда в процессе выбора и анализа правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, в законодательстве обнаруживается пробел.
Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы. необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.2
В данном определении автор указывает на основную черту пробела в праве: отсутствие нормы права необходимой для регулирования конкретных общественных отношений.
А.Ф. Черданцев под пробелом
в праве предлагает понимать "отсутствие
нормы права, которая должна быть
в системе права с точки
зрения принципов и оценок самого
права».Пробел в праве указанный
автор характеризует как
Используя в определении термин "норма права" автор имеет в виду правовое регулирование общественного отношения только с помощью норм права, понимая под ними исходящие от государства и им охраняемые общеобязательные, формально-определённые предписания, выраженные в виде правил поведения или отправных установлений. То есть, не рассматривает возможность правового регулирования общественных отношений с помощью иных источников - подзаконных актов, обычаев или судебной практики.
Известный теоретик права В.В. Лазарев предлагает наиболее полное определение: "Пробелом в праве называется полное или частичное отсутствие нормативных установлений, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства, а также иными проявлениями классовой воли, направленной на регулирование жизненных фактов в сфере правового воздействия"4. Автор предлагает понимать под пробелом в праве не только ситуацию, когда правовые нормы полностью отсутствуют, но и когда нормы права охватывают не весь объём общественного отношения, затрудняя, таким образом, его регулирование.
Выделение различных видов пробелов в праве необходимо для более глубокого их изучения, уяснения их понятия и причин появления. В этом заключается значение видов пробелов.
В зависимости от времени существования, пробелы делятся на:
Первоначальные пробелы появляются в момент издания нормативного акта. В отечественной правовой системе они возникают вследствие того, что законодатель или не знал вообще о наличии обстоятельств, требующих нормативного урегулирования, или не осознавал необходимости урегулирования известных ему общественных отношений, или, наконец, зная о них и сознавая необходимость их закрепления в праве, упустил их регулирование при издании акта.
Первоначальные пробелы
в свою очередь могут делиться
на простительные и
Последующие пробелы появляются после издания нормативного акта. Их возникновение обусловлено, во-первых, появлением совершенно новых, не существовавших ранее, общественных отношений, новых обстоятельств, требующих правового опосредования, во-вторых, возникновением потребности нормативного регулирования таких явлений, к которым ранее право было безразлично.
В зависимости от реальности, пробелы делятся на:
Действительные- которые действительно существуют.
Мнимые - которые реально не существуют.
Действительный пробел -
отсутствие нормы права, регулирующей
конкретное общественное отношение, в
том случае, когда такое отношение
входит в сферу правового
Вместе с тем, действует правило, что если существует пробел, то нельзя на этом основании отказать в официальной правовой оценке поведении лиц, оказавшихся в ситуации, которая находится в сфере правового регулирования.
Мнимым является пробел, когда определенный вопрос не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированы нормами права.
Мнимые (кажущиеся) пробелы вытекают из представлений, когда полагают, что общественное отношение должно быть урегулировано правовой нормой, хотя на самом деле оно вообще находится вне той сферы, которое правом регулируется (любовь, дружба и т.п.). Обычно, такие представления характерны для людей несведущих в праве.
По мнению Уранского, Ф.Р. Основными видами пробелов в праве являются5:
В.И. Акимов делит пробелы на законодательные (отношения, по каким-то причинам не урегулированные законодателем) и технические (возникающие в связи с тем, что суду не даны все необходимые указания для разрешения конкретного вопроса)6
1.2 Причины возникновения пробелов праве
Разные авторы называют разные причины пробелов, так например причиной пробелов В.С. Нерсесянц считает7:
Другой автор также рассматривает пробел в праве как отсутствие законодательного регулирования определённой сферы отношений в обществе8. Этот учёный выделяет две причины возникновения пробелов:
В.В. Лазарев к указанным добавляет следующие причины пробелов9:
2.Способы устранения пробелов в праве
Наличие пробелов в праве нежелательно и свидетельствует о недостатках правовой системы. Однако они объективно возможны и неизбежны.
2.1 Правотворчество как основной способ восполнения пробелов в праве
По мнению Лазарева В.В. принципиально
обязанность восполнения
При анализе вопроса о восполнении пробелов внимание нужно уделять не суду, а органам, обладающим правом издания нормативных правовых актов.
Полномочие на восполнение
определенного пробела возможно
не иначе как в пределах нормотворческои
компетенции того или иного органа
в области предоставленных ему
прав на решение тех или иных вопросов.
Компетенционные нормы