Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Известны следующие теории происхождения государства: Теологическая теория, патриархальная теория, теория договорного происхождения государства, учение о государстве Гегеля, теория насилия (захвата), марксистская теория происхождения государства, теория «инцеста», психологическая теория, ирригационная теория.

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 62.94 Кб (Скачать файл)

 Не один раз обращались  к определению государства К.  Маркс и Ф. Энгельс. Они считали,  что это «та форма, в которой  индивиды, принадлежащие к господствующему  классу, осуществляют свои общие  интересы и в которой все  гражданское общество данной  эпохи находит свое сосредоточение»[21]. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому ««государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[22]. В. И.Ле- нин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[23].                                                                                                      Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону,  указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.                                                                                                                                 В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.                                                                           Приведенное определение отражает общее понятия государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института» [24]. Каковы же эти признаки?                                                                                                          Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам. Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которое обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, - это колония или доминион.

Суверенитет как свойство государственной  власти заключается в ее

верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает: 1)

универсальность ее властной силы, которая  распространяется на все населения,

все партии и общественные организации  данной страны; 2) ее прерогативы; 3)

наличие у нее таких средств  воздействия, которыми никакая другая общественная

власть не располагается.

Самостоятельность и независимость  государственной власти от всякой другой

власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном

праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная

власть не была верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее

была власть партийная. Государство  проводило в жизнь партийные  директивы,

было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло

государственную власть, стало одной  из причин глубокого кризиса общества и

государства.

     Неразрывная связь  государства и права. Без прав  государство существовать

не может. Право юридически оформляет  государство и государственную  власть и тем

самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои

функции в правовых формах. Право  вводит функционирование государства  и

государственной власти в рамки  законности, подчиняет их конкретному правовому

режиму. При такой подчиненности  государства праву и формируется  демократическое

правовое государство.

           Суверенитет  государства и суверенитет нации.          

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние веков. Оно

потребовалось для того, чтобы в  государстве – именно в государстве, в сфере

государственной жизни! – отделить государственную власть от власти церкви и

придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет  –

один из показателей совершенства государства, того, что оно становится

развитым. На современной стадии цивилизации  суверенитет есть неотъемлемое

свойство государства.

Государственный суверенитет –  «независимость государственной власти от всякой

иной власти внутри страны и вне  ее, выраженная в ее исключительном, монопольном

праве самостоятельно и свободно решать все свои дела»

[25].

Суверенитет -  «собирательный признак  государства. Он концентрирует в  себе

все наиболее существенные черты государственной  организации общества».

Независимость и верховенство государственной  власти выражается в следующем:

в универсальности – только решения  государственной власти распространяются на

все население и общественные организации  данной страны;

в прерогативе – возможности  отмены и признания ничтожным любого незаконного

проявления другой общественной власти;

в наличии специальных средств  воздействия, которыми не располагает  никакая

другая общественная организация.

Верховенство государственной  власти вовсе не исключает ее взаимодействия с

негосударственными политическими  организациями при решения разнообразных

вопросов государственной и  общественной жизни.

Государственная власть расположена  на высшей ступени иерархии управляющих  в

данном обществе подсистем, независима от них. Она несовместима с

существованием другой такой же власти в стране. Две суверенные власти не

могут одновременно, бок о бок, функционировать  в одном и там же государстве.

Существования «двоевластия» в  некоторые периоды истории, связанного с

своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения в своих руках

государственной власти, является исключением  отсюда и не меняет этого

принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжатся не может, и

одна из них непременно сходит со сцены.

Государственный суверенитет –  это основа силы государства, его  способности

эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может  быть

основой для антиправовых действий, для произвола. Например, для того чтобы

присвоит себе «право войны», для  одностороннего произвольного прекращения

существующих правовых отношений, в которых участвует государство.

Государственный суверенитет имеет  две стороны:

внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право на законодательство,

на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной

территории;

внешнюю сторону – самостоятельность  и независимость во внешних делах  страны,

недопустимость вмешательства  во внутригосударственные дела извне  кроме

ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом, когда

соответствующие действия совершаются  в строго правовом порядке. Государство  в

соответствии с международным правом и своим национальным законодательством

может уступать свои суверенные права  межгосударственным организациям.

В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает, что  оно не

связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от

мирового сообщества в целом. Любое  демократическое государство внутри страны

должно постоянно к мнению граждан, социальных групп и их негосударственных

образований»[26]. В международных

отношениях государство берет  на себя обязательства, считается с общепризнанными

нормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это не

ущемляет добровольный характер, устанавливаются  по взаимному или по всеобщему

согласию.

В федеративных государствах суверенитет  признается за союзными государством, а

по законодательству некоторых  стран – также за субъектами федерации.  В России

по федеративному договору суверенным считаются и республики, входящие в ее

состав. Это подтверждено также  конституциями некоторых республик  в составе

России. Например, Конституция РТ «Республика  Татарстан – суверенное

демократическое государство, выражающее волю и интересы всего

многонационального народа республики»[27]

.

В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что « Суверенитет РФ

распространяется на всю территорию»[28].

В ней есть также положение о  том, что «РФ обладает суверенном правом и

осуществляет юрисдикцию на континентальном  шельфе и в исключительной зоне РФ в

порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права»

[29].

В суверенитете государство находит  свое политическое и юридическое  выражение

полновластие народа, в интересах  которого государство осуществляла

руководство обществом.

Государственный суверенитет как  особенность государственной власти следует

отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет – «само  содержание демократии, основа народовластия, право

народу самому, своей волей определять свою судьбу»

[30]. Аналогичное же значение имеет понятие национального суверенитета; это

права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы  своей

жизни, право на свое национальное самоопределение.

Государственный суверенитет может  совмещаться с народным суверенитетом  и

национальным суверенитетом. Демократическое  государство, в котором нации  и

народности реализовали свое право  на национальное самоопределение,

представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее  значениях,

т.е. включая народный и национальный суверенитет.

Национальный суверенитет означает «права на само определение вплоть до отделения

и образования самостоятельного государства»

[31]. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного

объединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством,

естественно, не может быть суверенитетом  одной лишь нации. В зависимости  от

Информация о работе Происхождение государства и права