Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:59, курсовая работа
Известны следующие теории происхождения государства: Теологическая теория, патриархальная теория, теория договорного происхождения государства, учение о государстве Гегеля, теория насилия (захвата), марксистская теория происхождения государства, теория «инцеста», психологическая теория, ирригационная теория.
Не один раз обращались
к определению государства К.
Маркс и Ф. Энгельс. Они
Понятие государства, его характеристика
конкретизируется при раскрытии признаков,
отличающих его как от родового строя,
так и от негосударственных организаций
общества. Иными словами, «анализ признаков
государства углубляет знания о нем, подчеркивает
его уникальность в качестве ничем не
заменимой формы организации общества
и важнейшего общественно-политического
института» [24]. Каковы же эти признаки?
Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее
верховенстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1)
универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения,
все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3)
наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная
власть не располагается.
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой
власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном
праве свободно решать все свои дела.
В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная
власть не была верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее
была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы,
было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло
государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и
государства.
Неразрывная связь государства и права. Без прав государство существовать
не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем
самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои
функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и
государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому
режиму. При такой подчиненности
государства праву и
правовое государство.
Суверенитет
государства и суверенитет
Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние веков. Оно
потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, в сфере
государственной жизни! – отделить государственную власть от власти церкви и
придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет –
один из показателей совершенства государства, того, что оно становится
развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое
свойство государства.
Государственный суверенитет – «независимость государственной власти от всякой
иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном
праве самостоятельно и свободно решать все свои дела»
[25].
Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе
все наиболее существенные черты государственной организации общества».
Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:
в универсальности – только решения государственной власти распространяются на
все население и общественные организации данной страны;
в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного
проявления другой общественной власти;
в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая
другая общественная организация.
Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с
негосударственными
вопросов государственной и общественной жизни.
Государственная власть расположена на высшей ступени иерархии управляющих в
данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с
существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не
могут одновременно, бок о бок, функционировать в одном и там же государстве.
Существования «двоевластия» в некоторые периоды истории, связанного с
своеобразной ситуацией в
государственной власти, является исключением отсюда и не меняет этого
принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжатся не может, и
одна из них непременно сходит со сцены.
Государственный суверенитет – это основа силы государства, его способности
эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть
основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того чтобы
присвоит себе «право войны», для одностороннего произвольного прекращения
существующих правовых отношений,
в которых участвует
Государственный суверенитет имеет две стороны:
внутреннюю сторону –
на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной
территории;
внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах страны,
недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне кроме
ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом, когда
соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке. Государство в
соответствии с международным правом и своим национальным законодательством
может уступать свои суверенные права межгосударственным организациям.
В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает, что оно не
связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от
мирового сообщества в целом. Любое
демократическое государство
должно постоянно к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных
образований»[26]. В международных
отношениях государство берет на себя обязательства, считается с общепризнанными
нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не
ущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или по всеобщему
согласию.
В федеративных государствах суверенитет признается за союзными государством, а
по законодательству некоторых стран – также за субъектами федерации. В России
по федеративному договору суверенным считаются и республики, входящие в ее
состав. Это подтверждено также
конституциями некоторых
России. Например, Конституция РТ «Республика Татарстан – суверенное
демократическое государство, выражающее волю и интересы всего
многонационального народа республики»[27]
.
В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что « Суверенитет РФ
распространяется на всю территорию»[28].
В ней есть также положение о том, что «РФ обладает суверенном правом и
осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зоне РФ в
порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права»
[29].
В суверенитете государство находит свое политическое и юридическое выражение
полновластие народа, в интересах которого государство осуществляла
руководство обществом.
Государственный суверенитет как
особенность государственной
отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.
Народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия, право
народу самому, своей волей определять свою судьбу»
[30]. Аналогичное же значение имеет понятие национального суверенитета; это
права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей
жизни, право на свое национальное самоопределение.
Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и
национальным суверенитетом. Демократическое государство, в котором нации и
народности реализовали свое право на национальное самоопределение,
представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях,
т.е. включая народный и национальный суверенитет.
Национальный суверенитет
и образования самостоятельного государства»
[31]. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного
объединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством,
естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от