Проблемы типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой в курсовой работе темы – «Проблемы типологии государства» - должна быть признана несомненной ввиду высокой значимости для государствоведения категории «тип государства». «Категория «тип государства» занимает самостоятельное место в теории государства и права, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества»1.

Содержание работы

Введение 3
1. Необходимость типологии государства 5
1.1. Понятие и назначение типологии государства 5
1.2. Критерии типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы 9
2. Общая характеристика отдельных типов государств согласно формационному подходу 14
2.1. Рабовладельческое государство 14
2.2. Феодальное государство 19
2.3. Капиталистическое государство 23
2.4. Социалистическое государство 28
Заключение 33
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

курсовая тема 4.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

 Экономической основой буржуазного  государства с момента его  появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.

 Такое же положение сохраняется и при современном капитализме. "Собственность и право наследования, - говорится, например, в Основном законе (Конституции) ФРГ от 23 мая 1949 г. - гарантируется. Содержание и пределы их устанавливаются законами.. Отчуждение может производиться только согласно закону и на основании закона, регулирующего порядок и размеры возмещения"13.

 Кроме права собственности  важнейшими "материальными" признаками  капитализма, составляющими экономическую  основу этого строя, в западной  политической и социологической литературе называются такие, как наличие конкуренции, "осуществляемой прежде всего ради получения прибылей собственниками"; содействие техническому и технологическому процессам; развитие узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций; рост мощных национальных и транснациональных корпораций; периодическое возникновение экономических спадов (депрессий); осуществление правительством лишь частичного контроля над частным сектором; возникновение и развитие сильных рабочих организаций.

 Частная собственность, обладание  ею является основой, мерилом  экономической свободы при капитализме. В свою очередь экономическая  свобода служит фундаментом политической, социальной и личной свободы  человека. Чем больше собственности  в руках того или иного лица или группы лиц, тем больше гарантируется осуществление провозглашаемых в конституциях и обычных законах их прав, и наоборот.

 Примечательны в этом отношении  выводы известного западногерманского  ученого, знатока буржуазного конституционного  права Конрада Хессе. В книге "Основы конституционного права ФРГ" он писал: "Для безработного постановка вопроса о профессиональной свободе является бесполезной. Свобода получения образования и свободный выбор учебного заведения значимы лишь для тех, кто обладает достаточными средствами для того, чтобы получить желаемое образование, и кто имеет возможность поступления в эти учебные заведения. Гарантии права собственности имеют реальное значение лишь для собственников, неприкосновенность жилища - лишь для тех, кто им обладает"14.

  Социальная структура буржуазного  общества, на основе которой строится  и функционирует капиталистическое  государство независимо от этапов  его развития, в укрупненном плане  представляется обычно как совокупность  двух основных, по природе не совместимых друг с другом, классов - буржуазии и пролетариата.

 Однако в более детализированном  виде она выступает одновременно  и как система входящих в  него промежуточных слоев населения, обладающих своими особенностями. К таковым относятся социальная  прослойка - интеллигенция, а также множественность различных внутриклассовых групп. Довольно значительную часть населения составляют так называемые полупролетарии, т.е. лица, являющиеся, с одной стороны, объектом эксплуатации наемного труда, а с другой - сами использующие чужой труд на принадлежащих им на праве частной собственности мелких предприятиях.

 В западной социологической  и политологической литературе  социальная структура общества  традиционно рассматривается как  некое целое, состоящее из следующих  трех составных частей - классов: высшего, среднего и низшего (рабочий). Каждый класс включает в себя всех тех лиц, которые обладают относительно ровным уровнем дохода, имеют одинаковый социальный статус, пользуются в обществе сходным социальным престижем.

 Высший класс, или "класс досуга" (leisure class), как его нередко называют, состоит из тех представителей общества, которые сосредоточивают в своих руках огромные богатства страны, имеют самый высокий доход, не занимаясь при этом непосредственно каким бы то ни было производительным трудом. Материальной основой такого привилегированного положения могут быть полученное наследство, дивиденды от земельной или иной собственности, специальные привилегии.

 Средний класс включает в  себя лиц со средним доходом. В их числе: мелкие и средние собственники (буржуа), мелкие бизнесмены, ученые "с недостойным доходом", высокооплачиваемые чиновники, преуспевающие фермеры и др.

 Наконец, низший, или "рабочий, класс" состоит из таких групп населения, которые обладают весьма низким социальным статусом, низкими доходами, соответствующими им жизненными условиями15.

Для осуществления своей власти высший класс создает целую систему различных социально-политических институтов в виде политических партий, государства, общественных организаций. Главное место среди них занимает, естественно, государство.

 Среди всех других институтов  капиталистическое государство  выделяется, во-первых, наличием у  него таких важнейших средств  властвования, как армия, полиция, тюрьмы, жандармерия, разведка и контрразведка. Они придают реальную силу господствующей элите. Без них практически было бы невозможным осуществление экономической и политической власти этого класса, составляющего меньшинство общества над подавляющим большинством.

