Проблемы типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой в курсовой работе темы – «Проблемы типологии государства» - должна быть признана несомненной ввиду высокой значимости для государствоведения категории «тип государства». «Категория «тип государства» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества»1.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость типологии государства 5
1.1. Понятие и назначение типологии государства 5
1.2. Критерии типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы 9
2. Общая характеристика отдельных типов государств согласно формационному подходу 14
2.1. Рабовладельческое государство 14
2.2. Феодальное государство 19
2.3. Капиталистическое государство 23
2.4. Социалистическое государство 28
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая тема 4.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение высшего  
профессионального образования

«Уральский государственный экономический университет»

 

кафедра  гражданского права

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема №4. Проблемы типологии государства.

Курсовая работа по Теории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Эльвира Габделихсановна

                                                  Козлова

                                                                                                    Студентка

гр. ЮР-12Р

_______________

              (подпись)

 

Научный руководитель Згогурин С.Б.

_______________

(подпись)

Предварительная оценка________

Дата защиты__________________

Оценка_______________________

 

 

Екатеринбург, 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

Актуальность рассматриваемой в курсовой работе темы – «Проблемы типологии государства» - должна быть признана несомненной ввиду высокой значимости для государствоведения категории «тип государства». «Категория «тип государства» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества»1. Необходимо учитывать, что каждое государство развивается в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» абстрагируется от них и берет во внимание наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.

Эта тема актуальна в высокой степени еще и потому, что в рамках господствовавшей в отечественной юридической науке многие десятилетия было абсолютно точно понятно, каким путем нужно двигаться нашему государству. Сейчас же, когда концепция социалистического государства уже мало кем разделяется, ориентиры общественного движения оказываются утраченными, поскольку никаких новых идеалов общественного устройства не предлагается. Разве что информационное общество… Но какова роль государства в этом обществе, пока еще не очень-то понятно, как и все остальное, с ним связанное. Следовательно, вопрос о типе государства не утрачивает своей остроты.

«В связи с глубокой трансформацией современного государства, одного из самых изученных социальных институтов, разработка его теоретических проблем, в том числе и исторической типологии, приобретает особую актуальность. Типология, устанавливающая устойчивые сочетания признаков изучаемых объектов, распределяющая их по относительно однородным группам, выполняет методологическую функцию: она служит объяснительной моделью и основополагающей парадигмой, позволяя формировать понятийный аппарат, и, определяя проблематику исследования, является важным инструментом согласования эмпирического и теоретического уровня научного познания»2.

В рамках данной работы ввиду ограниченности ее объема не представляется возможным рассуждать на затронутую выше тему. Цель курсовой работы другая, а именно: в самом общем виде показать, что такое типология государства, зачем и каким образом она может быть (точнее, была) построена.

Реализация поставленной цели предполагает решение таких задач, как:

1) дать понятие типологии и  типа государства;

2) дать представление о некоторых  из использовавшихся на протяжении  истории критериях классификации  государств, указать, что наиболее  традиционной и разработанной  является типология государства, построенная на формационном критерии;

3) с точки зрения теории общественно-исторических  формаций охарактеризовать основные  черты разных типов государств: рабовладельческого, феодального, капиталистического  и социалистического – и показать утопичность последнего.

Объектом исследования является феномен государства. Предмет исследования – типы государств.

 

 

1. Необходимость типологии государства

1.1. Понятие и  назначение типологии государства

 

 

Типология - осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев)3.

Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права4.

«Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками»5.

Развитие государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовые системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического процесса.

 Исходными посылками типологии  государства и правовых систем  являются следующие положения. Во-первых, положение о том, что развитие  человеческого общества, а вместе  с ним государства и права - это непрерывно протекающий, длительный  и по своей природе естественно-исторический процесс.

 Во-вторых, что этот процесс  неразрывно связан с постоянным  развитием социальной природы, содержания  и назначения государства и  права, а также с коренными  изменениями основных принципов  их организации и функционирования. Например, если в качестве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права выступал принцип частной собственности на основные средства производства и на рабов, то в качестве одного из основных принципов капиталистического типа государства и права выступает уже принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодального типа государства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствия объема и характера политической власти размерам земельного владения.

 И, в-третьих, положение о том, что процесс перехода от одного  типа государства и права к  другому органически сочетает  в себе элементы непрерывности, эволюции государственно-правовых  явлений с элементами их дискретности, качественной скачкообразности и в этом смысле - революционности. Эволюционность развития государства и права, выступающая в виде постоянного накопления в них количественных и качественных изменений, и революционность развития, представляющая собой быстрое, скачкообразное качественное изменение государственно-правовых явлений, проявляются вовне как две взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, взаимно дополняющие друг друга стороны процесса их естественно-исторического развития.