 Во-вторых, к числу специфических черт и особенностей, свойственных капиталистическому государству, следует отнести обладание им такими мощными экономическими, политическими, идеологическими и правовыми рычагами воздействия на систему общественных отношений и институтов, которые позволяют ему занимать в структуре политической системы западного общества одно из главнейших, ведущих мест.

 По мере того, как возрастают  экономические, политические, идеологические  и иные потенции этого государства, во всех сферах жизни общества, в частности, в сфере производства, распределения и потребления материальных и духовных благ, оно все больше превращается в важнейший экономический фактор, выступает в роли крупной экономической и социально-политической силы. В настоящее время государство выступает в политической и экономической системе общества одновременно в качестве крупного производителя, покупателя и потребителя, в качестве собственника материальных и духовных средств, крупного банкира и кредитора, в качестве монополиста производимых им товаров и оказываемых его соответствующими органами различных социальных услуг.

 В-третьих, специфической чертой  и особенностью капиталистического  государства является его способность  выступать по отношению к различным  фракциям господствующего класса  и их организациям в качестве так называемого "совокупного капиталиста", исходящего в своей повседневной деятельности не из интересов и непосредственных целей отдельных капиталистов или монополий, а руководствующегося их "суммарными" целями и интересами.

 На государство как на "идеального совокупного капиталиста" возлагаются такие разнообразные по своему характеру, но одинаковые по своей социально-классовой сути и содержанию задачи, как: а) сглаживание внутриклассовых противоречий, существующих между различными частями господствующего класса - буржуазии; б) приведение разрозненных, а зачастую - противоречащих друг другу интересов различных фракций буржуазии к некоему общему знаменателю; в) определение общих, стратегических целей и перспектив дальнейшего развития господствующего класса и его ближайших союзников; г) обеспечение с помощью всех находящихся в распоряжении государства средств непрерывного развития капиталистической экономики, укрепления и дальнейшего совершенствования политической системы общества, повышения эффективности официальной идеологии и др.

 

 

2.4. Социалистическое государство

 

 Теоретические основы социалистического  государства и права были заложены  в трудах родоначальников научного  коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса  и развиты в произведениях  В.И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях других авторов, стоящих на марксистско-ленинских позициях.

 С момента своего зарождения  марксистское учение о государстве  и праве вообще и о социалистическом  государстве и праве в особенности подвергалось резким нападкам и критике со стороны представителей самых различных политических течений и идеологий. Подвергается оно им и в настоящее время. Это вполне понятно, если исходить из многократно подтвержденного жизненного тезиса о том, что любое учение о государстве и праве всегда отражает определенные, нередко весьма противоречивые политические взгляды и интересы, а также несовместимые друг с другом политические ценности и амбиции.

 Марксистское учение о социалистическом  государстве и праве, в отличие от других доктрин, практически не было полностью реализовано ни в одном из государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты.

 Марксисты всех направлений говорят о научности и прогрессивности развиваемых ими идей о социалистическом государстве и праве. Их политические и идеологические оппоненты, естественно, утверждают обратное.

 Однако независимо от оценок  и подходов к изучению марксистского учения о социалистическом государстве и праве основные его постулаты и исходные положения остаются следующими.

 Первое. Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов, говорилось в "Манифесте Коммунистической партии", является "ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти". А "первым шагом в рабочей революции" является "превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии"16.

 В работах классиков марксизма-ленинизма  обстоятельно разработана теория  социалистической революции - ее  цель, формы осуществления, основные направления, методы. Еще в ранних произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса развивались, например, идеи о необходимости соблюдения последовательности и непрерывности социалистической революции. Наши интересы и наши задачи, писали они, заключаются в том, "чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти"17.

 В более поздних их работах  проводилась мысль о необходимости  использования в процессе осуществления социалистической революции различных - мирной и немирной - форм. Восстание было бы безумием там, доказывал, в частности, Ф. Энгельс, "где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем". И далее: "Мы, "ниспровергатели", гораздо больше преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота".

 Используя марксистский тезис  о непрерывности революции, В.И. Ленин  разработал доктрину о перерастании  буржуазно-демократической революции в социалистическую. "От революции демократической, - писал он, - мы сейчас же начинаем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию".

 Второе. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, являются слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.

 Все перевороты, писал в связи  с этим К. Маркс, лишь усовершенствовали  старую государственную машину "вместо  того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за  господство, рассматривали захват  этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе".

 Развивая эту мысль, В.И. Ленин  убеждал, что "революция должна  состоять не в том, чтобы новый  класс командовал, управлял при  помощи старой государственной  машины, а в том, чтобы он разбил  эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины".

 На вопрос, как это сделать, Ленин отвечал, что к слому  старого, буржуазного аппарата нужно  подходить строго дифференцированно, разнопланово. Дело в том, что  в каждом буржуазном государстве, наряду с преимущественно-угнетательскими органами и институтами в виде армии, полиции, жандармерии и пр., которые подлежат немедленному слому, есть также органы, которые связаны с банками и синдикатами, выполняют учетно-регистрационные функции. "Этого аппарата разбивать нельзя и не надо".

 Третье. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму.

Четвертое. В своем становлении и развитии социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, проходят несколько этапов эволюционного изменения.

Информация о работе Проблемы типологии государства