 Эволюционное развитие государства и права совершается, в основном, в пределах одной и той же общественно-экономической формации. Революционное же развитие государства и права, приводящее к быстрому и вместе с тем качественно иному, коренному изменению их классовой сущности, социального содержания и назначения, совершается при переходе от одного типа государства и права к другому, от одной общественно-экономической формации к другой.

В юридической и политологической литературе издавна сложилось мнение, что, независимо от особенностей своего существования и функционирования, государство, а вместе с ним право, проходят исторически обусловленный путь развития от рабовладельческого типа к социалистическому. Между данными типами государства и права, соответственно, находятся феодальный и капиталистический типы. Такова схема.

 Утверждается также, что процесс  развития государства совершается  по восходящей линии и что  по характеру своему это - необратимый  процесс. Государственно-правовая практика  не в полной мере доказывает  данный тезис. Она полностью подтверждает его лишь в первой части, где речь идет о развитии государства по восходящей линии. Однако только частично это делается во второй.

 Прогрессивное развитие государства  или его развитие по восходящей  линии проявляется в том, что по мере перехода государства от одного типа к другому, от одной его сущностной характеристики к другой укрепляются демократические принципы его организации и деятельности, расширяются его социальные основы, увеличивается круг прав и свобод, которыми наделяются подданные и граждане государства. О развитии государства по восходящей линии свидетельствуют также и другие обстоятельства, а именно - совершенствование самого государственного механизма, расширение конституционно-правовых основ его деятельности, совершенствование механизма взаимосвязи и взаимодействия государств с обществом и различными социально-политическими институтами.

 Что же касается необратимости  процесса развития государства  и права, последовательности смены  их типов, то здесь нужно сказать следующее. Безусловно, правы те ученые, которые утверждают, что как нельзя остановить естественно-историческое развитие общества, а вместе с ним государства и права, как нельзя предотвратить их переход от одного типа к другому, так нельзя повернуть вспять историю и перейти назад от любого из последующих этапов развития государства и права к их предшествующим этапам.

"Общество, - писали в связи  с этим К. Маркс и Ф. Энгельс, - если даже оно напало на  след естественного закона своего  развития, не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами..."6

 Данное теоретическое положение, касающееся необратимости процесса  развития общества, государства  и права, не подлежит никакому  сомнению. Правильность его многократно  была подтверждена самой жизнью, общественной и государственно-правовой практикой.

 Однако данное положение  нельзя абсолютизировать, ибо объективный, детерминированный характер развития  общества, государства и права  не равнозначен фатальному, заранее  во всем предопределенному характеру. В процессе развития человеческого общества, а вместе с ним государства и права имеет место, как известно, не только необратимость, но и историческая случайность, которая может привести в отдельных конкретных случаях к обратному движению, к торможению прогрессивного развития государства и права, к регрессу. Ряд примеров тому дает, в частности, фашизм, установление и существование которого в любой стране неизбежно связано с торможением поступательного развития государства и права, к застою в государственно-правовой жизни, к относительному движению вспять.

 Недопустимость абсолютизации  процесса необратимости в развитии  государства и права подтверждается  также и тем, что в последние  годы в России и ряде других  бывших социалистических государств после разрушения "коммунизма" наблюдалось не поступательное развитие государственно-правового механизма от "социалистического" к "посткоммунистическому", как это должно было бы вытекать из тезиса о необратимости процесса, а совсем иное, скорее - противоположное развитие.

 Это подтверждается не только  теоретическими установками и  заявлениями пришедших к власти  на волне "перестроечного" движения  лидеров о необходимости пройти "обратный путь от социализма  к капитализму", но и самой  практикой государственно-правового и экономического строительства в этих странах.

Обращаясь к характеристике содержания и назначения типологии (классификации) государства и права, необходимо отметить, что это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности мыслительная операция. В процессе ее проведения ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный различными юридическими и неюридическими науками и, в первую очередь, историей государства и права, политической наукой, социологией, конституционным правом и др.

 На основе изучения и обобщения  данного материала устанавливаются  и раскрываются объективные связи, существующие между государством  и правом, с одной стороны, а  также экономической и социальной  структурой общества - с другой. Выявляются  движущие силы процесса естественно-исторического развития государства и права, решающими из которых являются материальные, производственные отношения (экономический базис). Раскрываются закономерности развития и смены исторических типов государства и права.

Информация о работе Проблемы типологии государства